Тема урока: "Нахождение числа по нескольким долям". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: совершенствовать умение находить числа по нескольким долям, вычислительные навыки, умение решать задачи.

Оборудование:

  • Маркерные доски у каждого ученика и учителя;
  • Рисунок с изображением бревна, распиленного на 4 части для устного счета.
  • Кластеры: как находить число по долям и как находить несколько долей по числу;
  • Карточки с заданием для учащихся с высокими РУВ;
  • Для каждого учащегося 2 полоски разного цвета одинаковой длины.
  • Демонстрационные полоски для учителя.
  • На каждой парте (на двоих для работы в парах) лист, на котором изображены 2 числовых отрезка.
  • Демонстрационный лист с двумя числовыми отрезками и отмеченными на них дробями для проверки)
  • Карточка со словом ЗАДАЧА для разгадывания ребуса.
  • Рисунок для задачи: 6 яблок.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Создадим хорошее дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

- Руки? (на месте)

- Ноги? (вместе)

- Локти? (у края)

- Спина? (прямая)

2. Минутка чистописания.

(На доске изображён отрезок, разделенный на 3 части, одна часть выделена цветом)

- Какая часть отрезка закрашена?

- Если одна треть равна трем, то чему равна длина всего отрезка?

- Как узнали?

- Прописываем цифру 9 (показ образца, предупреждение ошибок)

- Что знаете о числе 9? (однозначное, нечетное, состоит из 9 единиц, делится на 1, 3, 9, предыдущее число 8, последующее 10)

Таинственную силу приписывали числу 9 – в одни времена добрую, в другие – недобрую.” У девяти не будет пути”, - говорили в древности. Эти поверья возникли, вероятно, тогда, когда пределом счета было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное… В русских народных сказках действие часто происходит в “тридевятом царстве”, за “тридевять земель”.

- У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз – покровительниц наук и искусств. Оно было олицетворением полноты, достатка, а не чем-то неизвестным, темным. Наверное, потому, что 9 – самое большое их натуральных чисел, оно стало в нумерологии символом материального успеха.

3. Устный счет (актуализация знаний)

- Проведем разминку для ума. Игра “покажи вместе со мной”

(Учитель читает задание, по команде дети всего класса и учитель пишут на маркерных досках ответ и одновременно показывают)

  • Вася купил 14 конфет. 8 конфет он положил в 2 кармана, остальные в портфель. Сколько конфет Вася положил в портфель? Что заметили? (лишнее данное).
  • Четвертая часть числа равна восьми. Найди это число.
  • Длина отрезка 12 см. Чему равна длина третьей части этого отрезка?
  • Аня собрала 4 кг клюквы, что составило одну вторую часть клюквы, собранной мамой. Сколько кг клюквы собрала мама?
  • Бревно распилили на 4 части. Сколько распилов сделали? (показ)

- Расположите числа в порядке возрастания и вы узнаете фамилию известного английского ученого. БЭКОН

- В учебнике (№ 372) постарайтесь прочесть крылатую фразу этого известного ученого. (Знание – сила)

- Как понимаете эти слова?

- Да, знание – сила, мы многое узнаем на уроках математики. Чему учились на предыдущих уроках? (находить число по нескольким долям)

- Как найти число по нескольким долям?

Зарядка для глаз.

4. Упражнения в нахождении числа по нескольким долям. Дифференцированная работа.

- У кого на парте лежат карточки розового цвета, приступаем к работе.

Задание дублируется на доске:

16 составляет четыре седьмых от числа ___
___ составляет три восьмых от числа 24.

Остальные работают со мной. Задание учебника на стр. 110, № 361.

(половину задания выполняем на доске и в тетрадях, половину - самостоятельно с последующей проверкой, 1 ученик выполняет на обратной стороне доски)

Проверка.

Итог: как найти число по доле?

5. Упражнение на сравнение долей числа.

Учебник № 370.

1) нужно сравнить одну четвертую и одну восьмую.

- Возьмите полоску красного цвета и перегибанием сложите ее так, чтобы получилось 4 части. Как это сделать?

- Возьмите другую полоску и перегибанием сложите ее так, чтобы получилось 8 частей. Как это сделать?

- Сравните одну четвертую и одну восьмую.

- Это мы проверили практическим способом. А теперь проверим арифметическим для числа 24 (ученик работает у доски). Дети записывают в тетрадях.

2) нужно сравнить одну вторую и одну девятую.

- Работаем в парах. На числовых отрезках отметьте одну вторую и одну девятую части. Проверьте по моему листочку (показываю). Сравните.

- Проверим правильность ответа для числа 18. Запись в тетрадях и на доске.

Физминутка

6. Работа над задачей № 363

- Отгадайте шараду.

Первое – предлог, второе – летний дом.

А целое порой решается с трудом.

- Читает задачу вслух ученик.

- Читаем задачу про себя.

- Прочитайте вопрос задачи.

- Что нам известно? (Петя собрал яблоки. 6 яблок он положил в 2 кармана, остальные – в корзину)

- Что обозначает число 6? (яблоки, которые он положил в карманы)

- Что еще сказано про эти 6 яблок? (они составляют одну девятую часть всех яблок)

- Покажем это на числовом отрезке.

- Можем ли мы, зная, что 6 яблок – это одна девятая часть всех собранных яблок, ответить на главный вопрос задачи, т. е. узнать, сколько всего яблок собрал Петя?

- Записываем решение задачи.

- Какие данные лишние?

- Придумайте такие вопросы к задаче, чтобы эти данные не были лишними.

7. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Выставление оценок.