Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся. Вот те некоторые задачи, которые стояли передо мной 8 лет тому назад. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему у учителя географии, остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а так и разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, тест-программы). И именно модульная технология позволила мне решить многие проблемы в обучении ребят, и целесообразно дала возможность использовать различные средства обучения.
На протяжении последних восьми лет, я в своей деятельности использую блочно-модульную технологию. На мой взгляд, она как нельзя лучше вписывается в метод выработки новых знаний.
Основополагающей идеей обучения является идея модуля. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:
- Цель усвоения модуля.
- Где найти учебный материал.
- Как овладеть им? (Выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.)
- Как проверить правильность выполненной задачи? Контроль (тесты, письменные работы, сообщения и т.д.) определяет степень усвоения учебного материала.
Роль учителя заключается в следующем:
- 1.Составление инструкций, модулей.
- 2.Уточнение инструкций при практической работе с ними.
- 3.Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.
Формы работы с модулем
- Индивидуальная самостоятельная работа ученика.
- Партнёрская работа в парах.
- Работа в группах.
Контроль
Модуль любого порядка включает контроль над выполнением задания, за усвоением знаний учащихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля:
- Самоконтроль.
- Взаимный контроль учащихся.
- Контроль учителя.
Оценка
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе урока и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Ведущую роль при модульном обучении играет отбор содержания учебного материала, вычленение в нем основного и вспомогательного. Модульная программа нацеливает на систематическую работу с учебником. На разных этапах урока как в ходе проверки знаний и умений учащихся, так и при изучении нового материала.
Однако не могу не сказать о трудностях, которые следует иметь в виду. Во-первых, необходимо быть уверенным в том, что эта технология поможет вам. Также, необходимо убедиться, что учащиеся готовы к самостоятельной учебно-познавательной деятельности (т.е у них сформирован минимум знаний и умений). И конечно, школа (или учитель) должна иметь возможность размножения модулей. Модули эффективны только в том случае, если каждый ученик обеспечен программой действий. Не следует сразу выходить с модулями на весь класс. Попробуйте в начале с небольшой группой ребят. Это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности содержания, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы. Учащимся, особенно на первых уроках, не хватает времени, потому что у них не сформировано чувство времени, а учитель не задает темп. Это очень актуально в настоящее время – время ЕГЭ.
Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.
Литература:
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989г.
- Лобашев В.Д. Модульное обучение и ценностные ориентации личности обучаемого.// Методист. – 2005. - №1.- с.36-42.
- Кутейников С.Е. . Типы учебных элементов модульной программы. – География в школе. 1998г. №2
Модули при изучении темы “Рельеф” | |||||
7 класс. Тема: Рельеф Земли |
|||||
Название УЭ |
Время | Цели | Где найти учебный материал | Как овладеть им | Вид контроля |
1. Входной контроль УЭ-1 | 5 мин. | Актуализация знаний о литосфере | Учебник 6 класс §16, учебник 7 класс стр.10-15 |
Вспомните:
(Ответ запишите в тетрадь) |
Контроль учителя, взаимоконтроль. |
2. Иллюстративный УЭ - 2 | 3 мин. | Установить взаимосвязь между тектонической структурой, формой рельефа и полезными ископаемыми. | учебник 7 класс рис.5 стр.13 |
На основе теории литосферных плит
установите взаимосвязь. Перечертите схему в тетрадь и запомните её на конкретном примере тектоническая структура - рельеф - полезные ископаемые. |
Взаимоконтроль |
3.Картографический УЭ-3 | 15 мин. | Изучить физическую карту Евразии и узнать размещение крупных форм рельефа | Атлас, к/к, справочник | Рассмотреть размещение крупных форм
рельефа по территории Евразии. 1.Определите высшие точки горных систем и их координаты: Алтай, Карпаты, Кавказ, Альпы, Гималаи, Саяны, Урал, Пиренеи. 2. Заполните схему и сделайте вывод (на примере Евразии) а) ?—Восточно-Европейская равнина--? б) об-ть герцинской складчатости-- ? -? в) Скифская плита-- ? —газ, нефть, строительные материалы. Два примера аналогичных! (самостоятельно – по желанию) 3. На к/к нанесите равнинные формы рельефа Евразии: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Средне-Сибирское пл-е, Прикаспийская низменность, Индо-Гангская, Ставропольская возвышенность. |
Консультанты |
4. Словесный УЭ-4 | 9 мин. | Установить основные причины разнообразия рельефа Евразии | рассказ учителя, схема стр.235-230 учебник | Прослушайте рассказ учителя и ответьте
на вопросы. Под воздействием, каких сил формируется рельеф? (устные ответы) |
Контроль учителя |
5. Текстовый УЭ-5 | 3 мин. | Выделить и сформировать представление об особенностях рельефа Евразии | учебник стр.234-237 | Прочитайте и запишите коротко в тетради особенности рельефа Евразии. | Взаимоконтроль |
6.Выходной контроль | 4 мин. | Выделить черты сходства черты различия Евразии и Северной Америки | тетрадь стр.196-201, стр.234-235 | Прочитать данные в тетради по рельефу
Северной Америки и страницу учебника. В рельефе
этих двух материков. 1 вар. - Выделить черты сходства 2 вар. - Черты различия |
Контроль учителя |
8 класс. Урок закрепления по теме “Рельеф России”. |
|||||||||||||
Название УЭ | Время | Цели | Где найти учебный материал | Как овладеть им | Вид контроля | ||||||||
1.Входной контроль | 5 мин | Актуализация знаний о литосфере | Учебник 6 кл. – .§15, стр.10-15. Учебник 7кл. - стр.20,24. учебник 8кл.- §.9,10 |
Устно ответьте на вопросы.
|
Контроль учителя (фронтально) |
||||||||
2. Словесный УЭ-1 | 8 мин | Подтвердить разнообразие рельефа России, способствовать развитию чувства любви к Родине и родному краю | Художественные произведения, Мультимедиа учебник ( 6 кл., 8 кл.) |
Используя художественные произведения
и электронные пособия, покажите красоту,
разнообразие гор, равнин России. (Творческое опережающее задание – проба пера) – по желанию |
Взаимоконтроль, контроль учителя | ||||||||
3. Смешанный УЭ-2 | 10 мин | Игра “Третий лишний”. Правильно указать лишнее географическое название и объяснить, почему лишним является? (6 заданий на оценку “3”) |
Геохронологическая таблица, физическая карта России |
|
Взаимоконтроль по готовым ответам | ||||||||
4. Смешанный УЭ-3 | 5 минут | Задание по вариантам 1 вариант – Установите соответствие между возрастом складчатости и горными системами, внешними процессами и формами рельефа 2 вариант “Что такое, кто такой?” Объяснить значение географических названий |
Физическая карта России, тектоническая карта России |
“Что такое, кто такой?” Сели, оползни, месторождения, Самотлор, КМА, осыпи, морена. Обвалы, овраги, бассейн, Уренгой, щит, платформа, Канско-Ачинский. |
Консультанты | ||||||||
5. Картогра-фический УЭ-4 | 5 мин | Отработать прием работы по карте | Физическая карта России, | Определите название форм рельефа под
определенным номером, покажите на карте России
основные формы рельефа.
|
Консультанты | ||||||||
6. Выходной контроль |
7 мин | Определить характер взаимосвязей человек - рельеф | Учебник “Физическая география Ставропольского края”, 8кл. стр.43 | Выделите положительные и отрицательные
аспекты взаимодействий рельефа и человека на
примере Ставропольского края. 1 вариант рельеф – человек 2 вариант человек - рельеф |
Контроль учителя |