Звучит музыка А. Розенбаума “А может, не было войны?” На сцене кирпичная стена разбомбленного дома, уголок квартиры, где стол с лампой, патефон, детские игрушки, клееные накрест окна, этажерка, на стене фронтовые фотографии. На авансцене небрежно валяется кукла. |
Выходит ведущий-юноша
|
На сцене появляются История (в красном платке), Совесть (в светлом платке) и Память (с платком в руках). Совесть, проходя по сцене, наклоняется и подбирает куклу. |
Совесть (учитель) Утром 22 июня 1941 года на одной из Брестских улиц лежала девочка с не заплетенными косичками и ее кукла. (поднимает и прижимает куклу к груди) |
История Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда. |
Совесть. (учитель) Что есть дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери? У любого отца? Они по сей день кричат и плачут над каждой братской могилой… |
История. Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… |
Совесть Но не могут они рассказать, что чувствовала 7 – летняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. |
Память (учитель) О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ремень, гладя на мертвых своих родных? |
История Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что они могут рассказать? Что помнят они? |
Совесть Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или в 12 лет пройти через войну? Что могла понять, увидеть, запомнить дети? |
Память Многое. Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть война, а они хлебнули ее полной мерой. Он учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Об этом они могут рассказать сами. |
Печальный колокольный звон. (Или “Колокола” или 1 часть 2-й симфонии Рахманинова.) Входят юноша и девушка в солдатской одежде (солдат и медсестра) |
Солдат 11 класс
|
Медсестра 11 класс
|
Выходит мать с тремя детьми |
Девочка 3 класс
Мальчик 3 класс
Мальчик 3 класс Мы слез тогда уже не лили, Мать (учитель)
Девочка
|
Дети, мать, Память, Совесть и История исполняют песню “ Огонек” 1 и 4 куплет |
Мальчик с игрушкой 2 класс
|
Девушка (ее прообраз одна из учительниц
школы) В 1943году наш город Дмитровск заняли немцы. Они вели себя как хозяева: просто выкидывали людей на улицу, а сами располагались в их домах. В нашем саду, под двумя огромными липами расположилась походная немецкая кухня. И закипел котел… Как же вкусно кормили немецких солдат!!! А мы голодные, холодные без хлеба без соли из подвала выглядываем… И вдруг - налет. Наши! Летчики – соколики! Немцы врассыпную: кто к пушке, кто за автомат, кто в траншеи прятаться, а тетя Уля выскочила из подвала да бегом к немецкой кухне, гороховому супу да пшенной каше с тушёнкой! Очередная бомба прямым попаданием по походной немецкой пушке. И нет больше ни кухни, ни тети Ули. Да на наших глазах. А мама все мне род закрывает и приговаривает: “Тише, Лидочка! Тише!” |
Картина меняется, выходят девушка (11кл. ) и девочка (2 класс) |
Саша (девушка, читая письмо с фронта)
Такие письма получали с фронта мои ровесницы девчонки, вчерашние выпускницы школы, веселые, жизнерадостные…. а сегодня, когда вокруг война, боль разлук и отчаяние потерь мы можем только вспоминать…. Жизнь разбилась на две половины: одна тогда, до войны, а другая – сейчас. Сразу после школы стала работать в школе. Многие, женщины и мужчины, наши учителя ушли на фронт, преподавать было совсем некому. И меня взяли. Сначала пионервожатой, потом стала вести биологию и немецкий язык. В 1943 закончила пед. курсы в городе Бузулук. Стала учительницей начальных классов. Вчерашняя школьница - я повзрослела в один миг, когда вместе с маленькими ученикам весной пришлось собирать картошку, когда не могли наесться травой, только взошедшим щавелем. И он, кислый, казался самым лучшим деликатесом. Трудно было, но мы не унывали, верили в нашу Победу и ждали ее . |
Входит девочка (прообраз другой учительницы), обращается к Саше: |
Ниночка - Саша, Саша, а почему во время войны жить еще больше хочется? Саша - Да от того Ниночка, что мало ты еще пожила, добра повидала, радости… детство твое больно рано закончилось. Семь лет тебе, в первый класс пошла , а уже какая взрослая. Сегодня в поле больше всех колосков собрала. Наш первый класс благодарность от совхоза получил. Что замерзла небось? (накидывает платок на плечи девочке) Ниночка - Сильно замерзла, и кушать хочется. (кутается в платок) Саша - На тебе сухарик. Ешь. Ниночка - Я братику унесу. Знаешь, Саша, мы с мамой вчера на фронт посылочку собирали. А мне так хочется письмо написать дяде солдату. Что бы он получил наш гостинец, съел ягодки, и воевать лучше стал. Ты меня научишь? Саша - Конечно! Ниночка - А вдруг он папку встретит. Знаешь, мой папка обязательно вернется!.... Только мама по ночам все плачет почему – то и плачет. Саша - Пойдем Ниночка письмо напишем. Ниночка - А Победа будет? А когда будет? А фашисты такие страшные!!! |
