Цели:
Создание условий для развития начальных основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста: развитие осознанного эмоционально-ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области природоведения, краеведения, экологии; активной деятельностной позиции по сохранению природы, своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Задачи:
Развитие системы экологического образования в период детства. Формирование и развитие потребности детей к освоению основ экологических знаний, к творческой, практической природоохранной деятельности; к эмоционально-чувственному общению с природой на основе толерантности и эмпатии.
Тема “Полетаем - помечтаем” (проект космического эко-корабля, модель, схема, рисунок, объемный макет, описание отсеков корабля для создания здоровой экологической среды и т.д.)
Представление - презентация команды на открытии.
Песня:
Заправлены в планшеты космические карты
И штурман уточняет в последний раз маршрут. Давайте-ка, ребята, мы свой девиз вам скажем,
У нас ещё в запасе 14 минут.
Капитан корабля:
Наш космический корабль “Молния №7” готов к полёту?
Экипаж корабля:
Всегда готов! Капитан:
Наш девиз: чтобы космонавтом стать, надо волю укреплять, заниматься физкультурой спортом, не лениться, много-много знать.
1. Мы хотим вам представить модель космического корабля, рассказать о помещениях внутри него и какие должны быть созданы условия для работы космонавтов.
2. Чтобы об этом рассказать, мы читали книги о космос, смотрели фильмы, получали информацию от учителей, а также нам помог Интернет и советы родителей.
Разрешите представиться:
Я - командир экипажа, штурман Горбылбв Николай.
Я - бортовой инженер, фотограф Поспелов Андрей.
Я - космический сварщик, парашютист Талипов Валерий.
Я - биохимик, журналист Шавкунов Юрий.
Я - врач, связист Сырцев Андрей.
Командир экипажа:
- Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетом. Мы находимся с вами в районе стартовой площадки космодрома “Дружба”. Сейчас мы вам расскажем, как устроен космический корабль. Перед вами модель этого корабля.
Врач, связист:
В нашем корабле есть все условия для успешной работы космонавтов. Вот отсек, где расположены многочисленные приборы и автоматы. Они помогают космонавтам проводить исследования.
Биохимик:
В следующем отсеке находятся бытовые помещения: это столовая, туалет и душевая кабина.
Космический сварщик:
А это - тренажерный зал, где космонавты ежедневно занимаются спортом, укрепляют своё здоровье.
Биохимик:
В комнате отдыха есть оранжерея, где произрастают чудо-растения, которые поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В этом помещении в специальных спальных мешках отдыхают космонавты.
Бортовой инженер:
Итак, наша экскурсия по космическому кораблю подошла к концу. Я вас всех приглашаю заочно отправиться в космическое путешествие на планету Марс. Внимание! У нас в полете есть космические правила. Я говорю начало, а вы продолжаете.
Главным правилом у нас –
выполнять любой приказ.
Космонавтом хочешь стать —
Должен много — много знать!
Только дружных звездолёт
Может взять с собой в полёт.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на орбиту.
Капитан корабля:
Вот теперь можно лететь. Внимание! Всем приготовиться к запуску. Экипаж:
Есть, приготовиться к запуску! Капитан корабля:
Пристегнуть ремни!
Экипаж:
Есть, пристегнуть ремни!
Капитан корабля:
Запустить двигатели!
Экипаж:
Есть, запустить двигатели!
Капитан корабля:
Включить контакты! Экипаж:
Есть, включить контакты! Капитан корабля:
5, 4, 3, 2, 1, - Пуск!
Все:
Полетели!!! Здравствуй, Космос!
Биохимик:
- Мы тебя не держим на прицеле,
Не грозим бессмысленной войною,
Нет - у нас совсем другие цели
И взаимодействие иное.
Бортовой инженер:
Мы хотим преодолеть границы,
Чтоб с тобой на веки породниться,
Чтобы дружбы звёздное крещенье
Было темой нашего общения.
Врач, связист:
И во имя этой самой темы
Мы, земляне, говорим открыто
Все планеты Солнечной системы
Ожидают нашего визита!
