Вполне возможно, что нового я ничего не скажу, так как всё то, о чём я буду рассказывать, вы делаете на своих уроках. А поскольку диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет учителю оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний, то мы решили проводить диагностику отслеживания общеучебных умений и навыков не только в классах ККО, но и в традиционных классах.
Я хочу остановиться на теме: “Целые числа”, которая разбивается на два блока: “Сложение и вычитание” – 19 часов и “Умножение и деление целых чисел” – 15 часов.
На последнем блоке я и рассмотрю применение диагностики отслеживания общеучебных умений и навыков, поскольку на блоке это видно лучше, чем на одном уроке.
На темы: “Произведение целых чисел” и “Частное целых чисел” отводится по 3 часа, то есть всего 6 часов. Я объединила эти темы, так как “правила знаков” здесь одни и те же.
На первом вводном уроке я рассмотрела правила умножения и деления целых чисел, а уже в конце второго урока провела входную диагностику, то есть проверила исходный уровень усвоения знаний умений на начальном этапе рассмотрения темы в виде экспресс-контроля (на 10 минут).
Задание №1. (для всех)
а) – 9 · 8; б) – 35 · (- 4); в) – 48 : 4; г) – 145 · 1; д) – 36 : (- 12); е) 0 : (- 15);
ж) 0 · (- 12) · (- 1); з) (- 2) · (- 2) · (- 2); и) (- 3)?; к) (- 1)?
Все задания я стараюсь оценивать по баллам. А поскольку здесь проверялось только знание правил, то за вычислительные ошибки я снимала по 0,1 балла.
Задание №2. (для детей более подготовленных)
Соедини стрелками равные выражения:
а) – 32 · 10 · (- 2) · 0 | 462 |
б) – 42 · (- 11) | 120 |
в) – 4 · (- 25) : (- 5) | 0 |
г) 1 · (- 2) · (- 3) · (- 4) · (- 5) | - 20 |
Как видите, если в первом задании я проверяю только память (то есть знания правил), то во втором упражнении уже включается внимание, так как дети должны выбрать верный ответ.
На протяжении последующих 4-ох уроков я отрабатывала умения и навыки умножения и деления целых чисел, а также повторяла сложение и вычитание целых чисел.
Надо отметить, что материал данного учебника построен так, что у учащихся развивается и речь, и логическое мышление, и умение сравнивать не просто числа, а степени (см. упр. №307, №311, №313, №315). В №333 (вычислить удобным способом) учащиеся вновь обращаются к распределительному закону и поэтому у учащихся снова работает внимание, развивается логическое мышление, то есть ребята учатся сравнивать, анализировать, находить рациональное решение. И на последнем уроке по данной теме я провела корректирующую диагностику на 25 минут, включая в неё и упражнения на сложение и вычитание целых чисел. И вновь работа оценивается по баллам, причём к оценке я привлекаю учащихся, чтобы они могли заранее видеть, где могут быть допущены (и какие именно) ошибки.
На следующие две темы отводится 4 часа. Но так, как теоретический материал темы ненавязчиво уже практически рассматривался на примерах, то я предлагаю ребятам разобрать текст самим, выделить в нём главное и задать свои вопросы к тексту, а затем сравнить их с вопросами, которые предлагаются в учебнике под чертой.
То есть здесь просматривается умение работать с текстом, умение выделить главное, развивается речь у ребёнка не только монологическая, но и диалогическая, так как ребята задают вопросы друг другу и отвечают на них.
На первом уроке этой темы я провела анализ самостоятельной работы и рассмотрела новый материал, отрабатывая только применение распределительного закона.
На втором уроке рассмотрела тему: “Раскрытие скобок”, где теоретический материал вновь учащиеся рассматривали самостоятельно. А затем они старались и выводы делать сами, а затем вновь отрабатывались только умения и навыки на знание правил.
На третьем уроке была проведена корректирующая диагностика на знание распределительного закона и правил раскрытия скобок. А затем продолжила работу по учебнику, рассматривая упражнения из обоих пунктов, которые заставляют учащихся развивать логику, умение анализировать, сопоставлять (упр.№338, №340).
Кроме того, помимо тех заданий, которые есть в учебнике, я сама стараюсь давать задания, которые заставляют ребят мыслить, развивать устную речь, сопоставлять.
Например: Даю задание на раскрытие скобок – 5 · (- 13 – 5 + 8), предлагаю ребятам самостоятельно выполнить его, а затем после выполнения, открыв обратную сторону доски, спрашиваю: “С кем из мальчиков вы согласны? И почему? – Кто допустил ошибки?”
На доске запись:
Серёжа | Саша | Витя |
– 5 · (- 13 – 5 + 8) = | – 5 · (- 13 – 5 + 8) = | – 5 · (- 13 – 5 + 8) = |
= 65 – 25 – 40 | = - 65 + 25 – 40 | = 65 + 25 – 40 |
В конце урока я возвращаюсь к этой записи с вопросом к классу: “Кто из мальчиков допустил ошибки” (проверяется внимание и удерживание памяти).
И на четвёртом уроке уже вижу после анализа самостоятельной работы, что учащиеся усвоили хорошо, а что нет. Естественно, что есть и очень слабые учащиеся, поэтому им для работы над своими ошибками даю карточки по коррекции знаний (по образцу). Ребятам, которые чуть посильнее – карточки I уровня, а с ребятами продвинутого работаю по учебнику, выполняя задания (№340, №342, №347, №348, №360) и даю карточки продвинутого уровня. Эти задания в учебнике позволяют развивать память, логическое мышление.
Затем в теме: “Действия с суммами нескольких слагаемых” как - бы подводится итог, так как в ней обобщается применение правил раскрытия скобок, распределительный и сочетательный законы, то есть материал учебника работает на диагностику общеучебных умений и навыков. Поэтому здесь я выстраивала задания учащихся по уровням, то есть ученикам слабым – только на повторение правил, на отработку основных умений и навыков (№366, №369, №370). А ученикам посильнее предложила решить №367 (устно). Они должны найти логический подход этому решению.
Известно, что учащиеся 5-ых, 6-ых классов быстро утомляются, поэтому для смены деятельности на уроках я провожу упражнения “мозговой гимнастики”, которые:
- улучшают мыслительную деятельность, сгоняют напряжение (качание головой, медленно из стороны в сторону);
- способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания (“ленивые восьмёрки” одной рукой или обеими руками вместе);
Для закрепления знаний при устной работе использую логические задания, которые тренируют память, развивают логическое мышление, внимание, умение устанавливать закономерность.
И по окончании данной темы я провела контрольную работу, которая позволила провести полную диагностику знаний и умений учащихся.
Но так как после темы “Целые числа” рассматривается тема “Рациональные числа”, где “работают” всё те же правила знаков, то я думаю, что данная проводимая диагностика даст положительные результаты и в классе, приближённом к ККО.
Таким образом, данная диагностика по отслеживанию общеучебных умений и навыков позволяет видеть пробелы у учащихся, а, естественно, и работать над ними и на последующих уроках.