Деятельность Детско-юношеских спортивных школ приобретает на современном этапе развития отечественного образования свое особое значение. Являясь дополнительным, именно спортивное образование тем не менее становится часто в жизни человека основным.
Необходимо отметить, что спортивная школа является учреждением дополнительного образования детей и относится к типу образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие положительной мотивации личности учащихся к процессу познания и творчества, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах учащихся, общества, государства. Поэтому отсюда логически вытекают задачи учреждения дополнительного образования: обеспечение необходимых условий для: укрепления здоровья, развития творческой личности, самоопределения и выбора профессии вида трудовой деятельности детей в возрасте от 6 до 18 лет (в спортивных школах) и старше - до 25 лет; социальная адаптация; формирование культуры; организация полноценного содержательного досуга.
Учитывая что в философской, социологической и педагогической литературе принято различать три подсистемы личности: информационную, мотивационную, и операциональную и связанное с этим двоякое употребление термина “воспитание”, а также терминов “образование” и “обучение”, необходимо рассматривать физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, подготавливающий личность к использованию духовных, социальных и материальных ценностей физической культуры, которая позволяет достичь высокой работоспособности и конкурентоспособности в современных жестких условиях общества.
Учитывая, что за последние годы обострились противоречия:
- с одной стороны – в связи с односторонней ориентацией спортивных учреждений на повышение соревновательной деятельности и все большим пониманием очевидности того, что образование в спортивных учреждениях формирует у спортсменов готовность к использованию возможностей физической культуры и спорта. А это способствует укреплению самооценки и помогает осознанию собственного физического состояния и востребованности в конкретном социуме и мировом сообществе, позволяет им быть успешными как личности в ее социальном понимании;
- а с другой стороны - между необходимостью оперативно реагировать на непрерывно меняющиеся требования по развитию индивидуально-творческого потенциала личности как субъекта учебно-тренировочного процесса и определенной замкнутости, конечности характера изменений в сложившейся системе подготовки спортсменов;
- а также между общим уровнем современной физической культуры и спорта в ее широком понимании, где ярко выражены тенденции проникновения их во все сферы жизнедеятельности общества и неоднозначным состоянием ориентированности типов образования (школы с углубленным изучением предмета “Физическая культура”, центры образования спортивной направленности, спортивные лицеи, пр.), находящихся в начальной стадии своего становления.
Поэтому, в связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время усиливается роль учреждений спортивной направленности как реализующих функции основной школы, к которым относятся:
а) здоровьесберегающая и реабилитационная, связанная с повсеместным ухудшением здоровья детей и необходимостью формирования здорового поколения;
б) социально-адаптивная, которая позволяет обеспечить включение ребенка в реальные отношения социума, поддерживающая его социальную мобильность и позволяющая открывать жизненные перспективы для каждого учащегося и смягчающая социальную напряженность и социальные конфликты;
в) социально-преобразующая, обеспечивающая подготовку людей к реальной жизни в новых условиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, где жизненные ситуации быстро изменяются;
г) социально-защитная, связанная с заботой о детях, которые лишены нормальных условий для жизни и развития в семье и обществе;
д) культуропреемственная и культуротворческая, которые логически вытекают из современного понимания физической культуры как приобщения к культуре в широком смысле этого слова.
Поэтому спортивные образовательные учреждения, деятельность которых направлена на развитие массового спорта, на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки спортсменов ставят перед собой задачу: по привлечению максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, которые направлены на развитие личности, утверждению здорового образа жизни, воспитанию физических, морально-этических и волевых качеств.
На учебно-тренировочном этапе они ставят перед собой задачу: по улучшению состояния здоровья, начиная с физического развития; повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов, учитывая индивидуальные особенности и требования программ по видам спорта; профилактике различных форм зависимости и правонарушений.
На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства спортсменов перед ними ставится задача: по привлечению к специализированной спортивной подготовке наибольшего числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких и постоянных результатов, которые позволяют войти в состав сборных команд региона, России, мира.
