Предлагаю разработку одного из уроков чтения, где интересно происходит подача нового материала, уделяется внимание развитию навыка чтения и дифференцированной работе на уроке.
Цели:
- Познакомить с новым разделом учебника “Сказка – притча”. Сформировать умение анализировать сказки.
- Обучать выразительному чтению текста, правильной, красивой, устной речи. Развивать память, внимание, речь.
- Воспитывать интерес к чтению сказок, учить доброму отношению к людям.
Оборудование:
- Кукольный театр (ширма + куклы).
- Магнитофон (кассета муз. “В мире много сказок”).
- Экран и микрофон.
- Книги для выставки.
- Иллюстрации к сказке.
Ход урока
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой класса.
Мы сегодня с вами узнаем много нового, побываем в кукольном театре. Я вас прошу не стесняться, работать активно. Все у вас получится, давайте только внимательно слушать и активно работать.
II. Речевая разминка. От топота копыт пыль по полю летит.
- Чтение учителем.
- Посмотрите, какой звук нам нужно четко проговорить [т] [п]
- Чтение самостоятельно.
- Чтение вслух (медленно), “жужжащим” чтением.
- Прочитать с удивлением, злобно. Как бы прочитала лиса, медведь.
- Какое животное скрыто в скороговорке? (конь)
- Назовите, в каких произведениях встречается конь?
- Вы перечислили мне рассказы или сказки?
Я хочу вам предложить поговорить о сказках. Со сказками мы начинаем знакомиться с самого раннего возраста. Сначала нам читают их взрослые, а затем и сами начинаем читать. В данный момент свой жизни, я уверена, каждый из вас знает много сказок. Назовите их? Сказка - одно из основных жанров фольклора, этическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (большая энциклопедия).
Давайте вспомним сказки, для этого устроим маленький конкурс на лучшего знатока сказок. Условия такие: я читаю цитаты из сказок, а вы отгадайте. Спрашиваю по поднятой руке. Активного ученика наградим медалью: “Лучший знаток сказок”.
1. Ты же вся в золе, да в грязи, куда уж тебе идти на пир?
У тебя ведь ни платья нет, ни туфель, а ты хочешь еще танцевать.
(Золушка)
2. Бедной девочке так было тяжело расставаться с ясным солнышком.
Она отошла от мышиной норки подальше и протянула руки: “Прощай, солнышко, прощай!”
(Дюймовочка)
3. Два поросенка застали брата за работой
Что ты строишь?! – в один голос закричали удивленные поросята.
Что это, дом для поросенка или крепость?
Дом поросенка и должен быть крепостью! – сказал Наф-Наф.
(Три поросенка)
4. Собралась и пошла девочка к бабушке в другую деревню. Идет она лесом, а навстречу ей серый Волк.
(Красная Шапочка)
МОЛОДЦЫ! Сказки вы хорошо знаете. Награждение!
III. Новый материал.
Любовь, тепло, нежность. Какие прекрасные слова, за которыми стоят прекрасные чувства. И как от них становится хорошо на душе. Но ведь в жизни есть и другие слова, за которыми совсем иные чувства. Что делать со злобой, завистью, ненавистью?
Народная мудрость может нам подсказать ответ на эти вопросы, потому что испокон веков человеку приходилось противостоять злобе, жадности, корысти. И он, знал, что только собственная смекалка и хитроумие помогут ему справиться с напастями.
Рядом с волшебными сказками всегда существовали и другие – сказки – притчи, в которых главными героями были люди смекалистые и наблюдательные, рассчитывающие в любой трудной ситуации на свои силы и благополучие, преодолевающие все жизненные преграды.
С одной из таких сказок мы сегодня будем знакомиться чуть позже. Но вначале давайте посмотрим на доску и узнаем, что означает слово притча. Притча – краткий иносказательный и поучительный рассказ.
IV. Выставка книг
Я вам подобрала сказки-притчи, которых нет в учебнике. Для расширения вашего кругозора, вы можете их прочесть дома, взяв в детской библиотеке. Краткое сообщение о книгах.
V. Работа с учебником.
Мы сегодня будем читать сказку “Мудрая дева”.
Давайте откроем учебники стр. 187 “Мудрая дева”.
Посмотрите, написано ли в книге, кто автор этой сказки? (Не написано)
Какой можно сделать вывод? Кто автор? (Народ)
Правда, это русская народная сказка. Но могут быть сказки и других народов мира. Например, литовские, калмыцкие, испанские.
VI. Словарная работа.
Перед чтением текста давайте поработаем над трудными для вашего понимания словами.