Капитан корабля:
- Внимание! Внимание! Земля, земля! Передаём сообщение. На планете Марс очень холодно, температура колеблется от -10 до -70 градусов мороза. Бушуют пылевые бури, реки и каналы высохли, но вода всё-таки встречается. Видим высокую гору “Олимп” - это вулкан, высота его 27 километров. Продолжаем вести наблюдения.
Внимание! Справа по борту корабля вижу солнце.
Надеть всем защитные очки!
Наш корабль входит в плотные слои атмосферы. Мы приближаемся к Земле.
Приготовиться к спуску!
Экипаж:
Есть, приготовиться к спуску!
Капитан корабля:
Отстегнуть ремни!
Экипаж:
Есть, отстегнуть ремни!
Биохимик:
- Мы проникаем в тайны космоса, и они нам помогают в медицине, в образовании, в тяжелой промышленности, в развитии науки и техники.
Горбылёв Николай:
- В будущем я мечтаю стать врачом и мне
важно, чтобы космос служил людям в мирных целях. Я
придумаю такие миниатюрные устройства, которые
бы отслеживали и вовремя
бы устраняли болезни человека.
Поспелов Андрей:
А я хочу стать классным спасателем. Спроектирую датчиковую аппаратуру и через спутниковую связь можно быстро оказать помощь людям, оказавшимся в бедствии.
Сырцев Андрей:
А я хочу быть космонавтом, изучать, исследовать жизнь на других планетах.
Тема “Зеленые друзья галактики” (знание и практическое применение растений, которые необходимы в космическом полете., растение экологической и эстетической среды., для питания человека в космосе., лекарственные растения).
Вопрос:
Какие растения можно вырастить в космосе?
Мы хотим вам рассказать о растениях, которые необходимы в космическом полете. Какие растения очень нужны космонавтам при их длительном пребывании в космосе?
Капитан корабля:
- Вы себе даже не представляете, но мы уже провели исследование и мы сейчас об этом расскажем. Для длительного пребывания в космосе нужен кислород. В большом объеме мы его не можем взять с собой. На уроках окружающего мира мы изучали, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
Биохимик:
- Поэтому в космическом корабле надо выделить отсек для оранжереи, где будут произрастать такие растения, которые необходимы в космическом полете.
Связист:
- Мы решили вывести ультраскороспелые сорта редиса, салата, помидоров, огурцов и даже злаковых пшеницы. Будем чувствовать себя как дома, не надо ходить в магазин.
Бортовой инженер:
- В нашей маленькой оранжерее будут и цветы, которые поднимают настроение. Это космоглазки, звездные астры, стрелы амура, венерины башмачки.
Биохимик:
- Чтобы не болеть, мы будем выращивать лекарственные растения - пижмолист, солнечный одуванчик, космострел. Эти растения помогут нам избежать космических заболеваний, справиться с невесомостью и получить необходимый нашему организму кислород.
Капитан корабля:
- Мы верим в то, что человек станет полноправным властелином космоса, построит на луне города, будет выращивать марсианские сады, раскроет тайны планет, проложит дорогу к звездам. И в этом походе во Вселенную не обойтись без зеленого друга - растений.
Бортинженер:
Ребята, а вы хотите посмотреть на нашу космическую оранжерею? Из зала кричат дети.
Да, хотим!
Капитан корабля:
- Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж.
Повторение в каждом проекте:
Космические правила.
С. Смирнов “Здравствуй космос” (стихотворение)
Тема: “Наши четвероногие друзья” (зачем берут Животных в космический полет?., знание биологии и экологии животных, которых готовят к полету в космос, как кормить, как ухаживать, чтобы животные были здоровы., отношение человека к животным в космическом полете., создание экологически комфортной среды обитания для животных в космическом полете).
Бортинженер:
- Мы хотим вам рассказать, как готовили животных к полету в космос, какие исследования проводились с ними, как относились люди к братьям нашим меньшим.
Капитан корабля:
Зачем берут животных в космос? Отвечаем!
Они являются нашими верными друзьями на земле.
Биохимик:
А как быть в космосе длительное время без друга? Невозможно! Вот и отправляемся в полет со своими четвероногими животными.
Космический сварщик:
- А самое главное эти безобидные животные были пионерами космоса.
Опыт с собакой Лайкой был рассчитан на неделю. Попробуйте заставить вашу собаку просидеть неподвижно в закрытом чемодане два, три часа. А Лайка должна была провести в тесном контейнере целую неделю.
