Цели урока: создать условия для:
- повторения состава чисел в пределах 10;
- умения выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10, решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц;
- развития логического мышления, умения наблюдать и анализировать;
- воспитывания бережного отношения к здоровью.
Тип урока: повторительно – обобщающий
Оргформа: ролевая игра - путешествие
Ход урока
I. Организационный момент
- Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
У. Руки?
Дети. На месте!
У. Ноги?
Д. На месте!
У. Локти?
Д. У края!
У. Спина?
Д. Прямая!
II. Объявление темы урока
У. Сегодня мы побываем в гостях у замечательного писателя, Корнея Ивановича Чуковского, который написал произведение “Доктор Айболит”. Сказочный доктор лечит зверей. Это сказка, поэтому в ней могут быть самые удивительные ситуации. Чтобы выйти из них победителями, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились решать примеры, задачи, как знаете состав чисел, а значит, будут нужны ваши дружба и внимательность. Итак…
На доске висит картина, где под деревом сидит доктор Айболит. Внизу числа: 0, 1, 2, 4, 3, 5, 6, 8, 7, 9, 10.
У.
- Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И Вы, ребята.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
III. Устный счет.
У. Больных у доктора Айболита всегда много. А как Вы думаете, попадут ли они на прием, если будут стоять в таком порядке?
Д. Нет, не попадут, так как числа 3 и 8 стоят не на своих местах.
У. Назовите натуральные числа от 10 до 20 через одно.
Д. 10, 12, 14, 16, 18, 20.
У. Назовите четыре последних числа в порядке убывания.
Д. 20, 19, 18, 17.
IV. Работа по теме урока.
У. Ребята, а сейчас каждый из вас узнает свой номер на прием к доктору. Для этого решим примеры на номерках.
Дети работают по группам.
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 |
4 – 1 | 2 + 3 | 3 + = 10 |
5 – 2 | 9 – 4 | - 7 = |
0 + 3 | 10 – 3 – 2 | 2 + 8 = 3 |
У. Кто отправится на прием к Айболиту раньше всех, позднее, встаньте.
- А вот еще больная, кто это?
Учитель открывает доску, а там змея, на ней написаны числа: 2, 4, 6, знаки:
У. – Посмотрите, какая она необычная. Сейчас Вы должны быть внимательными. Прочитайте числа. В каком порядке они написаны?
Д. – В порядке возрастания.
У. – Какое из всех чисел лишнее?
Д. - Число 10 – оно двузначное.
У. – Назовите геометрические фигуры, какая лишняя?
Д. - Круг, нет углов.
У. – Какой записан арифметический знак?
Д. – Знак “+”
У. Назовите по-другому.
Д. – Знак сложения.
У. - В какой части задачи используется знак…
Показывает карточку со знаком “?”
Д. – В вопросе.
У. – Составьте задачу, чтобы спрашивали, сколько осталось?
Работа в группах. Дети составляют задачи.
У. - Еще раз внимательно посмотрите на змею, запишите все, что Вы видели в строчку в том порядке, в каком записаны на змее, начиная с головы.
Учитель закрывает змею, дети выполняют задание.
Самопроверка.
Зазвонил телефон (магнитофонная запись).
У. – Кто говорит? Крокодил? Что случилось? Детки заболели? Приезжайте в Африку скорей и вылечите наших малышей.
У. – Ладно-ладно, побегу Вашим деткам помогу. Ребята отправитесь со мной в путь?
Д. - Да.
У. – Чтобы нам быстрей добраться полетим на самолете. Нас много, чтобы быстрей совершить посадку, подниматься в самолет будем по двум лестницам, каждая состоит из пяти ступенек.
Учитель вызывает к доске двух учеников.
У. – Ваша задача: я даю вам по 6 карточек, а Вы должны выбрать такие, которые выражали бы состав числа 10.
Остальные дети работают по карточкам: “Цепочка”.
Карточки дети сдают учителю.
Проверка детей у доски.
V. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Хомка серенький бочок.
Хомка с солнышком встает,
Моет лапки, чисти рот.
И все сделав по порядку,
Он идет на физзарядку.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
VI. Решение задач
У. – Чтобы дорога показалась нам не долгой, а мы летим в Африку, порешаем задачи.
Стр. 21 № 3, № 4, № 5, № 6.
Учитель читает задачу, а дети записывают решение в тетрадях.
У. - Посмотрите внимательно на рисунок и составьте задачу.
Дети видят пальму, на ней сидят 4 попугая. Учитель показывает еще одного, затем прикрепляет его к сидящим на пальме. Дети составляют задачу.
Д. На пальме сидели 4 попугая, к ним прилетел еще один попугай. Сколько попугаев стало?
Решение записывают в тетрадь.
Проверка. Один ученик читает решение задачи.
У. - На второй пальме сидели обезьяны (они закрыты, дети их не видят). Их на две меньше, чем попугаев. Сколько обезьян на пальме? Кто знает, как решить задачу? Решайте самостоятельно.
Проверка.
У. - Будьте еще внимательнее…. . Узнайте теперь, сколько всего зверей на двух пальмах. Запишите решение.
Проверка (учитель открывает нарисованных обезьян, дети зрительно могут сосчитать).
У. – Наш самолет совершил посадку. Ой, как неудачно! (Учитель показывает детям на Бармалея. ) Почему так жутко? Кто это впереди?
Голос Бармалея:
Я - разбойник,
Я – злодей,
Я – ужасный Бар-ма-лей!
Не пущу я вас к больным, пока не решите мою задачу.
Решение задачи на стр. 17 № 2.
Бармалей. Да, справились, молодцы, но мы еще с Вами встретимся!
У. А вот и больной!
Лежит игрушка крокодил.
У. –Да у вас ангина! Мы поможем больному, если выполним арифметический диктант.
Записывайте только ответы.
Звучит с магнитофонной ленты: “К 5 прибавить 1, минус 2, плюс 5, плюс без3 да 4, минус 10”.
У доски один ученик пишет ответы, остальные проверяют по результатам вызванного ученика.
У. – Вот и вылечили мы их.
Вот и вылечили больных!
Звери благодарят Вас и посылают вам эту телеграмму.
(На доске появляется табличка)
У. - Кто догадался, что в ней зашифровано?
Д. - Самостоятельно.
У. - Давайте решим самостоятельно примеры № 4 стр. 17.
1-й ряд – 1-й столбик;
2-й ряд – 2-й столбик;
3-й ряд – 3-й столбик.
По окончании работы организуется самопроверка. На доске карточки с ответами.
У. - А вот и Айболит. А теперь, скорее, в класс. А что написал нам Айболит в нашей “медицинской” карточке? Вот и узнаем при помощи бананов, которые Вы, ребята, получаете за хорошую работу и помощь, которую оказали доктору и зверям
(Учитель раздает бананы. Большой банан прикрепляется на доску).
У. – В пустые клеточки вставьте числа и, перевернув карточки, прочитайте слово.
Д. –З д о р о в.
VII. Итог урока.
У. О других приключениях доктора Айболита Вы сможете узнать из книги (учитель показывает книгу, которую можно взять в библиотеке). Интересного Вам чтения.
Спасибо за урок.