ИМЕНИТЫЙ – известный, богатый
КУМА – крестная мать по отношению к родителям.
КРОСНЫ – ткацкий станок.
ПРИПОЛ – подол платья (предложить детям самим прокомментировать некоторые слова).
VII. Физ.минутка
Музыка “В мире сказок”
VIII. Чтение всего текста хорошо читающими детьми.
IX. Беседа по восприятию текста.
Какие чувства вызвал прочитанный текст?
Что в сказке больше добра или зла?
Кто из героев сказки вам понравился?
Как вы думаете, почему так сказка названа?
X. Упражнение для развития беглого чтения у детей. “Фотоглаз”.
Чтобы читать бегло и хорошо я вам предлагаю упражнение. Я из текста выписала 7 слов. Вы должны их за 1 минуту запомнить и записать на листочки. Потом проверим, кто больше всех запомнил слов.
Жеребенок
Подошел
Брат
Царь
Вспомнил
Загадки
Телега
XI. Чтение текста детьми по цепочки.
Дети, мы сегодня будем работать только над кусочком текста. Перед чтением текста обратимся к памятке (на столе у каждого ученика). Давайте вспомним, как нужно читать текст.
ПАМЯТКА.
- Правильно ставь ударение.
- Соблюдай паузы.
- Выбери силу голоса (громко, тихо).
- Определи темп (быстро, медленно).
- Читай эмоционально.
- Покажи интонацией свое отношение к произведению.
XII. Работа по содержанию.
Из-за чего возник спор между бедным и богатым мужиком?
Как царь рассудил братьев?
Как бы вы рассудили спор?
Кто помог бедному мужику разгадать загадки?
А богатому?
Давайте скажем о настроении, которое было у братьев?
Охарактеризуйте бедного мужика?
XIII. Работа над выразительностью.
А теперь я вам предложу потренироваться над выразительностью чтения, а для этого мы с вами будем дикторами центрального ТV. Вы видели, как себя ведут дикторы: они сидят ровно, читают информацию с отрывом от текста.
1. Желающие ученики садятся за стол (экран, микрофон) и читают выбранный отрывок с отрывом глаз от текста. Дети оценивают, кто был лучшим диктором.
2. Я вам предлагаю чтение по ролям с использованием кукольного театра. Разделимся на чтецов и актеров.
Богатый мужик.
Кума.
Автор.
Бедный мужик.
Царь.
Дочка.
Вышли все поклонились. Аплодисменты.
IX. Дифференцированная работа.
У каждого на парте лежит карточка, выберите любое задание №1 – легкое, №2 – чуть сложнее, №3 – еще сложнее.
№ 1. Из слов данных на карточке, выберите те, которые встретились тебе при чтении текста. Подчеркни их.
Жеребенок Кума Телега Загадка Осень Жирнее Богатый Сильнее Холодный Листья Сосулька Торт Зеленый Шаловливый
№ 2. Прочитайте отрывок и подумайте, какие бы ты подобрал жесты и движения для выразительности.
Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих, лошадки: у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:
Вставай, брат, у меня телега ночью жеребенка родила.
Брат встает и говорит:
- Как можно, чтобы телега жеребенка родила! Это моя кобыла принесла.
№ 3. В тексте найди лишнее предложение. Проверь по книге.
Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих по лошади: у бедного кобыла, а у именитого мерин. Прадедушка Мороз кричал тонким голосом. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. И белки спрыгнули на пол и побежали к мальчику. Будит он наутро бедного:
Ну, пой, коли, хочешь, а я не стану!
Вставай, брат, у меня телега ночью жеребенка родила.
Брат встает и говорит:
Как можно, чтобы телега жеребенка родила! Посмотри-ка, горе, никак там еще деньги остались? Это моя кобыла принесла.
X. Работа над иллюстрированием текста.
Давайте попробуем стать художниками, только рисовать будем не кисточкой, а словами. Работаем коллективно по рядам, следить за своей речью. Предложения строить красивые и правильные. Дети обсуждают коллективно. Один из учеников выходит и описывает картину.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
рисует | как | дочка |
спор братьев | кума помогла | бедного решает |
отгадать загадку богатому | загадки по-своему |
XI. Словесное рисование.
XII. Итог урока
Все активно работали. Что нового вы узнали на уроке? Что такое сказки-притчи?
Вы молодцы! Что особенно вам понравилось на уроке?
XIII. Выставление оценок с комментированием.
Список литературы.
- Журнал Начальная школа № 3, 5, 2003 г.
- В. Н. Зайцева Резервы обучения чтению.
- Методический вестник № 10, 1997