Пояснительная записка.
При переходе старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение необходимо иметь в виду тот факт, что с каждым годом увеличивается потребность обеспечения целостной и разносторонней профильной подготовки учащихся по иностранному языку, т. к. сегодня представитель любой профессии может осуществлять свою деятельность в любой точке мира. Следовательно, учащийся должен уметь пользоваться как минимум английским языком как средством достижения своих целей.
Предлагаемый элективный курс по английскому языку “Parents and children: teenagers at any time” разработан для старшей школы (10-11-е классы) c учетом требований не столько к профессиональной ориентации учащихся (т.е. он может использоваться как для гуманитарного, так и технического профиля ), сколько к овладению коммуникативной компетенцией, чтобы наши учащиеся соответствовали потребностям современной экономики. Как вписать уникальные возможности использования Интернета, аутентичных текстов, других материалов при 2-3 часах работы в неделю, ограниченном объеме языковых средств и определенном наборе тем в общеобразовательной школе? Одним из выходов в этой ситуации может являться элективный курс.
Основной целью предлагаемого курса является создание возможностей для приобретения учащимися умений и навыков практического использования английского языка в разных сферах деятельности и в общении на разные темы; параллель между двумя поколениями (родители и дети) позволит не только отмечать определенные различия или сходства в понимании одного и того же вопроса, но и умении соглашаться и не соглашаться с чьей-либо точкой зрения, отстаивать и аргументировать свою, сопоставлять, приводить доводы “за” и “против”, вести все виды диалогов, овладеть техникой перевода с английского языка на русский текстов разной жанровой принадлежности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Расширение спектра образовательных и учебных ситуаций общения и задач с ориентацией на реальные прагматические ситуации.
Оснащение учащихся необходимыми знаниями и практическими умениями для использования языка в профессиональных целях и для свободного общения на различные темы.
Создание условий для формирования у учащихся умений самостоятельно ставить цели и задачи по отношению к дальнейшему изучению английского языка, использовать различные ресурсы и средства обучения.
Увеличение (в сравнении с базисным курсом) количества изучаемых тем, предметов речи, видов и типов текстов с ориентацией на различные профили обучения, расширение общего кругозора учащихся.
Углубление интереса к изучению английского языка.
Количество учебных часов: 17 (1 час в неделю).
Образовательные результаты предлагаемого элективного курса можно разделить на три группы:
1.Общеучебная компетентность:
- Умение решать информационные проблемы (находить, систематизировать, обрабатывать необходимую информацию, владеть различными способами ее представления);
- Умение применять способы учебного сотрудничества;
- Умение защищать свою точку зрения, права и интересы в иноязычной ситуации;
- Умение адекватно оценить результаты своей и чужой работы.
2. Языковая и коммуникативная компетентность:
- Умение понять и передать нужную тематическую информацию;
- Владение всеми видами диалога (предполагающими участие в беседе/дискуссии, осуществлении запроса информации, обращении к собеседнику за разъяснениями, выражение своего отношения, аргументация;
- Адекватное речевое поведение в ситуациях профессионально-ориентированного общения;
- Владение техниками перевода с английского языка на русский язык текстов разной жанровой принадлежности.
3. Социокультурная компетентность:
- Умение учитывать особенности культуры страны изучаемого языка в ситуациях общения;
- Владение культурой общения и основам профессиональной этики в иноязычной среде.
Содержание элективного курса.
1. People and Relations (Люди и отношения). (2 часа)
Биография, внешность, манеры, семья, отношения в семье, отношения с друзьями, отношения в обществе, проблемы, эмоции, чувства.
2. Leisure and Lifestyles (Отдых и стили жизни). (2 часа)
Свободное время, увлечения, мода, образ жизни, социализация, вкусы в еде, одежде и т.д..
3. Work and Study (Работа и учеба). (2 часа)
Учеба, работа, профессиональные надежды, успех, неудача, повседневная жизнь.
4. Technology (Технология). (2 часа)
Новые технологии, аспекты индустриализации и их влияния на нашу жизнь, изменение уровня жизни с развитием новых технологий.
5. Society and Institutions (Общество и его институты власти). (2 часа)
Общество и его институты власти, закон и порядок, бедность и богатство, война и мир, экономика и финансы и т.д..
6. The Media (Средства массовой информации). (2 часа)
Средства массовой информации, Интернет, e-mail, новости.
7. The Environment (Окружающая среда). (2 часа)
Мир вокруг нас, погода, климат, растительный мир, животный мир, защита и сохранении окружающей среды и т.д..
8. Are we the same or different? (Мы такие же или разные ?) (3 часа)
Сопоставительный анализ обсуждаемого материала, обсуждение разных точек зрения, согласие, несогласие, нахождение компромисса.
Методы преподавания и учения.
(Формы организации учебных занятий).
Подход к курсу можно охарактеризовать как коммуникативно-когнитивный.
Коммуникативность избранного метода проявляется в том, что курс представляет собой цепочку специально подобранных тем, требующих от учащихся вступления в речевую коммуникацию. Наполнение каждой темы можно ранжировать по уровню сложности и содержания.
Когнитивность заключается в том, что:
- языковые явления предъявляются всегда в контексте, при этом осознание значения всегда предшествует овладению формой;
- все языковые явления подлежат сопоставлению, сравнению, контрастированию;
- учебные материалы, задания поощряют стремление учащихся рассматривать иностранный язык как объект исследования, экспериментировать с ним, а также рефлексию относительно собственного опыта овладения языком и его основной функцией – коммуникативной.
Основной формой организации является классно-урочная, однако задания проектного типа позволяет использовать разнообразные формы (исследования, лекция, дискуссия, конференция и т.д.). Режим организации работы может быть разным: класс, большая группа, малая группа, пара, индивидуальная работа.
Основные формы контроля за уровнем достижений учащихся, критерии оценки.
В качестве объектов контроля и оценивания следует выделить:
- лингвистическую компетентность (знание лексики, грамматики; правильное их употребление; произносительные навыки);
- речевую компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма, перевода);
- социолингвистическую компетентность (владение конвенциями устной и письменной речи).
Текущий контроль предполагается после каждых 2-3 уроков в форме лексического и навыкового теста для рецептивных видов деятельности и после 7-8 в виде лексико-грамматического теста, включая аудирование.
Ресурсы:
- English Vocabulary in Use. Michael McCarthy , Felicity O’Dell. Cambridge University Press. 2002.
- The New Cambridge English Course. Michael Swan, Catherine Walter. Cambridge University Press. 2002.
- TOEFL. Preparation Guide. М.А.Пайл, М.Э.Муньос. Москва, Полигран, 1991.
- First Certificate Star. Luke Prodromou. Macmillan Heinemann. English Language Teaching. 2005.
- Learn English. Teach English. Intermediate and Upper- Intermediate. А.В. Кузьмин. Санкт-Петербург, Каро, 2003.
- CD. Tell Me More. American. 2001, Руссобит-М.
- CD. English Platinum. Американизированный курс английского языка.
- Free Online English Lessons with Sound- Озвученные уроки английского в Интернете на www.englishskills.com.url
- Учебный курс “English Profile”. Н.В.Муха и другие.
- Английский язык. Пособие для поступающих в Российскую Экономическую Академию имени Г.В.Плеханова. Москва. 2002.
- Tests, Texts and Topics for your English Exams. Ю.Б.Кузьменкова. Титул, 2003.
- Michael Swan, Catherine Walter. How English Works. Oxford, 1997
- ENGLISH PANORAMA. Felicity O’Dell. A course for advanced learners. Cambridge University Press, 1998.