Цель:
- Дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы;
- Показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
- знать :
выдающихся деятелей отечественной культуры; важнейшие достижения культуры и системы ценностей
- уметь :
давать описание исторических памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала;
объяснять смысл изучения исторических понятий и терминов;
объяснять свое отношение к достижениям отечественной культуры.
Основные понятия: ода, барокко, классицизм, сентиментализм, реализм.
Важнейшие даты:
40–50-е гг. XVIII в. – эпоха барокко в русской художественной жизни.
Вторая половина XVIII в. – эпоха классицизма в русской культуре
План урока:
- Литература. Социальное направление – А.Н.Радищев (7').
- Архитектура (7').
- Живопись (7').
- Скульптура (3').
- Становление национального театра и музыки (3').
P.S.: Материалы ЦОР “Культурология” (диски 1 и 2) используется для визуального иллюстрированного сопровождения; закрепление изученного материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводное слово учителя:
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с развитием русской художественной жизни второй половины XVIII в. Наша задача познакомиться с достижениями литературы и искусства данного периода, выдающимися деятелями России в области литературы и искусства. Научиться делать описание памятников культуры, объяснять смысл новых понятий и терминов.
2. Обратить внимание учеников на схему на доске.
“Система жанров”
На уроках литературы вы часто произносите данные понятия. Давайте их вспомним (устный проговор тех понятий, которые дети вспомнили сами).
1. Обращаемся к ЦОР “Культурология” диск 2, раздел “Словарь”; где читаем значение понятий: комедия, трагедия, ода, элегия. Другие понятия даны на карточках (на доске).
Вновь обращаемся к ЦОР “Культурология” тема “Россия в XVII–XVIII вв.” – “Литература XVIII в”. Знакомимся с биографическими справками Державина Р.Г. и Ломоносова М.В.: делаем вывод о том, что их творчество сформировало новый русский язык – тот, на котором стали говорить в XIX–XX вв.
Вновь обращаемся в ЦОР и знакомимся с биографическими справками о Фонвизине Д.И. и Новикове Н.И.
Вывод: они вскрывали недостатки своего общества.
2. Особое место в литературе второй половины XVIII в. занимает творчество А.Н.Радищева – вновь к странице “Литература” ЦОР и биография А.Н.Радищева.
Вывод: Творчество Радищева способствовало рождению социального направления в литературе.
3. XVIII в. – эпоха бурного развития русской архитектуры. В городах разворачивается широкомасштабное каменное строительство. В архитектуре той эпохи господствуют классицизм и барроко.
Вновь образовался к ЦОР и в разделе “словарь” знакомимся с понятиями “барроко” и “классицизм”. (Запись в тетрадь отсутствует, т.к. эти термины есть в учебнике на стр. 232).
Крупнейший архитектор барроко – Варфоломей Растрелли.
Ученик класса дает биографическую справку об архитекторе | Учитель демонстрирует иллюстрации ЦОР на стр. “Архитектура” затем предлагает два звуковых фрагмента о творениях Растрелли “Екатерининский дворец в Царском селе” и “Воскресенский собор в Смольном монастыре”: |
Для классицизма второй половины XVIII в характерно стремление творчески следовать античному наследию: простота, строгость форм, геометричность. |
|
Ученик дает справку о В.И.Баженове | Учитель
демонстрирует на экран иллюстрации архитектурных сооружений Баженова и Казакова. На основе ЦОР страница “Архитектура” |
Ученик дает справку о М.И.Казакове | |
4. К XVIII в. – расцвет русской живописи. Особых вершин достигло искусство портрета. | |
|
Идет демонстрация работ данных авторов на основе ЦОР стр. “Изобразительное искусство” |
Начинает развиваться и исторический жанр (творчество Лысенко А.). | |
Ученик рассказывает о А.Лысенко | Демонстрация работ автора. Там же. |
5. Во второй половине XVIII в были заложены основы русской скульптуры. |
6. Во второй половине XVIII в. были заложены основы русской скульптуры.
Рассказ учителя о творчестве Ф.И.Шубина и Э.Фальконе идет на фоне демонстрации работ авторов: ЦОР стр. “Изобразительное искусство” – скульптура.
7. Изучение данного вопроса идет самостоятельно дома по учебнику.
8. Рефлексия.
Предлагаю учащимся выполнить упражнение 2 и 4 ЦОР по теме “Россия XVII–XVIII вв.”.