Врач, связист:
- На ней были укреплены различные датчики, одета она была в специальную космическую одежду. Домик у Лайки был невелик, но в нем было тепло, чисто, всегда свежий воздух. Умные приборы-датчики следили как она дышит, хорошо ли ест, спокойно ли спит.
Биохимик:
- Смелая разведчица выполнила и опасное задание. А когда вернулась из полета, то сказала своим друзьям-людям: “Не бойтесь лететь в космос! Раз смогла я, значит сможете и вы!”
Командир экипажа:
- Прошло три года, на этот раз полетели Стрелка и Белка. У них была комфортная двухкомнатная квартира. Вместе сними были в полете серые и белые мыши, крысы и мушки-дрозофилы. Полет продолжался сутки. На земле их ждали с нетерпением.
Космический сварщик:
А через несколько месяцев , после возвращения у Белки появились щенята - мохнатые, веселые, как их знаменитая мама.
Вот они! (дети показывают мягкие игрушки собак).
Бортовой инженер:
Ура! Путь в космос теперь открыт! И мы сейчас совершим космическое путешествие вместе с нашими братьями меньшими. А когда мы приземлимся, то вы увидите, что самочувствие у них будет преотличное.
Повторение:
Космические правила
С. Смирнов “Здравствуй космос”.
Тема: “Они были первыми” ( изучение истории освоения космоса: первые космонавты; первые космические экипажи; полет на луну; женщина-космонавт; выход в открытый космос; космические станции как искусственные экосистемы жизненного пространства человека в космосе; международного полета и экипажи).
Вопрос: - А кто из людей первым полетел в космос?
Капитан корабля:
- Мы хотим вам рассказать о пионерах космоса, о космических станциях, международных экипажах, почему люди стали осваивать космическое пространство.
Врач, связист:
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Бортинженер:
Четыреста лет назад русский крестьянин Никита сделал себе деревянные крылья и спрыгнул с колокольни Александровской слободы под Москвой. Крылья удержали смельчака, и он спланировал на землю. Это было невероятно!
Капитан корабля:
- Потом люди построили самолеты и стали летать. Но человечество не останавливалось на достигнутом, их манил космос.
Биохимик, журналист:
4 сентября 1957 года, считается началом космической эры. В этот день был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. И с этого времени космическая техника пошла вперед гигантскими шагами. Капитан корабля:
Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщения ТАСС. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль “Восток” с человеком на борту. Это гражданин Советского Союза, летчик Юрий Алексеевич Гагарин. Он облетел Землю за 108 минут.
Бортовой инженер:
- Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И первый из первых в ракете,
Советский летит человек.
Да, он стал легендой всей Земли. Так появилось слово космонавт.
Врач, связист:
После Юрия Гагарина осваивали космос Герман Титов, Павел Попович, Андриан Николаев, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Космический сварщик:
Очень ответственное было задание у Алексея Архиповича Леонова, он вышел в открытый космос, находился там целых 20 минут.
Биохимик, журналист:
Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. За это время много изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа на орбите. Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, в космосе работают мужественные, смелые люди.
Капитан корабля:
- Мчатся ракеты к дальним мирам. К подвигам сердце рвется. Кто верит крылатым, как песня мечтам, Тот цели своей добьется.
Дети поют:
- Мы все хотим побывать на Луне,
Эх на Луне, Да на Луне!
Спрашивают у зрителей:
- А вы, ребята, хотите с нами полететь на Луну!
Двух желающих мы приглашаем пройти в наш корабль. В полете, каждый космонавт должен выполнять правила.
Капитан корабля:
- Внимание! Земля! Земля! Передаем сообщение! На планете мы видимтемные пятна, горные хребты. Вижу большую низменность, которая называется “Океаном бурь”. Продолжаем вести наблюдение.
Внимание! С право по борту корабля вижу солнце. Надеть всем защитные очки! Наш корабль входит в плотные слои атмосферы, мы приближаемся к Земле. Приготовиться к спуску!
