РОДИНА У КАЖДОГО - СВОЯ:
ЭТО – ДОМ,РОДНЫЕ И ДРУЗЬЯ,
ЭТО ТО, ЧТО СЕРДЦЕМ ПРИНЯЛ ТЫ
КАК ВЫСОКИЙ СИМВОЛ КРАСОТЫ;
ЭТО МЕСТО, ГДЕ РАСТЕШЬ ДУШОЙ,
В МАЛОМ ПОСТИГАЯ МИР БОЛЬШОЙ…
ЦЕЛИ УРОКА:
- Ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII-XVIII веках;
- Развитие чувства патриотизма, гражданственности и толерантности в сердцах современных школьников.
ЗАДАЧИ УРОКА:
ОБУЧАЮЩАЯ:
- Познакомиться с социально-экономическим развитием Хакасии перед вхождением её в состав России;
- Выявить трудности присоединения Хакасии к Российскому государству;
- Выяснить степень добровольности в процессе присоединения;
- Выделить главные события, связанные с присоединением.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- Развивать умение сопоставлять факты и делать выводы;
- Расширять умения обучающихся логически мыслить, строить логические цепочки и решать проблемные задачи;
- Закрепить навыки работы с картой и составления схем.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
- Вместе с учениками почувствовать себя причастным к созданию истории своей Родины;
- Убедить учеников в ответственности за судьбу своего государства;
- Почувствовать необходимость дружественных межнациональных отношений.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- Карта;
- Меловые схемы на доске;
- Мультимедийная презентация (Приложение 4)
- Документы (Приложение2, Приложение 3)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ УРОКА:
- Организация 3 мин.
- Повторение пройденного материала 10 мин.
- Изучение нового материала 18 мин.
- Закрепление и вывод 7 мин.
- Задание на дом 2 мин.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
КЫРГЫЗЫ
Аристократический княжеский род. Кыргызы Енисейские - древний тюркоязычный народ, обитавший в Минусинской котловине с начала II в. до н.э. до XVIII в.
КЫШТЫМЫ
Люди, находящиеся в зависимости от кыргызов.
ЯСАК
Дань, которую кыштымы вносили князьям; натуральный налог, которым облагались некоторые народы Сибири.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ:
- 1604г. - построен Томский острог
- 1604г. - князь Номча организовал поход кыштымов против Томского острога
- Осень 1663г - Монгольский Хан Лоуджан пошел на Хакасию войной
- 1703г. - джунгары совершили самый опустошительный набег на хакасские земли
- 1706г. - Петр I подписал указ о строительстве острога на “Кыргызской землице” в устье р. Абакан.
- 2 августа 1707 года -18 августа 1707г - строительство острога за “Камнем Туран” на правом берегу Енисея, который назвали Абаканским.
ХОД УРОКА
ЭТАП УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ УЧЕНИКОВ |
Организации-онный Постановка цели |
Эмоциональная настройка урока. Посмотрите на название нашей темы. Какие вопросы возникли у вас при осознании темы урока? Цель нашего урока: Знакомство с процессом присоединения Хакасии к Российскому государству. Сегодня мы ответим на вопросы: Почему хакасы обратились к русскому царю? Как происходило вхождение Хакасии в состав России? В чем состоит историческое значение этого процесса? |
Использование мультимедийных слайдов (Приложение
4) Стихотворение “Родина у каждого своя…” Беседа |
Предлагают варианты вопросов. |
Повторение пройденного материала | Сегодняшняя тема тесно связана с темой прошлого урока “Вхождение народов Сибири в состав Российского государства”. Вспомним предыдущий материал. | Фронтальный опрос Тест (Приложение1) |
Отвечают на вопросы учителя, несколько человек работают с тестом |
Изучение нового материала | Мы вспомнили, как происходило
присоединение к России народов Сибири, а сегодня
выясним особенности вхождения хакасского
народа. 1. “Кыргызская землица” до прихода русских. Рассказ учителя (Приложение2) Подумайте, как можно было облегчить положение местного населения, находящегося в тройной зависимости от соседних государств. 2 .Начало присоединения. Хакасы отправляют в Томск своих представителей с переговорами о присоединении. Какой же была реакция соседних народов? 3.Строительство острогов. Рассказ по карте. Указ Петра I. Строительство Абаканского острога. Приложение 5 |
Мини-лекция
Беседа Работа в группах по карточкам (Приложение 3) Образный рассказ учителя с использованием карты и Приложения 4 |
Рассуждают, предлагают свои пути выхода
из сложившейся ситуации. Изучают документы и составляют рассказ. Работа с картой. |
Вывод | Мы познакомились с тем, как проходило
присоединение, а теперь давайте подумаем, зачем
Хакасии нужно было вхождение в состав
Российского государства? Какую пользу получили обе стороны от этого события? Насколько добровольным был процесс присоединения? |
Беседа | Отвечают на вопросы. Рассуждают. |
Домашнее задание | Написать письмо русскому царю от имени кыштыма. |
ЛИТЕРАТУРА:
- История Хакасии: с древнейших времен до 1917. Под ред. Кызласова Л.Р. М.:-“Наука”. 1993г. Стр.135-228.
- Рассказы по истории Хакасии. Пантелеев А.Ф., Пантелеева Н.Н. учебное пособие по историческому краеведению. Стр.18-25
- О присоединении Хакасии к России. Кызласов Л.Р.