Ассоциация физического воспитания Великобритании Северной Ирландии в своем журнале “British Journal of Physical Education” выпущенном осенью 1992 года называет пять основных причин, которые по мнению Ассоциации, обусловливают важность спорта для воспитания и социализации школьников:
- он способствует укреплению здоровья школьников;
- спорт имеет важное воспитательное значение для развития не только тела и разума, но и для формирования характера учащихся, поскольку достижение определенного уровня физической подготовленности и овладение любыми двигательными навыками требует значительных усилий воли и самодисциплины;
- спорт способствует укреплению единства, сближая всех членов школьного коллектива;
- спортивные интересы, которые возникли в стенах школы, могут найти свое удовлетворение после ее окончания в спортивных клубах или других спортивных организациях;
- хотя первоочередной задачей школьного спорта является предоставление возможностей заниматься спортом всем детям независимо от степени их одаренности, школьный спорт считается также первой ступенькой на пути к большим спортивным достижениям, а потому высокий уровень его организации служит основой для будущих успехов в спорте как на национальном, так и межнациональном уровнях.
Как и многие другие, американские ученые D.Stanеу Еitzen и Н. Gеогgе Sаgе в первую очередь отмечают позитивное влияние спорта на школу. Любая организация, в том числе и школа, нуждается в сплоченности и непоколебимости традициям ее членов. Несомненно, что важную роль в этом играет спорт. Школьники определенной команды отождествляют себя со своей школой и защищают ее интересы. Спортивные состязания вызывают воодушевление и единство школьного коллектива перед лицом соперника, который представляет другая школа. К тому же, школьный спорт стабилизирует социальное пространство, так как им занято свободное время учащихся, он отвлекает их от ненужных размышлений и сомнений. Немаловажно, что разрешение на участие в спортивных соревнованиях получают только те, кто не нарушает учебные и спортивные требования. Поэтому учащиеся, занимающиеся спортом, как правило, дисциплинированы и служат примером для остальных и лучше учатся. Важная роль спорта состоит в том, что он сглаживает жестокие формы соперничества между городами, районами и школами.
В связи с этим необходимо учитывать, что физическое воспитание как социальный институт включает в себя весь комплекс воздействий на личность:
- сочетание семейного, социального, адаптивного физического воспитания;
- совокупность социальных ролей: учащиеся-воспитуемые, воспитатели, волонтеры, члены семьи, администрация, руководители и т.д.;
- комплекс организаций спортивной направленности с их различием видов и типов;
- систем физического воспитания и органов управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
- весь спектр поощрительных и регламентирующих санкций, которые определяются формальными и неформальными документами;
- личностные (качественные характеристики субъектов воспитания детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные ресурсы, а также спортивное оборудование и инвентарь, спортивные сооружения и т.п.
- Как социальный институт же физическое воспитание играет немаловажную роль и в общественной жизни. В целом, функции физического воспитания можно охарактеризовать как:
- создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе физического воспитания;
- подготовку личности, как необходимого компонента для устойчивого функционирования и развития общества для удовлетворения ею ряда потребностей в процессе физического воспитания;
- подготовку членов социума как компонента, необходимого для функционирования и устойчивого развития общества способного и готового к социальной мобильности;
- стимулирование и активная помощь к объединению устремлений, действий и отношений членов общества и создание условий для объединения их интересов, несмотря на их различия по полу и возрасту, социальному статусу и профессии, религиозной и этнической принадлежности;
- активную помощь по адаптации членов общества к постоянно изменяющимся социальной условиям.
Необходимо конкретизировать сказанное на примере деятельности ДЮСШ нашего района.
На протяжении учебного 2005-2006 года, в ДЮСШ Центрального района проводилась интенсивная спортивно-массовая и оздоровительная работа. Для решения актуальных проблем, поставленных целей и задач были активизированы все имеющиеся кадровые и педагогические ресурсы. Администрацией ДЮСШ и тренерами-педагогами проводилась работа по анализу и реализации таких направлений в деятельности ДЮСШ: наполняемость школы и сохранность контингента, подготовка разрядников, достижения ДЮСШ в спортивно-массовой работе, оздоровительная работа, кадровый состав и повышение его квалификации, воспитательная работа, работа с родителями, методическая работа, медицинская работа.
Проанализировав проблемы и противоречия в деятельности ДЮСШ, коллективами и администрацией ДЮСШ были определены такие пути их решения с помощью совместных усилий родителей, администрации, спонсоров и учредителя ДЮСШ:
- повысить образовательный уровень тренерско-преподавательского состава;
- усилить воспитательный потенциал в учебно-тренировочной деятельности;
- оптимизировать содержание образовательного процесса на основе:
- общечеловеческих социально-значимых ценностей,
- свободного развития личности, образцов гражданского проведения,
- развития гуманистических принципов,
- нравственного и гражданского воспитания,
- формирования социальной ответственности,
- профилактики и коррекции девиантного поведения,
- внедрения демократического стиля руководства воспитательным процессом,
- приобретения и внедрение в работу экспериментальных образовательных программ.