Стихотворение С. Смирнов “Здравствуй космос”
Тема: “Космическая лаборатория: Земля-Космос” (влияние космических факторов на биосферу планеты Земля на человека, растения, животные., на рельеф, водные ресурсы, атмосферу, климат., стихия и космические факторы., использование космической и солнечной энергии., определение состояния здоровья в различные периоды космической активности: биоритмы, хронические заболевания, работоспособность, жизненная активность и др.).
Вопрос: - Влияет ли космос на человека?
Биохимик, журналист:
- Мы хотим вам рассказать, как космос влияет на человека, на животный и растительный мир, на климат, рельеф и водные ресурсы. Как определить состояние здоровья человека в различные периоды космической активности.
Бортинженер:
- Еще в далекой древности люди понимали, что без солнца не было бы жизни на Земле. Древние славяне называли его богом Ярилой, ему поклонялись и говорили: “ Не будь солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека”.
Капитан корабля:
Солнечной теплоты и света хватает всем живым существам на Земле. Несмотря на то, что солнце от нас на расстоянии 150 млн. километров и если бы оно перестало светить и греть, то замерзла бы вода на Земле, и даже бы замерз воздух. Наша планета стала бы мертвой.
Космический сварщик:
Все люди поклонялись солнце и считали, что у него нет недостатков. Итальянский ученый Галилей направил на солнце зрительную трубу и увидел на нем темные пятна. Астрономы заметили, что количество пятен, то увеличивается, то уменьшается. Период их примерно 11 лет. Врач. Связист:
Солнечные пятна выбрасывают в пространство огромные потоки заряженных частиц. От этих частиц на Земле возникают магнитные бури. А магнитные бури на работоспособность и жизненную активность людей.
Бортинженер:
Во время сильных магнитных бурь на всем земном шаре может перестать работать радио, на Земле бывает больше гроз, в такие дни возрастает число смертных случаев от сердечных заболеваний. Биохимик:
И все-таки космос, как говорят ученые это не пустота. Множество спутников работающих в космическом пространстве дают людям неоценимую помощь.
Космический сварщик:
При помощи специальных приборов космонавты могут помогать геологам искать в Земле сокровища - полезные ископаемые,
рыбакам - рыбу, пожарникам - вовремя обнаруживать пожары, труженикам сельского хозяйства напоминать, когда убирать урожай.
Капитан корабля:
Спутники и космические корабли, оснащенные специальными приборами помогают ученым проводить множество биологических, медицинских и технических экспериментов, которые просто невозможно осуществить на Земле.
Врач, связист:
Прогресс растет. Ученые нетерпеливы. Освоение космоса идет гигантскими шагами. Создаются более крупные станции, на которых будут устанавливать телескопы для астрономических исследований. Спутники-автоматы будут освещать земную поверхность в ночное время солнечным светом, отраженным зеркалами.
Бортинженер:
Уже сегодня мы можем сказать, что космос связывает людей в единую огромную семью землян. На Земле человеку просто не будут хватать ни места, ни материалов, ни источников энергии. Поэтому наша ближайшая цель - это основательно изучить другие планеты и переехать туда на постоянное место жительства.
Космический сварщик:
- Выход в космическое пространство позволит нам не только избавиться от возможных космических катастроф, но и суметь их предотвратить.
Капитан корабля:
- А теперь мы хотим совершить космическое путешествие на планету Марс, хотим посмотреть на самую высокую гору “Олимп”. Это вулкан, его высота 27 километров.
Внимание! Повторяем космические правила
Биохимик:
- Внимание! Земля! Земля! Передаем сообщение! На планете Марс очень холодно, температура колеблется от - 10 до -70 градусов мороза. Бушуют полевые бури, реки и каналы высохли, но вода все-таки встречается, но мы продолжаем вести наблюдение. Внимание! Справа по борту корабля вижу солнце. Надеть всем защитные очки! Наш корабль входит в плотные слои атмосферы, мы приближаемся к Земле.
Всем приготовиться к спуску.
Ответ:
- Есть приготовиться к спуску.
- Всем отстегнуть ремни!
Ответ:
- Есть отстегнуть ремни.
Стихотворение С. Смирнов “Здравствуй космос”.
Тема: “Космознайка” (ученые России, Урала -исследователи космоса.. Урал и космические исследования., знания о космосе, космических телах (метеориты, астероиды, метеоры), о солнечной системе, о планетах, звездах, о Луне, знания о планете Земли в солнечной системе).
