Урок чтения в 1-м классе по теме: "В гостях у К.И. Чуковского"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • формирование умения определять жанр произведения;
  • учиться умению выявлять в смешное и комическое;
  • развивать умение читать целыми словами;
  • воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведения автора.

Оборудование урока:

  • на доске выставка книг К.И.Чуковского и портрет писателя;
  • на партах конверты с заданиями;
  • у каждого ученика книга со сказкой “Путаница”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

    Поприветствуйте гостей.
    Прозвенел звонок и смолк
    Начинается урок.
    Вы за парты дружно сели,
    На меня все посмотрели.

2. Фонетическая зарядка

- Начнем урок с фонетической зарядки.

Се     Ся

Сю     Си

Су     Сы

- Произносим на выдохе.

- Произносим на вдохе.

- Произнесите, повышая голос.

- Произнесите, понижая голос.

3. Поэтическая минутка.

- Попробуем себя в роли поэтов, поиграем в игру “Буриме”, а две пары ребят попробуют себя в роли артистов.

Игра “Буриме”.

- Дополните четверостишье:

………….. одна
………….. она
………….. стол
………….. ушел

А бедная баба одна
И плачет и плачет она
Села бы баба за стол
Да стол за ворота ушел.

(В это время две пары ребят работают с диалогами)

Диалоги.

- Послушайте, оцените выразительность.

1. - Ой, дедуля, киска чихнула!

- Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: “на здоровье”?

- А кто мне скажет “спасибо”?

2. Лялечку побрызгали духами.

- Я вся такая пахлая!

- Я вся такая духлая!

И вертится у зеркала.

- Я, мамочка, красавлюсь!

Оцените оба диалога!

4. Постановка темы и цели урока.

1)  Послушайте стихотворение, постарайтесь узнать о ком идет речь в стихотворении?

Нам жалко дедушку Корнея,
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”,
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он, таким ученым не зная самых главных книг?

- О ком говорит автор этих строк?

Д.- О К. И.Чуковском.

- А почему К.И. Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок?

Д.- Он сам сочинил эти сказки.

2) Посмотрите на оформление доски, вспомните стихотворение. Скажите, с творчеством какого поэта и писателя мы будем знакомиться на уроке? О ком и о чем мы будем говорить на уроке?

Д.- С творчеством К.И.Чуковского.

- Да, познакомимся с творчеством К.И.Чуковского, и посмотрим, какие виды жанров встречаются в его произведениях.

3) Знакомство с автором.

- Посмотрите на портрет, встречались ли вы с этим человеком? Почему?

Д. - Нет, он жил и работал в прошлом веке.

- Да, К.И.Чуковский родился 1 апреля в 1882 году, а умер в 1969 году. В возрасте 87 лет.

- Посмотрите на выражение лица, что бросается вам в глаза?

- Что почувствовали во взгляде?

- Как вы думаете, а какой характер был у К.И.Чуковского?

Сообщение (Готовит ученик)

К.И.Чуковский – это псевдоним.

На самом деле он был Николаем Васильевичем Корнейчуковым. К.И.Чуковский жил в одном из красивейших мест Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители всей нашей страны.

5. Работа по теме урока.

1) Загадки.

- Скажите, а какие произведения вы уже знаете? Как вы с ними познакомились?

- Нам с вами даже представить трудно, что когда- то этих сказок не было. Давайте проверим, какие сказки К.И Чуковского вам особенно запали в душу?

Вдруг, из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.

(“Мойдодыр”)

Ох, и трудная это работа -
Из болота тянуть бегемота.

(“Телефон”)

Воробышек прискакал
И коровой замычал: “Му- Му- Му”.

(“Путаница”)

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу”.

(“Федорино горе”)

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед.

(“Тараканище”)

Пришла муха на базар
И купила самовар.

(“Муха-Цокотуха”)

2) Сказки у Чуковского родились не случайно. Первой была написана сказка “Крокодил”, когда заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вез его домой в ночном поезде и чтобы хоть чуть- чуть облегчить страдания мальчика под перестук колес стал рассказывать:

Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил -
Крокодил, Крокодил, Крокодилович.

- А наутро дома мальчик смог рассказать всю сказку, так она ему понравилась.

- А знаменитый “Мойдодыр” начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.

3) Работа по учебнику.

- Откройте с. 222–223 “Русской азбуки”. Прочитайте, что Всеслав Гаврилович Горецкий сообщает об авторе.

