Элективный курс для учащихся 10–11-х классов "Parents and children: teenagers at any time" ("Родители и дети: подростки во все времена")

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка.

При переходе старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение необходимо иметь в виду тот факт, что с каждым годом увеличивается потребность обеспечения целостной и разносторонней профильной подготовки учащихся по иностранному языку, т. к. сегодня представитель любой профессии может осуществлять свою деятельность в любой точке мира. Следовательно, учащийся должен уметь пользоваться как минимум английским языком как средством достижения своих целей.

Предлагаемый элективный курс по английскому языку “Parents and children: teenagers at any time” разработан для старшей школы (10-11-е классы) c учетом требований не столько к профессиональной ориентации учащихся (т.е. он может использоваться как для гуманитарного, так и технического профиля ), сколько к овладению коммуникативной компетенцией, чтобы наши учащиеся соответствовали потребностям современной экономики. Как вписать уникальные возможности использования Интернета, аутентичных текстов, других материалов при 2-3 часах работы в неделю, ограниченном объеме языковых средств и определенном наборе тем в общеобразовательной школе? Одним из выходов в этой ситуации может являться элективный курс.

Основной целью предлагаемого курса является создание возможностей для приобретения учащимися умений и навыков практического использования английского языка в разных сферах деятельности и в общении на разные темы; параллель между двумя поколениями (родители и дети) позволит не только отмечать определенные различия или сходства в понимании одного и того же вопроса, но и умении соглашаться и не соглашаться с чьей-либо точкой зрения, отстаивать и аргументировать свою, сопоставлять, приводить доводы “за” и “против”, вести все виды диалогов, овладеть техникой перевода с английского языка на русский текстов разной жанровой принадлежности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Расширение спектра образовательных и учебных ситуаций общения и задач с ориентацией на реальные прагматические ситуации.

Оснащение учащихся необходимыми знаниями и практическими умениями для использования языка в профессиональных целях и для свободного общения на различные темы.

Создание условий для формирования у учащихся умений самостоятельно ставить цели и задачи по отношению к дальнейшему изучению английского языка, использовать различные ресурсы и средства обучения.

Увеличение (в сравнении с базисным курсом) количества изучаемых тем, предметов речи, видов и типов текстов с ориентацией на различные профили обучения, расширение общего кругозора учащихся.

Углубление интереса к изучению английского языка.

Количество учебных часов: 17 (1 час в неделю).

Образовательные результаты предлагаемого элективного курса можно разделить на три группы:

1.Общеучебная компетентность:

  • Умение решать информационные проблемы (находить, систематизировать, обрабатывать необходимую информацию, владеть различными способами ее представления);
  • Умение применять способы учебного сотрудничества;
  • Умение защищать свою точку зрения, права и интересы в иноязычной ситуации;
  • Умение адекватно оценить результаты своей и чужой работы.

2. Языковая и коммуникативная компетентность:

  • Умение понять и передать нужную тематическую информацию;
  • Владение всеми видами диалога (предполагающими участие в беседе/дискуссии, осуществлении запроса информации, обращении к собеседнику за разъяснениями, выражение своего отношения, аргументация;
  • Адекватное речевое поведение в ситуациях профессионально-ориентированного общения;
  • Владение техниками перевода с английского языка на русский язык текстов разной жанровой принадлежности.

3. Социокультурная компетентность:

  • Умение учитывать особенности культуры страны изучаемого языка в ситуациях общения;
  • Владение культурой общения и основам профессиональной этики в иноязычной среде.

Содержание элективного курса.

1. People and Relations (Люди и отношения). (2 часа)

Биография, внешность, манеры, семья, отношения в семье, отношения с друзьями, отношения в обществе, проблемы, эмоции, чувства.

2. Leisure and Lifestyles (Отдых и стили жизни). (2 часа)

Свободное время, увлечения, мода, образ жизни, социализация, вкусы в еде, одежде и т.д..

