ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
- воспитание художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;
- развитие художественно-образного мышления:
- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни,
- фантазии, т.е. способности на основе развитой
- наблюдательности строить художественный образ,
- выражая свое отношение к реальности;
- учить основам эстетической отзывчивости, способности к эмоциональному уподоблению-проживанию художественного образа.
ЗАДАЧА ЗАНЯТИЯ:
Выполнить объемную игрушку с карманом, эстетично оформив ее, применяя изученную технологию изготовления, последовательно и грамотно работая с инструкционной картой.
МЕТОД РАБОТЫ: наглядно-иллюстрированный.
ФОРМЫ РАБОТЫ: беседы, практическая работа.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
учащихся: клей, кисти, краски, ножницы, нитки, иголки, игольницы, синтетический мех, поролон, картон, коробочки для мусора, шаблоны выкройки, инструкционные карты
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: иллюстративный материал по анималистической игрушке, таблицы графического изображения игрушек, готовые образцы изделий.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: пословицы, поговорки, загадки стихи о животных.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: детские песенки из мультфильмов, сказок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Повторение пройденного материала.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Практическая работа (техника безопасности).
6. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов занятия.
КОНСПЕКТ
Организационный момент:
- Здравствуйте, уважаемые гости!
- Здравствуйте, мои дорогие мастерицы!
- Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.
- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобится: клей, кисти, краски, ножницы, нитки, иголки, игольницы, ткань, мех, поролон, картон, коробочки для мусора.
- Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать свое рабочее место?
-Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено с левой стороны. Расстояние от глаз до работы должно составлять не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость;
Руки во время шитья держат на весу.
Каждый инструмент должен находиться на своем месте: игла – в игольнице, ножницы и нитки – в коробочке, ручки, карандаши – в пенале. Иглу лучше оставлять с вдетой ниткой, для того, чтобы ее легче было найти;
После окончания работы инструменты нужно убрать в рабочую коробку.
Повторение пройденного:
- Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте повторим пройденное.
- При изготовлении поделок мы часто пользуемся разными видами швов. Вспомните и назовите их.
- “Вперед иголку”
- “Назад иголку”
- “Строчка”
- “Через край”
- “Подрубочный”
- “Петельный”
- “Потайной”
- “Стебельчатый” и др.
Объяснение нового материала:
- Давайте мысленно пройдемся по своему дому и приглядимся, что же в нашем доме сделано мастерами?
- Все.
- Оказывается, все предметы в доме выполнены мастерами, иначе не было бы и самого дома. И ваши игрушки в доме, тоже созданы мастерами. Этих мастеров мы назовем по-своему:
мастер-придумывания, мастер-конструирования и мастер-украшения.
Таковыми мастерами будете сегодня вы, дорогие девочки.
- Как вы думаете, эти мастера создают игрушки только для того, чтобы ими играли?
- Нет.
- А еще для чего?
- Чтобы ими украсить дом.
- Правильно. Игрушками можно украсить какую-либо комнату, прихожую, детский уголок для игр.
- А могут ли быть игрушки не просто украшениями, но и нести в себе какую-нибудь полезную направленность?
- Конечно. Они могут служить вам помощниками для соблюдения порядка в доме. Для поддержания чистоты. Они могут использоваться как декоративные карманы, в которых можно хранить ваши вещи: расчески, различные щетки, косметику, разнообразные заколки, канцелярские принадлежности и даже более крупные личные вещи, такие как носки, варежки, перчатки и др.
- Вот такие игрушки с карманами мы и будем сегодня с вами выполнять. А именно это будут три игрушки, предложенные вам на выбор-зайчик, собачка и медвежонок (показать наглядно).
- Ну, а так, как это игрушки-зверюшки, то мы немного поговорим и об этом.
- Художники в своих произведениях искусства: живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве часто используют изображение животных. Этот жанр в искусстве называется анималистическим.
АНИМАЛИСТ-художник, изображающий животных.
- Особенно часто этот жанр используется в иллюстрациях к сказкам, басням, детских книжках. А, именно, в детских книжках можно много найти пословиц, поговорок и стихов про животных. Вот послушайте несколько небольших детских стишков о животных, которых нам предстоит выполнять сегодня:
Что для зайца стометровка,
Как стрела летит косой.
Вот, что значит, тренировка,
Вместе с тренером-лисой.Мишка в улей влез и вот,
С лапы каплет сладкий мед.
Я над ним смеяться начал
“Медвежонок насвинячил” -
- Что за шутки! – тот ответил -
- Я медведь, я намедведил!
- Очень известный детский писатель Евгений Чарушин не только писал свои рассказы о животных, но и сам как художник-анималист рисовал иллюстрации животных для оформления своих детских книжек (показать несколько книжек Е.Чарушина)
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) написал около 50 книг для детей, в основном из жизни животных. Чарушин был едва ли не единственный в своем роде писатель-анималист для маленьких детей, счастливо соединивший в одном лице талантливого литератора и живописца. В его рассказах образы и ритмы литературного текста сливаются с их живописным выражением.
Евгений Иванович Чарушин иллюстрировал и произведения В.В.Бианки, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского. Жил и работал в Ленинграде. Все, что рисовал художник, он очень хорошо знал. В доме родителей, а позднее и в его доме всегда жили собаки, кошки, птицы. С детства он любил животных, внимательно наблюдал за ними, знал их характеры и повадки, много и охотно рисовал. Созданию детской книге о животных Е.И.Чарушин посвятил всю свою жизнь. Его работа получила высокую оценку- ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Творчество Е.И.Чарушина, проникнутое любовью к животному миру и природе, нашло признание как в нашей стране, так и за рубежом.
