Тема урока "Грибы"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить с царством грибов, из каких частей состоят грибы, правила сбора грибов.

Оборудование: таблицы, рисунки, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

Внимание! Внимание! Начинаем радиопередачу “В царстве грибов”.

Первая страница “Детская”.

Жил-был маленький ёжик, который учился в лесной школе. Пропускал уроки, часто не выполнял задания. Ежиха – мама огорчалась таким сыном. Однажды он пошёл за грибами и не смог даже вспомнить названия грибов, не то, что отобрать съедобные от не съедобных. (цель урока).

Вторая страница “Эти трудные домашние задания”. Ребятам нужно было приготовить экологический портфель. Экологический портфель состоит из выступлений детей.

1 ученик: Солнце, земля, воздух, человек, растения и животные, грибы и микробы – всё это природа. К природе обычно не относят то, что сделано руками человека. Природа бывает живая и неживая. Солнце, воздух, вода, полезные ископаемые – это неживая природа. Человек, животные и растения – это живая природа.

2 ученик: Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, учёные-экологи называют окружающей средой. Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, межу человеком и природой. Слово экология образовалось из двух греческих слов: “экос” - что значит дом, и “логос” - что значит наука. Выходит, экология – наука о доме, о природном доме.

3 ученик: С каждым днём вырубается всё больше лесов, загрязняются водоёмы, воздух! Страдают многие растения и животные. Если раньше они часто встречались, то сейчас некоторые виды исчезли совсем. Поэтому в 1996 году международный союз охраны природы учредил Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. В эту книгу занесены растения и животные, которые срочно нуждаются в защите человека.

4 ученик:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Не рви цветов, не жги костров,
Не топчи цветы, не разоряй гнёзда,
Не кричи в лесу, не бросай мусор,
Помогай птицам зимой.

5 ученик:

Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
И пока что себя мы прощаем.
Но грядущее нас не простит.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Купавка, ландыш, дрок, утка – мандаринка, морж, фламинго – все они занесены в Красную книгу.

6 ученик:

Красная книга – красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно,
“Красная книга”! Красная!

Все вместе:

Рыбе – чистая вода!
Птице – чистый воздух!
Зверю – могучие леса!
Так давай будем все это беречь и охранять!

Третья страница “Много читать – много знать”. Слово учителя. (работа с текстом).

Грибы – это живая природа (появляются, растут, умирают). Грибы – это особый мир природы. Все грибы, которые мы знаем, называются шляпочными. Гриб состоит из наземной части и подземной. Наземная часть важна тем, что в шляпке гриба созревают споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

Работа с текстом:

В царстве грибов.

Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов этого организма.

Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножки тянутся в разные стороны тонкие, белые, перепутанные нити. Это грибница – подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.

Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.

А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные.

Грибы – богатство леса. Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.

В нашей стране встречаются около 300 видов съедобных грибов, хотя широко известно всего несколько десятков. Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми.

  • громкое чтение. Цель: Какие бывают грибы?
  • чтение по цепочке. Цель: С чем связаны грибы?
  • выборочное чтение. Вопросы: Сколько известно грибов? Из каких частей состоят грибы? С чем связаны грибы? Для чего нужны грибы лесу?

Четвертая страница “Музыкальная”.

Цель: послушать частушки и выделить съедобные грибы от несъедобных.

Шампиньончик, шампиньон
Не расти под ёлочкой.
Всё равно тебя найдём
И домой мы унесём.

Шоколадная папаха,
Белый шёлковый мундир.
Посмотрев, опёнок ахнул,
Настоящий командир!

Не играйте вы, опятки,
До темна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть!

Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду – старичок.
Удивил грибок меня
Возраст мой – всего два дня.

Рядышком с иголками
Рыжики под ёлками.
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.

Вот во мху, как на подушке,
Чьё-то беленькое ушко.
Это груздь с семьёй большой
Не снести нам их домой.

Под осинами, на кочке,
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать
И его придётся взять.

Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Их обходим стороной.

Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Не пойдём на косогор,
Нам не нужен мухомор.

Сыроежки разные,
Жёлтые и красные,
Голубые, синие,
Все зато красивые.

Я пойду, пойду, пойду
В травяные низины,
Сыроежек наберу
Полную корзину.

Пятая страница “Игровая”. Передаём грибок и называем съедобный гриб.

Шестая страница “Грибнику на заметку”. Работа с текстом. Правила сбора грибов.

Как собирать грибы.

  1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
  2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
  3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножом.
  4. Не надо брать старые грибы, в них может быть опасный для человека яд.
  5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

Вывод: грибы, которые мы обычно встречаем в лесу. Состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жизни леса. К ним нужно относиться бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные грибы.

Седьмая страница “Умники и умницы”. Разгадать кроссворд и узнать, как называется наука о грибах.

1.

А этот – красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горшки. (мухомор)

2.

Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай,
Это … (сыроежки)

3.

Растут в лесу сестрички
Рыжие … (лисички)

4.

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной прокладкой. (боровик)

5.

Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок … (масленок).

6.

Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под березою растут
Как их зовут? (подберезовик).

7.

Вот во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко.
Это … с семьей большой,
Не снести нам их домой. (грузди).

8.

Ты не трогай этот гриб
Учти, он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки.
Его называют … (поганки).

9.

Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их … (опята).

Итак, получилось слово МИКОЛОГИЯ – “МИКОС” - гриб; “ЛОГОС” - наука. Микология в переводе с латинского – наука о грибах.

Восьмая страница “Внимательные вперед”. Найти грибы и записать их названия в тетрадь.

Девятая страница “Красная - значит природа в опасности”. Работа по таблице “Грибы из Красной книги”. Исполнение песни “Люди мира, на минуту встаньте”.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте лесные голоса.
Звери просят помощи. Не троньте
Родины леса! Стройные леса!
Вы их сберегите от порубки,
От пожаров с дымом до небес!
Люди мира будьте зорче втрое
Берегите лес! Берегите лес!
Берегите, берегите, берегите лес!

Десятая страница “Почемучка”. Дети объясняют названия грибов.

Зеленушка – шляпка зеленая.

Волнушка – из-за рисунков этих, волн, волнушкой и зовут.

Лисички – эти грибы всегда растут россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая, может лисенком показаться. За что назвали? Да за цвет лисий, наверное, и за повадки хитрые, гибкие – искать нужно, прячутся.

Масленок – шляпка, словно маслом помазана, блестит, из рук выскальзывает.

Мухомор – мух морит. Красив, но ядовит. Для людей отрава, для мух погибель, если настойку из этого гриба приготовить.

Опенок - вокруг пня растет.

Подберезовик – под березами растет.

Подосиновик – за привычку под осинами расти.

Рыжик – рыженький, яркий грибок, часто под елками любит прятаться.

Сморчок – сморщенный весь, шляпка смятая, сплющенная.

Итоговая страница “Природоведческое лото”.

  • Из чего состоят грибы?

Грибы состоят из шляпки и ножки.

  • Сколько видов грибов известно ученым?

Около 100 тысяч видов.

  • Как называется подземная часть гриба?

Это грибница.

  • С чем связаны грибы в лесу?

Они связаны с деревьями.

  • Для чего еще нужны грибы?

Многие животные питаются грибами.

  • Чем являются грибы для леса?

Они являются богатством.

  • Куда занесены редкие грибы?

Они занесены в Кранную книгу.

  • Сколько видов съедобных грибов встречается в нашей стране?

Около 300 видов.

  • Почему нельзя срывать старые грибы?

В них есть яд, опасный для человека.

  • Почему нельзя разрывать и раскидывать грибницу?

Потому, что она высохнет под лучами солнца и погибнет.

  • Почему нельзя собирать грибы вдоль шоссейных дорог?

Потому что в них содержатся вредные вещества.

Итог урока: Ребята работали хорошо, молодцы!