Тема урока по УТП: "Литература и искусство"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  1. Дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы;
  2. Показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре.

Задачи:

  1. Формировать знания учащихся о крупнейших достижениях отечественной культуры середины – второй половины XVIII в.
  2. Воспитание патриотизма (через эстетические достижения России), уважение к истории и традициям нашей родины (духовные искания и ценности русской культуры).
  3. Развивать умение работать с различными источниками исторической информации.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны:

  • знать:
    выдающихся деятелей отечественной культуры; важнейшие достижения культуры и системы ценностей
  • уметь:
    давать описание исторических памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала;
    объяснять смысл изучения исторических понятий и терминов;
    объяснять свое отношение к достижениям отечественной культуры.

Основные понятия: ода, барокко, классицизм, сентиментализм, реализм.

Важнейшие даты:

40–50-е гг. XVIII в. – эпоха барокко в русской художественной жизни.

Вторая половина XVIII в. – эпоха классицизма в русской культуре

План урока:

  1. Литература. Социальное направление – А.Н.Радищев (7').
  2. Архитектура (7').
  3. Живопись (7').
  4. Скульптура (3').
  5. Становление национального театра и музыки (3').

P.S.: Материалы ЦОР “Культурология” (диски 1 и 2) используется для визуального иллюстрированного сопровождения; закрепление изученного материала.

Приложение

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводное слово учителя:

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с развитием русской художественной жизни второй половины XVIII в. Наша задача познакомиться с достижениями литературы и искусства данного периода, выдающимися деятелями России в области литературы и искусства. Научиться делать описание памятников культуры, объяснять смысл новых понятий и терминов.

2. Обратить внимание учеников на схему на доске.

“Система жанров”

На уроках литературы вы часто произносите данные понятия. Давайте их вспомним (устный проговор тех понятий, которые дети вспомнили сами).

1. Обращаемся к ЦОР “Культурология” диск 2, раздел “Словарь”; где читаем значение понятий: комедия, трагедия, ода, элегия. Другие понятия даны на карточках (на доске).

Вновь обращаемся к ЦОР “Культурология” тема “Россия в XVII–XVIII вв.” – “Литература XVIII в”. Знакомимся с биографическими справками Державина Р.Г. и Ломоносова М.В.: делаем вывод о том, что их творчество сформировало новый русский язык – тот, на котором стали говорить в XIX–XX вв.

Вновь обращаемся в ЦОР и знакомимся с биографическими справками о Фонвизине Д.И. и Новикове Н.И.

Вывод: они вскрывали недостатки своего общества.

2. Особое место в литературе второй половины XVIII в. занимает творчество А.Н.Радищева – вновь к странице “Литература” ЦОР и биография А.Н.Радищева.

Вывод: Творчество Радищева способствовало рождению социального направления в литературе.

3. XVIII в. – эпоха бурного развития русской архитектуры. В городах разворачивается широкомасштабное каменное строительство. В архитектуре той эпохи господствуют классицизм и барроко.

Вновь образовался к ЦОР и в разделе “словарь” знакомимся с понятиями “барроко” и “классицизм”. (Запись в тетрадь отсутствует, т.к. эти термины есть в учебнике на стр. 232).

Крупнейший архитектор барроко – Варфоломей Растрелли.

Ученик класса дает биографическую справку об архитекторе Учитель демонстрирует иллюстрации ЦОР на стр. “Архитектура” затем предлагает два звуковых фрагмента о творениях Растрелли “Екатерининский дворец в Царском селе” и “Воскресенский собор в Смольном монастыре”:

Для классицизма второй половины XVIII в характерно стремление творчески следовать античному наследию: простота, строгость форм, геометричность.

Ученик дает справку о В.И.Баженове Учитель демонстрирует

на экран иллюстрации архитектурных сооружений Баженова и Казакова. На основе ЦОР страница “Архитектура”

Ученик дает справку о М.И.Казакове
4. К XVIII в. – расцвет русской живописи. Особых вершин достигло искусство портрета.
  1. Ученик рассказывает о Рокотове Ф.С.
  2. Ученик рассказывает о Д.Г.Левицком
  3. Ученик рассказывает о В.Л.Боровиковском
Идет демонстрация работ данных авторов на основе ЦОР стр. “Изобразительное искусство”
Начинает развиваться и исторический жанр (творчество Лысенко А.).
Ученик рассказывает о А.Лысенко Демонстрация работ автора. Там же.
5. Во второй половине XVIII в были заложены основы русской скульптуры.

6. Во второй половине XVIII в. были заложены основы русской скульптуры.

Рассказ учителя о творчестве Ф.И.Шубина и Э.Фальконе идет на фоне демонстрации работ авторов: ЦОР стр. “Изобразительное искусство” – скульптура.

7. Изучение данного вопроса идет самостоятельно дома по учебнику.

8. Рефлексия.

Предлагаю учащимся выполнить упражнение 2 и 4 ЦОР по теме “Россия XVII–XVIII вв.”.