- Иллюстрации к каким произведениям нарисовал художник?

Д.- К сказке “Телефон”.

- Как догадались?

Д.- Нарисован слон, который говорит по телефону.

Физкультминутка

1) Работа над отрывком из “Телефона”.

Чтение с учителем.

- Прочитаем первый отрывок вместе, из какого произведения взяты строки?

Работа в парах.

- Вы сейчас поработаете в парах, поучитесь читать диалог по ролям. Распределите роли.

- Давайте проверим.

Чтение вслух.

2) Работа над сказкой “Путаница”.

- Что необычного в названии? Предположите, о чем пойдет речь в тексте?

“Жужжащее чтение”.

- Читаем текст про себя.

- Что напутал автор?

- А для чего писатель все перепутал?

- Какие строки были самые веселые?

- Кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать?

- Захотелось ли вам послушать произведение полностью?

- Попробуйте, слушая произведение выделить самый яркий эпизод, и объяснить чем он привлек внимание.

Чтение с учениками.

- Было ли в произведении то, что вам особенно понравилось, восхитило?

- К какому жанру можно отнести прочитанное произведение? Почему?

Д. - Литературные сказки.

- Кто из знакомых вам поэтов работал в этом жанре?

Д.- А.С.Пушкин.

3) Работа над стихотворениями.

- Прочитайте слова (слова напечатаны на доске: ежики, смеются и т.д), предположите о чем пойдет речь в произведении, которое будем читать? Как мы можем убедиться в правоте наших предположений?

- Прочитайте название первого текста. Посмотрите на иллюстрацию художника, что хотел показать художник?

Чтение вслух учителем. (Стихотворение “Ежики смеются”)

- К какому жанру относится произведение? Почему?

- Понравилось ли вам стихотворение? А что именно?

- Значение каких слов вам не понятно?

Работа в парах. (Стихотворение “Поросенок”)

- На партах у вас лежат конверты с заданием. Попробуйте собрать строчки текста так, чтобы получилось стихотворение.

- Прочитайте, что у вас вышло.

4) В начале урока читали диалоги, эти диалоги я взяла из книги К.И.Чуковского “От двух до пяти”, которую он посвятил своей внучке Маше.

5) Кроссворд. (Приложение 1)

- Сейчас я буду загадывать загадки. Отгадав их и вписав в клеточки кроссворда, вы прочитаете в выделенном столбце фамилию автора этих загадок.

Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом,
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали.
И с одною убежали.

1. Кто на двух ногах? (Мальчик)

2. Второе слово: “Кто на трех ногах?” (Табурет)

3. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)

4. Паравоз без колес!
Вот так чудо- паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел. (Пароход)

5. Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня.
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)

6. Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

7. Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну. (Иголка)

8. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)

9. Был белый дом.
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
Это что за белый дом? (Яйцо)

- А теперь прочитайте фамилию автора этих загадок.

Вывод.

- Скажите, какие виды жанров встречаются в творчестве К.И.Чуковского?

6. Итог урока.

- Закройте глазки, вспомните весь урок, сосредоточьтесь.

- А теперь посмотрим какими внимательными вы были на уроке и попробуем определить тему следующего урока.

Экспресс опрос.

1. Какое из произведений написал Чуковский?

М. Сказка “Федорино горе”.Д. “Сказка о золотом петушке”.

2. Назовите правильно фамилию автора произведения которого читали на уроке.

Р. Лев Николаевич Толстой.

У. Николай Васильевич Корнейчуков.

3. Кто первый взбунтовался в “Путанице”?

Х. Котята.

В. Утята.

4. С какой просьбой обратился слон по телефону?

А. Шоколад.

Г. Рыбий жир.

- Какое слово получилось из правильно выбранных ответов? Почему я взяла это слово?

7. А какое задание вы хотели выполнить дома, чтобы следующий урок получился интересным.

Оценка работы на уроке.

- Оцените свою работу на уроке самостоятельно.

Литература:

  1. Козырева Л.М. Логопедическое пособие: Речевые разминки. – М.: Издат. – Школа - 2000.
  2. Начальная школа: Справочник шк-ка.: Учебное изд. для 1–3 кл. / Сост. Бирюкова – М.: 1997.
  3. Русская азбука: Учебник для 1-го кл. / Сост. В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин – 8- е изд. М.: Просвящение, 2005.
  4. Сухин И. Новые 600 загадок, 90 кроссвордов. – Л.: Союз, 1998.