Литература о творчестве Е.И.Чарушина: Чарнецкий Я., Кузнецов Э. Е.И.Чарушин. Л., 1960; Гроденский Г. Е.Чарушин. Л., 1962; Ганкина Э. Искусство, отданное детям. – Искусство, 1965, № 6; Ганкина Э. Феномен Чарушина.- В мире книг, 1975, № 2; В.Курдов Вместе с Чарушиным. – Детская литература, 1975, № 9.
- Искусство других художников-анималистов: Ватагина, Горлова, Рачева
отличается тонким знанием животного мира, остротой характеристики и декоративной выразительностью образов.
Художники-анималисты наделяют животных чертами, присущими человеку, его поступками, переживаниями, т.е. животные “очеловечиваются”.
- В современной анималистической игрушке заметны новые приемы. Художники стремятся обновить характер игрушек, сделав их более привлекательными для ребят, занимательными в игре.
Сказочные животные стали более выразительными по форме и декоративной раскраске, отказавшись от натуралистического решения животных, авторы ищут решения, близкие к народным.
Образцы промышленных игрушек из пластмассы, резины, синтетического меха и ткани, разработанные художниками, подкупают своей выразительностью. Они очень просты по форме, лиричны, в них чувствуются народные традиции.
Обратите внимание на условность (стилизацию) решения моделей игрушек, которые нам предстоит сделать сегодня.
СТИЛИЗАЦИЯ – применение условной декоративной формы, т.е. изменение, упрощение природных форм для составления объекта.
Игрушки из меха наделены чертами маленьких детей, они трогательны, забавны, неуклюжи, озорны.
Заяц, собачка и медвежонок, которых вы будете делать тоже малыши, т.к. у них большая голова, длинные уши, маленькие лапки.
Разные по цвету и форме пуговички глаз и носа сразу преображают поделку, и животные как бы оживают.
Этих зверюшек можно выполнять в разных вариантах. Мы же сегодня будем делать их по одной и той же выкройке, чуть изменяя форму ушей цвет, украшения на карманах и фактуру меха, но по вашему выбору.
- Так, белый и светлый мех лучше подойдет кому?
- Зайчику.
- Правильно, т.к. нам привычнее видеть зайчика светлым.
- Мех с длинным ворсом лучше для кого?
- Для собачки, т.к. собаки бывают и длинношерстные и короткошерстные.
- А для медвежонка лучше выбрать мех с коротким ворсом.
- А сейчас, зная характерные черты животных и их повадки, немного отдохнем, поиграем.
ИГРА - “Загадки”:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
- Кто это? (собака)
Просыпается - весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Кто это? (медведь)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета.
- Кто это? (заяц)
- Итак, девочки, выскажите сейчас свое отношение к этим зверюшкам, сделайте свой выбор – кого вы решили сегодня сделать своими руками и обоснуйте свою симпатию.
- (ответы учащихся)
Практическая работа
- Сейчас вы будете выполнять выбранную вами игрушку. Надо постараться сделать ее так, чтобы все поняли, что каждый из вас любит свою игрушку-зверюшку и чтобы сделать ее красиво и качественно нужно создать для себя все условия для удобной и безопасной работы. Поэтому давайте вспомним о технике безопасности при работе с тканью (Инструкция по охране труда при работе с тканью ИОТ-23-2005) и при работе с электроприборами (Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом ИОТ – 024-2005)
(инструкции прилагаются)
- Сейчас прослушайте инструктаж по технологии изготовления данных игрушек:
(Прочитать учащимся “Инструкционную карту” - прилагается, которая будет выдана каждому учащемуся )
- Мы с вами очень долго слушали, немного устали, поэтому проведем небольшую физическую разминочку:
Физкультминутка –
Каждый день, по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по-порядку:
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
- Переходим непосредственно к нашей практической части. А для того, чтобы вам было интереснее работать, включаем веселые детские песенки из детских мультфильмов и сказок, в исполнении разных артистов.
(включить музыку)
Детям выдаются “Инструкционные карты”, лекала выкройки. Они зарисовывают их в свои альбомы, затем вырезают их, раскладывают на ткани, раскраивают и продолжают работать по “Инструкционной карте”.
При желании дети могут изменить положение и форму туловища игрушки или придумать свои варианты.
Подведение итогов занятия:
- Давайте посмотрим, какими мастерами - придумывания, конструирования и украшения были сегодня вы. Какие произведения искусства создали.
Создаем выставку из выполненных только что игрушек. Каждая маленькая мастерица представляет свою поделку и характеризует ее, какая получилась зверюшка - добрая, злая, грустная, веселая и др. Учащиеся высказывают свое мнение о созданном ею произведении
искусства. Говорят о том, нравятся ли им их изделия и почему. Высказывают свое мнение, то ли у них получилось, о чем они мечтали. Дети обмениваются мнением и о поделках подруг, о проведенном занятии, благодарят всех присутствующих и высказывают свое желание для следующей работы.
- Спасибо всем. Всего вам доброго. До следующей встречи.
ПРАВИЛА РАСКРОЯ, СОЕДИНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИГРУШЕК. Приложение