- для полного выполнения календаря спортивно-массовой работы (участие во всех соревнованиях) использовать тесные контакты тренеров-преподавателей с родителями, спонсорами, федерациями по видам борьбы, которые помогают финансированием;
- вести работу с общественными организациями и родителями для оздоровления учащихся в летний период.
Вкратце, способы, с помощью которых это осуществляется можно охарактеризовать как: внедрение новых и усовершенствованных образовательных программ, разработка и внедрение программ развития образовательного учреждения, совершенствование педагогического мастерства и применение новых форм и методов работы, применение новых форм работы с детьми и родителями и вовлечение родителей во все мероприятия ДЮСШ, повышение спортивного и педагогического мастерства в процессе тренировок, привлечение всех заинтересованных лиц и спонсоров для успешного выполнения намеченных целей и задач по подготовке спортсменов.
В 2005–2006 учебном году удалось реализовать в полном объеме практически все, что было намечено в планах работы. Так наполняемость и сохранность контингента учащихся в среднем была не менее 60 %, а в большинстве случаев достигала 100%.
Таблица №1
СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА В ДЮСШ
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА.
ДЮСШ | НП | УТ | СС | СОГ | ОБЩАЯ |
ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ №3 | 78,5 | 92,5 | 100 | 101 | 93 |
ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ №5 | 100 | 62 | 63 | 100 | 81,25 |
ШАХМАТАМ №6 | 53 | 51 | 100 | 83 | 71,25 |
Спортсмены ДЮСШ участвовали во всех спортивных мероприятиях (см. таблицу №2), проводимых в городе, крае, Сибирском Федеральном округе, России. Также некоторые из них приняли участие и заняли призовые места в соревнованиях, проводимых на уровне Европы, Мировых первенствах.
Также, спортсмены ДЮСШ № 6 участвовали в широкомасштабном мероприятии “Шахматный фестиваль”, посвященном 100-летию газеты “Красноярский рабочий” и проходившем в гипермаркете “Алпи”. В фестивале приняли участие 200 любителей шахмат от 6 до 90 лет.
Понятно, что воспитательная значимость спорта неоспорима. Именно спорт учит уважать решения невзирая на то, насколько они справедливы, именно потому, что они принимаются теми авторитетами в спорте - судьями, на которых и возложено принимать эти решения. Кроме этого, спорт является моделью социальных отношений, так как учит допускать противодействие и соперничество подобно тому, как при соблюдении демократических принципов допускается существование оппозиционных партий и противоборствующих взглядов. Одновременно человек учится признавать законность результата, даже если этот результат его не удовлетворяет.
Таблица № 2
КОЛИЧЕСТВО ПРИЗЕРОВ СРЕДИ СПОРТСМЕНОВ
ДЮСШ
ДЮСШ | МЕЖДУНАРОДНЫЕ | РОССИЯ | СИБ. ФЕД. ОКРУГ | КРАЙ | ГОРОД |
ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ № 3 | - | 3 | 13 | 102 | 14 |
ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ № 5 | - | 31 | 25 | 48 | 21 |
ШАХМАТАМ № 6 | - | - | 5 | 16 | 12 |
ИТОГО | 0 | 34 | 43 | 166 | 47 |
Немалое значение придает администрация и тренерско-преподавательский состав ДЮСШ повышению уровня спортивного мастерства.
Итоги работы в этом направлении представлены в таблице № 3.
Таблица № 3
УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЮСШ | РАЗРЯДЫ | |||
МАССОВЫЕ | 1 | КМС | МС | |
ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ №3 | 250 | 19 | 11 | |
ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ №5 | 245 | 46 | 19 | 2 |
ШАХМАТАМ №6 | 357 | 56 | 26 | - |
ИТОГО | 852 | 121 | 56 | 2 |
Администрацией ДЮСШ проводится методическая работа, организуется повышение квалификации тренерско-преподавательского состава. По мере возможности все тренеры-преподаватели, которые нуждались в повышении квалификации или переподготовке прошли курсовую переподготовку на базе краевой ДЮСШОР или КК ИПК РО.
Основными направлениями методической работы ДЮСШ являются:
- информационно-организационное методическое обеспечение системы ДЮСШ;
- повышение квалификации педагогических кадров;
- также проводится методическая учеба в ДЮСШ по плану.
Все тренеры-преподаватели проходят курсы повышения квалификации ежегодно на краевых и судейских семинарах.