Вопрос:- Зачем люди стали изучать космос?
Командир экипажа:
Мы хотим вам рассказать о космических телах, о планетах, звездах, а также об ученых России и Урала - исследователях космоса.
Бортинженер:
Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетом. Прошу пройти к стартовой площадки космодрома “Дружба” экипаж “Молния № 7” и занять места в корабле. В полете каждый космонавт должен выполнять космические правила.
Итак:
- Главным правилом у нас
Выполнять любой приказ!
Космонавтом хочешь стать
Должен много-много знать!
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмет он на орбиту!
- Вот теперь можно лететь!
Земля! Земля! Вы нас слышите? Мы летим со скоростью 8 км/сек. Самочувствие отличное! Видим солнце, звезды! Какая красота!
Врач, связист:
Смотрите! Смотрите! Я вижу большой голубой шар!
Космический сварщик:
Да это же наша родная планета - Земля. На ней расположены моря, океаны, горы, долины. Это единственная планета во всей солнечной системе на которой живут люди и мы с вами.
Командир экипажа:
- А есть еще другие планеты?
Врач, связист:
- Конечно, есть. В солнечной системе 9 планет. Они все разной величины. Самая громадная из них - Юпитер, а самая маленькая - Меркурий.
Космический сварщик:
Смотрите, справа от нас летит волосатая звезда! Биохимик:
Да это же комета. Она состоит из каменных пород льда и пыли. Когда комета близко приближается к солнцу, у нее образуется пылающий хвост. Кометы недолговечны. Ученые предполагают, что они образуются от взрыва астероидов.
Врач, связист:
А теперь, внимание! Слева по борту корабля мы видим огромный раскаленный шар. Вы, конечно, догадались - это солнце. Температура в центре солнца 15 млн. градусов, а на поверхности 6 тыс. градусов.
Космический сварщик:
На уроках окружающего мира мы узнали, что солнце - могучий источник всякой жизни на Земле. Без его тепла ни человек, ни животное, ни насекомое не могло бы жить.
Биохимик:
Ура! Я в телескоп вижу много, много солнышек!
Командир экипажа:
Да это же звезды! Их такое множество, что они группируются в созвездия. Есть такая звезда Сириус, она очень-очень горячая, а вот звезда Альдеборан холоднее солнца.
Космический сварщик:
А скажите, пожалуйста, Луна - это звезда или планета?
Врач, связист:
И не звезда, и не планета. Это спутник Земли. Среднее расстояние от Земли до Луны около 384 тысяч км.
Биохимик:
- Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться на Землю.Земля - это наш родной дом, а солнечная система - родной город, в котором находится наш дом. Выражаем благодарность и признательность ученым России и Урала, которые помогли нам совершить это космическое путешествие.
Командир экипажа:
- Это польский ученый Николай Коперник, который доказал, что планеты вращаются вокруг солнца.
Космический сварщик:
- Это итальянский ученый Галилео Галилей, который изобрел и построил первый телескоп.
Бортинженер:
- Наш русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он придумал как научить ракету быстро летать.
Врач, связист:
Сергей Павлович Королев - главный конструктор первой советской ракеты, первого в мире спутника Земли, первых космических кораблей.
Космический сварщик:
Уральская земля - родина космонавтов Севастьянова, Лазарева, Беляева. Сегодня уральцы занимаются разработкой главного механизма любой ракеты — системы управления, а еще они мечтают о международном космическом туризме, испытывают новую аппаратуру и готовят молодые кадры. Мы вырастим и полетим осваивать новые планеты.
Командир экипажа:
Внимание! Всем приготовиться к спуску! Ответ:
Есть, приготовиться к спуску.
Всем отстегнуть ремни! Ответ:
Есть, отстегнуть ремни.
Песня “Земля в иллюминаторе”.
Стихотворение С. Смирнов “Здравствуй космос”.
Тема: “Космический отряд: Юные космонавты”
(создание космического экипажа: какие специалисты нужны на космическом корабле., оценка их знаний образованности, состояния здоровья, силы воли, умение общаться, смелость, дисциплинированность и др.., изучение профессий, необходимых в организации космических полетов., режим работы космического отряда в полете режим питания, режим тренировок, режим закаливания, режим отдыха, досуга и др.)
