Развитие творческой мыслительной деятельности и навыков самостоятельной работы учащихся через использование модульной технологии на уроках географии

Разделы: География


Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.

В. Сухомлинский

В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся. Вот те некоторые задачи, которые стояли передо мной 8 лет тому назад. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему у учителя географии, остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а так и разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, тест-программы). И именно модульная технология позволила мне решить многие проблемы в обучении ребят, и целесообразно дала возможность использовать различные средства обучения.

На протяжении последних восьми лет, я в своей деятельности использую блочно-модульную технологию. На мой взгляд, она как нельзя лучше вписывается в метод выработки новых знаний.

Основополагающей идеей обучения является идея модуля. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

  1. Цель усвоения модуля.
  2. Где найти учебный материал.
  3. Как овладеть им? (Выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.)
  4. Как проверить правильность выполненной задачи? Контроль (тесты, письменные работы, сообщения и т.д.) определяет степень усвоения учебного материала.

Роль учителя заключается в следующем:

  1. 1.Составление инструкций, модулей.
  2. 2.Уточнение инструкций при практической работе с ними.
  3. 3.Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Формы работы с модулем

  1. Индивидуальная самостоятельная работа ученика.
  2. Партнёрская работа в парах.
  3. Работа в группах.

Контроль

Модуль любого порядка включает контроль над выполнением задания, за усвоением знаний учащихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля:

  1. Самоконтроль.
  2. Взаимный контроль учащихся.
  3. Контроль учителя.

Оценка

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе урока и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Ведущую роль при модульном обучении играет отбор содержания учебного материала, вычленение в нем основного и вспомогательного. Модульная программа нацеливает на систематическую работу с учебником. На разных этапах урока как в ходе проверки знаний и умений учащихся, так и при изучении нового материала.

Однако не могу не сказать о трудностях, которые следует иметь в виду. Во-первых, необходимо быть уверенным в том, что эта технология поможет вам. Также, необходимо убедиться, что учащиеся готовы к самостоятельной учебно-познавательной деятельности (т.е у них сформирован минимум знаний и умений). И конечно, школа (или учитель) должна иметь возможность размножения модулей. Модули эффективны только в том случае, если каждый ученик обеспечен программой действий. Не следует сразу выходить с модулями на весь класс. Попробуйте в начале с небольшой группой ребят. Это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности содержания, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы. Учащимся, особенно на первых уроках, не хватает времени, потому что у них не сформировано чувство времени, а учитель не задает темп. Это очень актуально в настоящее время – время ЕГЭ.

Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.

Литература:

  1. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989г.
  2. Лобашев В.Д. Модульное обучение и ценностные ориентации личности обучаемого.// Методист. – 2005. - №1.- с.36-42.
  3. Кутейников С.Е. . Типы учебных элементов модульной программы. – География в школе. 1998г. №2
Модули при изучении темы “Рельеф”
7 класс.

Тема: Рельеф Земли

Название

УЭ

Время Цели Где найти учебный материал Как овладеть им Вид контроля
1. Входной контроль УЭ-1 5 мин. Актуализация знаний о литосфере Учебник 6 класс §16,

учебник 7 класс стр.10-15

Вспомните:
  1. Что такое литосфера?
  2. Каково строение земной коры?
  3. Назовите виды земной коры и определите их сходства и различия?
  4. Кто такой Альфред Вегенер, в чём заслуга этого учёного?
  5. Назовите виды тектонических структур.
  6. В чём суть теории литосферных плит?

(Ответ запишите в тетрадь)

Контроль учителя, взаимоконтроль.
2. Иллюстративный УЭ - 2 3 мин. Установить взаимосвязь между тектонической структурой, формой рельефа и полезными ископаемыми. учебник 7 класс

рис.5 стр.13

На основе теории литосферных плит установите взаимосвязь.

Перечертите схему в тетрадь и запомните её на конкретном примере

тектоническая структура - рельеф - полезные ископаемые.

Взаимоконтроль
3.Картографический УЭ-3 15 мин. Изучить физическую карту Евразии и узнать размещение крупных форм рельефа Атлас, к/к, справочник Рассмотреть размещение крупных форм рельефа по территории Евразии.

1.Определите высшие точки горных систем и их координаты: Алтай, Карпаты, Кавказ, Альпы, Гималаи, Саяны, Урал, Пиренеи.

2. Заполните схему и сделайте вывод (на примере Евразии)

а) ?—Восточно-Европейская равнина--?

б) об-ть герцинской складчатости-- ? -?

в) Скифская плита-- ? —газ, нефть, строительные материалы.