Интересной формой работы для повышения уровня преподавания и спортивно-массовой работы тренеров-преподавателей ДЮСШ№3 был организованный
в 2005 2006 учебном году смотр-конкурс среди тренеров-преподавателей по следующим разделам: сохранность контингента, участие в соревнованиях, оздоровительная работа, формирование сборных команд, общественная работа.
По итогам смотра-конкурса в число лучших тренеров-преподавателей вошли: Серегин Андрей Петрович, Калентьев Виктор Иванович, Бахов Александр Ильич.
Воспитательной работе уделяется огромное внимание, т.к. наши учащиеся – это будущее нашей страны. Поэтому, каждой ДЮСШ составлен план проведения воспитательной работы и осуществлены основные мероприятия по социализации и полной реализации личности. Наиболее значимым событиям придан статус основных и уделено пристальное внимание. В планах работы ДЮСШ № 3, 6 они выделены красной строкой и их проведение не только является неукоснительным и обязательным но и постоянно совершенствуется.
Так, в воспитательную работу включены такие важные разделы по развитию: трудолюбия, уважения к старшим, любви к своему городу и т.д., а также эстетическому воспитанию и воспитанию таких качеств как: доброта, толерантность, коммуникабельность.
Для большинства людей является откровением, что в физкультурно-спортивной деятельности, во всех ее формах и видах, заложены огромные возможности и для эстетического воздействия на человека, так как прежде всего это связано с тем, что люди, занимающиеся спортом, а с ними и зрители имеют возможность наблюдать такие разнообразные проявления эстетических ценностей, как гармония прекрасного, возвышенного, совершенного и даже комичного.
Тем не менее, спорт реализует богатые возможности для приобщения человека к миру прекрасного, для развития у него эстетических способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное - до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности. Он же формирует личность в процессе наблюдения за спортивным зрелищем, обладающим эстетическими качествами, а также во время занятий спортом и связанным с этим не только созерцанием эстетических ценностей, но и активном, творческом участии в разнообразных формах деятельности по их созданию. Эстетический потенциал спорта как таковой нисколько не ступает другим элементам культуры, включая искусство (см. Лоу 1984, Сараф, Столяров, 1984, Столяров 1998 и др.)
Таким образом, нравственность в спорте представлена многообразием всех своих компонентов - нравственным сознанием, нравственными отношениями и нравственным поведением. Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать различные проявления таких важнейших нравственных ценностей, как добро, справедливость, долг, честность и др.
Изменен подход и в работе с родителями. В настоящее время, когда дополнительное образование может и должно стать базой для формирования нравственного образа жизни семьи большое внимание уделяется свободному, творческому развитию личности, на основе свободного выбора. Помимо традиционных мероприятий – лекций, бесед, консультаций, посещения учебных занятий, в ДЮСШ проводятся совместные мероприятия (праздники, встречи, экскурсии), а также мероприятия, направленные на наиболее полное выяснение и удовлетворение запросов, родителей, детей, на повышение уровня педагогической культуры. Так, в ДЮСШ №6 начал изучаться уровень осведомленности о спортивно-оздоровительной работе родителей. Проведены консультации медиков и соответствующих специалистов с ними во всех ДЮСШ.
По итогам анализа за первое полугодие 2005-2006 учебного года количество детей из Центрального района, занимающихся в наших ДЮСШ перешло за отметку 50% (см таблицу №5).
Таблица № 5
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА В
ДЮСШ
ДЮСШ |
ВИДЫ СПОРТА | ДЕТЕЙ | ||
ИЗ ЦЕНТР. РАЙОНА | ВСЕГО | % | ||
ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ №3 | Вольная борьба | 125 | 355 | 35,2 |
Самбо | 246 | 361 | 68 | |
ВСЕГО/СРЕДНИЙ | 371 | 716 | 51,6 | |
ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ №5 | Фигурное катание | 107 | 159 | 67,29 |
Греко-римская борьба | 60 | 156 | 38,46 | |
Кик-боксинг | 28 | 50 | 56 | |
Пауэрлифтигнг | 18 | 28 | 64,2 | |
Армрестлинг | 16 | 16 | 100 | |
ВСЕГО/СРЕДНИЙ | 229 | 409 | 65,19 | |
ШАХМАТАМ №6 | Шахматы | 182 | 326 | 56 |
Шашки | 246 | 367 | 67 | |
ВСЕГО/СРЕДНИЙ | 428 | 693 | 61,5 |
По итогам анализа за первое полугодие 2005-2006 учебного года количество детей из Центрального района, занимающихся в наших ДЮСШ перешло за отметку 50% (см таблицу №5).
