I Учитель, работая над орфографической грамотностью учащихся, в первую очередь заботится о том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Это приводит к тому, что школьники, разобравшись, какую букву надо вставить в слово, самостоятельно не могут использовать изученные правила при написании диктантов и творческих работ. Это происходит потому, что пропуски в словах сделаны учителем или автором учебника, т.е. орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а другой человек. Ребенку остается лишь решить поставленную перед ним задачу, и он успешно с этим справляется. При написании же диктанта учащиеся не применяют правила по той простой причине, что не находят место в слове, где нужно его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах мы имеем немалое количество ошибок.
Зависимость результатов обучения орфографии от того, на сколько развита способность, ставить перед собой орфографические задачи, постоянно подчеркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В.Ф. Иванова, С.Ф.Жуйков, П.С. Жедок, М.Р. Львов, М.М. Разумовская) . Одной из важнейших причин низкой грамотности учащихся является их неумение “видеть” орфограммы. По мнению М.Р. Львова “Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. “Орфографическое действие мы имеем тогда, когда пишущий намеренно обращается к правилу, так как осознаёт наличие орфограммы в слове”, -отвечает П.С. Жедек.
II. Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух, на основе которого выполняется другое условие: вооружение детей знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.
а) Предупреждение орфографических ошибок - одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Этому я и уделяю самое серьёзное внимание на всех этапах учебного процесса. Так, уже в период обучения грамоте требую, чтобы ученики, прежде чем записать слово делали его звуковой анализ и, записывая, проговаривали по слогам. С первых учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При письме слов учащиеся объясняют, почему слово пишется с большой или маленькой буквы. В дальнейшем перед выполнением упражнений мы разбираем и объясняем трудные слова. При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую такие виды упражнений как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись теста с последующей сверкой с записью на доске или учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант. Особенно часто применяю на уроках комментирование, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаю в самые разнообразные виды упражнений выполняемых на разных этапах урока. Уделяю внимание работе над трудными для написания словами. Конечно, правописание далеко не всех трудных слов, которые не изучаются в данном классе, нужно объяснять детям. Этого требуют лишь те слова, которые наиболее часто встречаются в речевой практике детей, так как полезнее проанализировать написание слова, чем исправлять в нем ошибку и спокойно ждать, пока соответствующее правило будет изучаться. Увеличение словарного запаса детей, правильная постановка ударения также предмет пристального внимания, поэтому чтение занимает большое место в учебном процессе, и контроль над этим разделом обучения русскому языку требует неослабного внимания. В начале каждого урока пять минут я всегда отвожу дополнительному жужжащему чтению, на уроках русского языка использую методику орфографического проговаривания по системе П.С. Тоцкого. Слежу за тем, чтобы дети систематически читали книги, заставляю пересказывать содержание прочитанного на уроках. Со второго полугодия первоклассники ведут читательские дневники.
б) В практике обучения мы часто встречаемся с такими случаями, когда учащиеся повторяют прежние ошибки. Просто проверить тетради и раздать их детям - значит, на мой взгляд, ничего не сделать для предупреждения ошибок в работах детей. Одним из эффективных приёмов повышения грамотности я считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работы в тетрадях. Проверяя их все и каждый день, я испробовала разные приёмы исправ-
ления орфографических ошибок. У большинства детей я не исправляю написанную букву, а лишь её зачеркиваю, у более сильных учащихся ставлю палочку на полях той строки, где есть слово с ошибочным написанием. Моя цель - заставить ученика вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях существительных и прилагательных зачеркиваю. Эти и многие другие упражнения помогают мне пополнять словарный запас детей и улучшать грамотность. Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, раздала каждому памятку. Самое важное в работе над ошибками - добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. Во втором-третьем классах при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку. Ученик, получив работу, сразу же принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка. Затем это слово ученик выписывает внизу под работой, подчёркивает ошибочно написанную букву и приписывает проверочное слово. Например, если ошибка допущена в правописании падежного окончания имени существительного, то, найдя ошибку, не только выписывает внизу слово, но и делает полный морфологический его разбор. К сожалению, ученики не любят исправлять свои ошибки, тем более вникать в причину, находить правило, приходится заставлять их это делать: я не выставляю оценку за работу до тех пор, пока не будет проведена работа над ошибками. Зная моё требование, ученик другую работу выполняет более вдумчиво и сосредоточенно. Такой подход к работе над ошибками повышает грамотность учащихся. Каждый раз, работая с “Памяткой”, ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Всё это способствует лучшему запоминанию орфограмм. Также я провожу индивидуальную работу над ошибками в процессе изучения нового материала, его закрепления, а также после диктантов. Помогает мне в этом работа с “Орфографическим словариком” П.А.Грушникова и “Словарём”, помещённым в конце учебника “Русский язык”.
Вот некоторые упражнения:
1) найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное слово, составьте с каждым предложением рассказ (если получится) ;
2) выберите слова с безударной гласной на тему: “Птицы”, “Школьные вещи” и д.р.;
3) выпишите слово, состоящее: из одного корня, из корня и окончания ; 4) подбери слова к схемам:
5) выпишите из “Словаря” слово трактор; подберите родственные слова из разных частей речи ( тракторист, тракторный) ;
6) найдите 5-6 слов в “Словаре” с гласной о (е, и, я) в корне (можно не однокоренное) ;
7) спишите слова, вставляя пропущенную гласную (запись приведена на доске) :
р... сую, р.. сование, зар... совка, нар... совал.