Вопрос:- Какими качествами характера должны обладать космонавты?
Биохимик, журналист:
- Мы хотим вам рассказать, какие специалисты нужны на космическом корабле. Как важно соблюдать в полете режим работы, режим питания, чередовать труд с отдыхом, следить за своим здоровьем.
Разрешите представиться.
Я - командир экипажа, штурман. Горбылев Николай.
Я - бортовой инженер, фотограф. Поспелов Андрей.
Я - космический сварщик, паращютист. Талипов Валерий.
Я - биохимик, журналист. Шавкунов Юрий.
Я - врач, связист, Сырцев Андрей.
Итак, мы начинаем!
Командир экипажа:
- Космонавт- редкая профессия. Он должен обладать хорошим здоровьем, в совершенстве знать конструкцию космического корабля, уметь работать в условиях перегрузок и невесомости.
Борт, инженер:
- Он должен легко переносить уединение и ограниченность пространства, оценивать обстановку и принимать правильные решения в сложных ситуациях. Он пилот и штурман, он связист, бортинженер, опытный парашютист и фотограф.
Врач, связист:
- Рабочий день космонавта начинается с зарядки. В космическом доме есть стадион, на нем 2 снаряда - бегущая дорожка и велосипед. Космонавт знает, что это необходимо для его здоровья и поэтому занимается с усердием.
Космический сварщик:
- Помыться в космосе не просто, т.к. невесомость отбирает вес у воды. Чтобы умыться, воду приходится подавать насосом. Раз в месяц космонавты принимают душ.
Командир экипажа:
- Кровать в невесомости не нужна. Уснуть можно где угодно и в любом положении: сидя, стоя, вниз головой. И все-таки у космонавтов в рабочем отсеке есть спальные места. Перед сном лицо закрывается сеткой, чтобы во время сна не вдохнуть каких-нибудь частиц.Биохимик, журналист:
- Питаются космонавты 4 раза в сутки. Пища готовится по желанию космонавтов. Она хранится в стерильных тубах или в пакетах. Бортинженер:
- Космонавтом может стать любой гражданин России. Надо с детства закалять свою волю, тренировать память, не бояться трудностей, не стесняться любой работы. А еще надо много заниматься спортом, физкультурой, чтобы быть здоровым, крепким, сильным.
Песня:
Мы все хотим побывать на Луне,
Эх на Луне, да на Луне!
Заочное путешествие на планету Луна. Стихотворение С. Смирнов “Здравствуй космос”.
1. “К дальним планетам!”
Музыка: Серафим Туликов. Слова: Юрий Полухин.
2. “Песня космонавтов!”
Музыка: М.Блантер.
3. “Капитаны межпланетных кораблей”
Музыка: Эдуард Колмановский. Слова: Н. Добронравов, С.Гребенников.
“Я-Земля!”
“На марсе будут яблони цвести!”
Музыка: В. Мурадели. Слова: Е. Долматовский.
“Запевала звёздных дорог!”
Музыка: А. Пахмутова. Слова: Н. Добронравов.
Литература:
- “Сыны голубой планеты” Л.Лебедев, Б.Лукьянов, А.Романов. Москва 1973 год.
- “Мальчик из Шоршел” Михаил Юхма. Издательство. Малыш 1975 год.
- “Космонавтом быть хочу” Р.В.Кошурникова.Москва 1983 год, Педагогика.
- Космос: Сборник. Научно - популярная литература. Ленинград.“Детская литература” 1987 год. Составитель. Коптев Ю.И., Никитин С.А.
- Ю. Гагарин “Вижу землю” Москва. Детская литература 1976 год.
- “Уроки Гагарина” Юрий Докучаев.Издательство “Детская литература” 1981 год.
- “Космическая азбука” В. Горьков, Ю.Авдеев. Издательство “Детская литература” 1990 год.
- “А всё-таки полетим” Г.Черненко. Издательство “Детская литература” 1984 год.
- Юрий Нагибин “Маленькие рассказы о большой судьбе” Издательство “Советская Россия”. Москва 1976 год.
- “Космос - земле” Ю.Колесников. Москва. “Детская литература 1987 год.
- Вселенная Земли. Моя первая энциклопедия. 1994 год.