Таблица № 5
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА В
ДЮСШ
ДЮСШ | ВИДЫ СПОРТА | ДЕТЕЙ | ||
ИЗ ЦЕНТР. РАЙОНА | ВСЕГО | % | ||
ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ №3 | Вольная борьба | 125 | 355 | 35,2 |
Самбо | 246 | 361 | 68 | |
ВСЕГО/СРЕДНИЙ | 371 | 716 | 51,6 | |
ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ №5 | Фигурное катание | 107 | 159 | 67,29 |
Греко-римская борьба | 60 | 156 | 38,46 | |
Кик-боксинг | 28 | 50 | 56 | |
Пауэрлифтигнг | 18 | 28 | 64,2 | |
Армрестлинг | 16 | 16 | 100 | |
ВСЕГО/СРЕДНИЙ | 229 | 409 | 65,19 | |
ШАХМАТАМ №6 | Шахматы | 182 | 326 | 56 |
Шашки | 246 | 367 | 67 | |
ВСЕГО/СРЕДНИЙ | 428 | 693 | 61,5 |
Верный способ повысить сопротивляемость детского организма различным заболеваниям, сделать его выносливым, крепким, сильным. Большое значение при этом имеет правильное физическое воспитание спортсменов, так как в подростковом возрасте меняется физиологическая суть ребенка.
Особенно серьезно осознается администрацией и тренерско-преподавательскими коллективами ДЮСШ необходимость укрепления здоровья спортсменов. Поэтому, во время летних каникул они стараются создать как можно более благоприятные условия для оздоровления спортсменов в спортивных и прочих лагерях.
Исключением при этом является лишь ДЮСШ №6 по шахматам ввиду специфики деятельности(см. таблицу №6).
Таблица № 6
ОЗДРОВЛЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ ДЮСШ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
ДЮСШ | ЛАГЕРЯ | ВСЕГО | |||||
СПОРТИВНЫЕ | ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ | ПРОЧИЕ | ЛАГЕРЯ | ДЮСШ | |||
ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ №3 | 159 | 40 | 20 | 219 | 716 | ||
ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ №5 | 192 | - | - | 192 | 409 | ||
ШАХМАТАМ №6 | - | 10 | 30 | 40 | 693 | ||
ИТОГО | 351 | 50 | 50 | 451 | 1818 |
Становится понятным, что в спорте заложены огромные возможности для самовоспитания самосовершенствования, самоопределения. Участие в спортивных соревнованиях дает возможность человеку испытать самоудовлетворение при победе над своим соперником, достигнутой в процессе длительной подготовки, самоотверженного труда, огромными волевыми усилиями; возможность сравнить свои способности со способностями других людей, а также с теми способностями, которыми он сам располагал ранее и понять, насколько они хуже или лучше других, способен ли он достичь результатов, выше достигнутых им, преодолеть себя. К тому же, постоянно закладывается правильное отношение к состоянию своего организма, формируется положительная мотивация по соблюдению здорового образа жизни
Таким образом, администрацией и тренерско-преподавательским составом наших ДЮСШ в полной мере осознается и осуществляется вся необходимая спортивная, воспитательная и оздоровительная деятельность. В прошедшем учебном году все три ДЮСШ прошли процедуру аттестации, лицензирования и аккредитации. Это при условии, что ДЮСШ №5 это делала впервые за всю многолетнюю историю своего существования.
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
- Паршиков А.Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система Советский спорт М 2003 г.
- Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. - М. ГЦОЛИФК - 99с. 1984 Столяров В.И. “Неклассическая (гуманистическая) теория, программа и модель детско-юношеского спорта \\ Спорт, духовные ценности, культура Вып. Седьмой: Сб. - М: Гуманитарный Центр “СпАрт” РГАФК. - С. 17-130 1998 г.
- Столяров В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания \\ Спорт, духовные ценности, культура. Вып шестой: Сб. - М.: Гуманитарный Центр “СпАрт” РГАФК. - С. 71-2331998 г.
- Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи \\ Гуманистическая теория и практика спорта. Выпуск третий: Сб. С.С Москва-Сургут: МГИУ. - С. 21-79 2000 г.
- Лоу Б. Красота спорта \ Под общ ред. В.И. Столярова. М. : Педагогика 1984 г.
- Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. - М.: ФиС 1984 г 103 с.