Чтобы все дети работали над ошибками, чтобы эта работа давала положительные результаты, постоянно применяю индивидуальные задания. После нескольких работ накапливается определённое количество слов с ошибками. На полях напротив неправильно написанного слова, а иногда в конце работы, пишу задание из одного-двух пунктов. Получив тетрадь, ученик видит, что ему нужно сделать, чтобы в дальнейшем по возможности не повторять допущенных ошибок. В русском языке есть много слов, написание которых нужно запомнить для этого дети в своих тетрадях первую страницу оставляют чистой. Вверху крупными буквами я пишу: “Запомнить”. Сюда учащиеся записывают слова, которые я выделяю для запоминания. Перед тем как выписать слово на первую страницу, ученик должен составить с ним предложение и записать в тетрадь. Приступая к выполнению домашнего задания, ученик должен повторить слова на первой странице тетради. Когда тетрадь кончается, я указываю, какие слова перенести на первую страницу новой тетради. Некоторым более сильным учащимся разрешаю самим выбрать, какие слова перенести в новую тетрадь. Постоянно повторяя эти слова, учащиеся твёрдо запоминают их написание. Если в письменных работах встречаются неизвестные орфограммы или орфограммы, вызывающие сомнения, ученики делают пропуски, а затем обращаются к словарю. Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:1) самостоятельное отыскивание и исправление ошибок; 2) самостоятельное исправление ошибок, только
подчёркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков; 3) самостоятельное выписывание слов, в которых были допущены ошибки; 4) составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки; 5) работа с орфографическим словарём; 6) выполнение дополнительных пяти тренировочных упражнений на те правила, на которые допущены ошибки.
в) В последние годы в школе стали применять элементы программированного обучения. Используются они и в младших классах. Повторяя правописание безударных гласных в корне, дети постоянно встречаются с такими видами работ, как ведение словариков, объяснение трудных написаний, составление с такими написаниями словосочетаний, предложений и связанных текстов, диктанты и д.р. Задания с выборочным ответом - новый для учащихся вид работы, который тоже помогает им практически усвоить правописание безударных гласных в корне. Смысл его применительно к указанной орфограмме в следующем. Учащимся предлагается несколько слов (например, с пропущенными буквами в корне) . Следует указать, какие буквы надо вставить, чтобы слово было написано правильно; выделить корень; проверить выделенную безударную гласную в корне и т. д. К заданиям предлагаются 3-4 ответа, из которых правильным является только один и который нужно выбрать.
Например, в приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы. Требуется:
1) Вставить пропущенные буквы сначала мысленно (в уме) ;
2) Объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;
3) Выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор (отсюда и его название - “выборочный ответ”) .
Слова Ответы 1 2 3 4 зад... ржаться к... лючий щ... ка .
е а е
е о е и о
е
е о и
Ответы лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Мысленно, вставив предлагаемые в таблице буквы, учащиеся, делают вывод, что первый ответ не верен, так как в слове колючий в таблице даётся буква а, а следует писать о (колется) ; в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: третий “подсказывает” написание слова задержаться через и, а надо - е (задержится), в четвертом слово щека таблица
“предлагает” писать с и, а надо с буквой е (щеки) .
Остальные слова в этих ответах таблица “рекомендует” писать так как этого требует правило.
Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его следует “выбрать” и выписать: задержаться, колючий, щека.
г) Младшие школьники должны запомнить много слов с непроверяемыми орфограммами. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Свою работу строю в три этапа. Первый этап (начальный) . В конце каждой недели даю ученикам пять новых слов с непроверяемым написанием. Второй этап (основной) . Всю последующую неделю провожу на каждом уроке орфографические минутки, в которые ввожу новые “словарные” слова. На этом этапе также провожу повторение орфограмм. Третий этап (заключительный) . В конце недели провожу словарный диктант (в отдельных тетрадях) и опять даю следующие пять “словарных” слов. У каждого ученика помимо тетрадей для написания диктантов есть тетрадь (словарик), которую они ведут с первого класса. После каждого словарного диктанта провожу анализ работ. Это дает мне материал для составления новых орфографических минуток и словарных диктантов. Конкретные примеры каждого этапа для второго класса.
1 этап. Новые “словарные” слова ромашка, фиалка, равнина, костер, соловей.
2 этан. Ежедневно в урок включаю орфографические диктовки, содержащие не только новые “словарные” слова, но и различные задания на повторение пройденных орфограмм. Таких диктантов четыре:
1) Выписать только те словосочетания, где существительное согласуется с прилагательным; разобрать по составу прилагательные; выделить ударную и безударную гласные в существительных.
Прелестные ромашки, озеленять улицу, шел по песку, голубенькая фиалка, голосистый соловей, ухаживать за растениями, яркий костер.