3. Work and Study (Работа и учеба). (2 часа)

Учеба, работа, профессиональные надежды, успех, неудача, повседневная жизнь.

4. Technology (Технология). (2 часа)

Новые технологии, аспекты индустриализации и их влияния на нашу жизнь, изменение уровня жизни с развитием новых технологий.

5. Society and Institutions (Общество и его институты власти). (2 часа)

Общество и его институты власти, закон и порядок, бедность и богатство, война и мир, экономика и финансы и т.д..

6. The Media (Средства массовой информации). (2 часа)

Средства массовой информации, Интернет, e-mail, новости.

7. The Environment (Окружающая среда). (2 часа)

Мир вокруг нас, погода, климат, растительный мир, животный мир, защита и сохранении окружающей среды и т.д..

8. Are we the same or different? (Мы такие же или разные ?) (3 часа)

Сопоставительный анализ обсуждаемого материала, обсуждение разных точек зрения, согласие, несогласие, нахождение компромисса.

Методы преподавания и учения.

(Формы организации учебных занятий).

Подход к курсу можно охарактеризовать как коммуникативно-когнитивный.

Коммуникативность избранного метода проявляется в том, что курс представляет собой цепочку специально подобранных тем, требующих от учащихся вступления в речевую коммуникацию. Наполнение каждой темы можно ранжировать по уровню сложности и содержания.

Когнитивность заключается в том, что:

- языковые явления предъявляются всегда в контексте, при этом осознание значения всегда предшествует овладению формой;

- все языковые явления подлежат сопоставлению, сравнению, контрастированию;

- учебные материалы, задания поощряют стремление учащихся рассматривать иностранный язык как объект исследования, экспериментировать с ним, а также рефлексию относительно собственного опыта овладения языком и его основной функцией – коммуникативной.

Основной формой организации является классно-урочная, однако задания проектного типа позволяет использовать разнообразные формы (исследования, лекция, дискуссия, конференция и т.д.). Режим организации работы может быть разным: класс, большая группа, малая группа, пара, индивидуальная работа.

Основные формы контроля за уровнем достижений учащихся, критерии оценки.

В качестве объектов контроля и оценивания следует выделить:

- лингвистическую компетентность (знание лексики, грамматики; правильное их употребление; произносительные навыки);

- речевую компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма, перевода);

- социолингвистическую компетентность (владение конвенциями устной и письменной речи).

Текущий контроль предполагается после каждых 2-3 уроков в форме лексического и навыкового теста для рецептивных видов деятельности и после 7-8 в виде лексико-грамматического теста, включая аудирование.

Ресурсы:

  1. English Vocabulary in Use. Michael McCarthy , Felicity O’Dell. Cambridge University Press. 2002.
  2. The New Cambridge English Course. Michael Swan, Catherine Walter. Cambridge University Press. 2002.
  3. TOEFL. Preparation Guide. М.А.Пайл, М.Э.Муньос. Москва, Полигран, 1991.
  4. First Certificate Star. Luke Prodromou. Macmillan Heinemann. English Language Teaching. 2005.
  5. Learn English. Teach English. Intermediate and Upper- Intermediate. А.В. Кузьмин. Санкт-Петербург, Каро, 2003.
  6. CD. Tell Me More. American. 2001, Руссобит-М.
  7. CD. English Platinum. Американизированный курс английского языка.
  8. Free Online English Lessons with Sound- Озвученные уроки английского в Интернете на www.englishskills.com.url
  9. Учебный курс “English Profile”. Н.В.Муха и другие.
  10. Английский язык. Пособие для поступающих в Российскую Экономическую Академию имени Г.В.Плеханова. Москва. 2002.
  11. Tests, Texts and Topics for your English Exams. Ю.Б.Кузьменкова. Титул, 2003.
  12. Michael Swan, Catherine Walter. How English Works. Oxford, 1997
  13. ENGLISH PANORAMA. Felicity O’Dell. A course for advanced learners. Cambridge University Press, 1998.