Два примера аналогичных! (самостоятельно – по желанию)

3. На к/к нанесите равнинные формы рельефа Евразии: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Средне-Сибирское пл-е, Прикаспийская низменность, Индо-Гангская,

Ставропольская возвышенность.

Консультанты
4. Словесный УЭ-4 9 мин. Установить основные причины разнообразия рельефа Евразии рассказ учителя, схема стр.235-230 учебник Прослушайте рассказ учителя и ответьте на вопросы.

Под воздействием, каких сил формируется рельеф? (устные ответы)

Контроль учителя
5. Текстовый УЭ-5 3 мин. Выделить и сформировать представление об особенностях рельефа Евразии учебник стр.234-237 Прочитайте и запишите коротко в тетради особенности рельефа Евразии. Взаимоконтроль
6.Выходной контроль 4 мин. Выделить черты сходства черты различия Евразии и Северной Америки тетрадь стр.196-201, стр.234-235 Прочитать данные в тетради по рельефу Северной Америки и страницу учебника. В рельефе этих двух материков.

1 вар. - Выделить черты сходства

2 вар. - Черты различия

Контроль учителя

 

8 класс. Урок закрепления по теме “Рельеф России”.

Название УЭ Время Цели Где найти учебный материал Как овладеть им Вид контроля
1.Входной контроль 5 мин Актуализация знаний о литосфере Учебник 6 кл. – .§15,

стр.10-15.

Учебник 7кл. - стр.20,24.

учебник 8кл.- §.9,10

Устно ответьте на вопросы.
  1. Что такое литосфера?
  2. Каково строение земной коры?
  3. Назовите тектонические структуры?
  4. Существует ли зависимость между тектонической структурой, формой рельефа и полезными ископаемыми?
  5. Назовите внутренние процессы, формирующие рельеф России?
  6. Какие внешние процессы формируют рельеф России?
Контроль учителя

(фронтально)

2. Словесный УЭ-1 8 мин Подтвердить разнообразие рельефа России, способствовать развитию чувства любви к Родине и родному краю Художественные произведения,

Мультимедиа учебник

( 6 кл., 8 кл.)

Используя художественные произведения и электронные пособия, покажите красоту, разнообразие гор, равнин России.

(Творческое опережающее задание – проба пера) – по желанию

Взаимоконтроль, контроль учителя
3. Смешанный УЭ-2 10 мин Игра “Третий лишний”.

Правильно указать лишнее географическое название и объяснить, почему лишним является?

(6 заданий на оценку “3”)

Геохронологическая таблица, физическая карта России
  1. Кембрий, ордовик, девон
  2. Триасовый, четвертичный, юрский
  3. Кавказ, Сахалин, Алтай
  4. Балтийский, Анабарский, Алданский
  5. Эльбрус, Народная, Стрижамент
  6. Тунгусский, Ленский, Подмосковный
  7. Печорский, Кузнецкий, Подмосковный
  8. Самотлор, Уренгой, КМА
  9. Вулканизм, землетрясение, морена
  10. Овраги, промоины, сели.
Взаимоконтроль по готовым ответам
4. Смешанный УЭ-3 5 минут Задание по вариантам

1 вариант – Установите соответствие между возрастом складчатости и горными системами, внешними процессами и формами рельефа

2 вариант “Что такое, кто такой?”

Объяснить значение географических названий

Физическая карта России, тектоническая карта России

скл-ть формы рельефа
Байкальская 

Каледонская

Герцинская  Мезозойская

Альпийская

Урал

хребет Черского

Алтай

Западный Саян

Кавказ

Восточный Саян

Верхоянский хребет

Процессы рельеф
текучие воды 

Оледенение

Ветер

речная долина

овраги

Дюны, барханы

морена, холмы, гряды

“Что такое, кто такой?”

Сели, оползни, месторождения, Самотлор, КМА, осыпи, морена.

Обвалы, овраги, бассейн, Уренгой, щит, платформа, Канско-Ачинский.

Консультанты
5. Картогра-фический УЭ-4 5 мин Отработать прием работы по карте Физическая карта России, Определите название форм рельефа под определенным номером, покажите на карте России основные формы рельефа.

 

Консультанты
6.

Выходной контроль

7 мин Определить характер взаимосвязей человек - рельеф Учебник “Физическая география Ставропольского края”, 8кл. стр.43 Выделите положительные и отрицательные аспекты взаимодействий рельефа и человека на примере Ставропольского края.

1 вариант рельеф – человек

2 вариант человек - рельеф

Контроль учителя