2) Списать слова в алфавитном порядке (слова даны на доске с пропущенной безударной гласной) .
Равнина, барабан, костер, соловей, жаворонок,фиалка, мороз,город,осина.
Поставить ударение, выделить безударную гласную.
3) 3аписать данные слова в три столбика по частям речи (слова диктует учитель) .
Далёкий, ромашка, костёр, жёлтый, цветёт, горит, частый, фиалка, прошёл.
Дописать в каждый столбик по одному слову. Поставить знак ударения. Выделить безударную гласную. При проверке, повторить по каким признакам определяется, к какой части речи относится слово.
4) На доске даны слова с пропущенной безударной гласной. Вписать слова в два столбика: в первый-с проверяемой безударной гласной, во второй-с непроверяемой.
Р... машка, цв... ток, с... ловей, п...ляна, р… внина, ф...алка, пл ...нета, л... нейка, к...стер, л... шадка, гн...здо, п... вунья.
Поставить знак ударения. Выделить безударную гласную. При проверке назвать проверочное слово в тех случаях, где можно его подобрать.
3 этап. В последний день недели даю словарный диктант и новые “словарные” слова для последующего запоминания. С новыми словами будет проводиться работа в течение следующей недели.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Прелестная ромашка с жёлтыми лепестками, горит на поляне костёр, голосистый певун-соловей, космонавт долетел до далёкой планеты, на равнине цветут душистые фиалки, прошёл длинным коридором к лестнице.
Примечание. В диктанте даны слова, работа над которыми проходила в течение предшествующей недели.
В каждом классе слов с непроверяемыми гласными даю больше, чем это предусмотрено программой данного класса. Думаю, что нет необходимости придерживаться в работе только определенного количества слов. Такой подход будет только препятствовать составлению орфографических диктовок, словарных диктантов и, следовательно, развитию речи младших школьников.
Трудную орфограмму словарного слова стараюсь связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается детьми при написании данного словарного слова и помогает правильно написать орфограмму. В своей работе со словарным словом использую специальные карточки с напечатанным словарным словом и изображения определённого образа, который вызывает это слово. Например, карточка со словом завтрак.
Знакомство с новым словом происходит следующим образом,
- Кто изображен на рисунке? (рак) карточка закрыта
- Повторяем несколько раз: рак, рак,рак... карточка (При этом картинка приподнимается вверх, открыта и изображение рака подкрепляется прочитыванием слова рак) .
Затем открывается все слово: завтрак. Дети читают его несколько раз с ударением.
По такому же принципу изображены на карточках следующие слова: дев(очки), (кар) андаш, (конь) ки, (раб) ота, (раб) очий,( сорок) а, го (род) /, (хор) ошо, во(круг), (кап) уста, (кар) тина, (кар) тофель, (ква) ртира, ком(ната), (метр) о, на(род), ого(род), _ (рак) ета, (рис) унок, (род) ина, (сто) лица, (ужи) н, у(лица), ябл(око), во(семь), (газ) ета, (кол) лекция, (ком) байн, (порт) рет, (род) ина. .
В этих словах дети не делают ошибок. Слова запоминают легко и навсегда. К сожалению, не все словарные слова можно связать с реальным ассоциативным образом, вырисовывающимся из самого слова.
Я беру все слова, изучаемые в учебном году, и делю их на группы слов, близких по смыслу.
В III классе (1-4) получается шесть групп:
- Горох, помидор, картофель,морковь, пшеница;
- Земляника, малина, яблоко, урожай;
- Месяц, погода, север, восток, вокруг;
- Дорога, улица, метро, лестница, трамвай;
- Чувство, здравствуй, спасибо;
- Обед, завтрак, ужин, тарелка, магазин;
Каждую группу слов пишу на отдельном листе и работаю отдельно с группой целую неделю по следующей методике:
- понедельник-списывание с доски в тетради;
- вторник-чтение слов по слогам;
- среда-письмо слов под диктовку, но зрительный ориентир остаётся;
- четверг-проговаривание слов без зрительного ориентира;
- пятница-словарный диктант;
- суббота-работа по карточкам.
Карточки делаю в форме предмета соответствующего теме: яблоко, помидор, тарелка, лестница, сердце, месяц.
Все слова изучаем за шесть недель, а затем повторяем слова за предыдущий год. На уроке это занимает одну, две минуты, а грамотность повышается существенно.
III В заключении хочется отметить что при систематическом применении указанных выше приемов, снижается количество орфографических ошибок, грамотность письма достигает достаточно высокого уровня, о чём свидетельствуют результаты контрольных работ, проводимых администрацией школы и инспекторами комитета образования:
В 1 классе - диктанты и грамматические задания: выполнение - 100%, к а ч е с т в о - 100 %,
Во 2 классе – диктант: выполнение - 100%, качество-97%, грамматические задания: выполнение - 1 0 0 %, качество - 97%, (снижение за счёт прибытия нового ученика),
В 3 классе - диктант: выполнение - 100%, к а ч е с т в о — 9 7 %, грамматические задания: в ы п о л н е н и е - 10 0 %, качество -97% Это позволяет сделать вывод, что, данные приёмы оправдывают себя и дают хорошие результаты.