Картина меняется, выходит мальчик (7 класс) |
Мальчик
Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком , сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищал свою родину, своих жен, детей и матерей. И дети солдат понимали это и вставали не рабочие места своих отцов. Я был самый старший в семье, ходил в ночное поле пахать. Однажды уснул на бороне. Да и свалился в борозду. Следом машина шла, да и засыпала меня. Хорошо тетенька - комбайнер м заметила, что меня на бороне нет, кинулись искать, таки откопали… Картина меняется, из-за декорации “сгоревший дом” выходит девочка (2 класс) |
Девочка. Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мне мама не разрешала, и было это очень страшно: в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где- то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку - носила я веревку с собой – и тащишь по снегу. |
Картина меняется выходит бабушка (учитель) с внуком (4класс), занимают место в комнате. Бабушка за столом включает лампу, читает |
Мальчик Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом перестали туда ходить. И бабушка, наша бабушка , которая умела посмеяться говорила: |
Бабушка (кутаясь в шаль) Андрейка, у нас еще есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем. |
Мальчик И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек. (закрывает ладошки с хлебом и прижимает их к груди) |
Бабушка гладит мальчика по голове, садится в кресло осторожно ломает кусочек хлеба и отщипывает от него. Мальчик прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошки и глядя на него. |
Бабушка. Знаешь, Андрейка, постарайся уснуть. Когда спишь, есть совсем не хочется, а я тебе песню спою. |
Память, История, Совесть и Бабушка поют
“В этой роще березовой” муз. Молчанова. Картина меняется на аванс сцену выходит юноша (11 класс) |
Мальчик из интерната на фоне музыки “ А
мы с тобой, брат, из пехоты” А мое детство прошло в интернате, потому что уже в 41 ни матери ни отца не стало. Одна бомба – и никого нет. Я помню, как пришла весть о нашей победе под Сталинградом. (музыка нарастает)
Это была одна из первых побед наших войск. А впереди будут еще и Курская дуга, и Варшава и Берлин. И каждый раз мы снова и снова кричали: “Ура!!!” - считали, что и мы в строю. |
История. На фоне музыки “День победы” Май 45 года принес нашему народу долгожданную весть о победе. Впереди было еще несколько месяцев до окончания второй мировой войны, тяжелая работа по восстановлению всего, что было разрушено. Но всех людей объединяла надежда, что больше эти ужасы никогда не повторятся, и люди становились добрее и милосерднее даже по отношению к своим вчерашним врагам. |
Мальчик с бабушкой Мы выжили, и однажды, когда я возвращался из дворца пионеров, я проходил мимо пленных – они работали на нашей улице, разгребали руины. Около дома садился молодой парень в обношенной немецкой форме и играл на губной гармошке. Бабушка с которой мы съедали кусочек хлеба , чтобы фрицу не досталось говорила: |
Бабушка Смотри Андрейка, Ганс… Он же так далеко от дома… Иди, дай ему кусочек хлебца. |
Андрейка Уже не такой голод был, но все равно мы мечтали о белой булке и о том, чтобы наступило то время, когда будет не только булка, а сахар и то, что называется маслом. И будет все вместе. Я шел и своими руками давал Гансу кусочек хлебца. |
Память Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько французских? Погибли дети – граждане мира. |
История Первый советский солдат в освобожденном нашем городе подхватил на руки маленькую девочку и она назвала его папа. А другая рассказывает, что когда шли по их деревне наши солдаты, дети смотрели на них и кричали: “Папы идут”. Не солдаты, а папы. |
Выходят 5 мальчишек (8 класс ) послевоенной поры |
1-й
2-й
3-й
Построение 4-й
1-й
5-й
4-й
2-й
|
Мальчишка – солдат - поет “ За того парня”. Все участники выстраиваются на сцене. |
История На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его? Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с не заплетенными косичками. |
Ведущий У меня нет фотографий в черных рамках на стене. Мои родители не слишком часто говорят, о войне, потому, что родились уже после победных салютов. Но моя бабушка никогда не смотрит фильмов о войне, боится , не выдержит сердце… |
История
|
Совесть
|
Память
Мы рассказали о судьбе тех людей , которые и сегодня с нами рядом, это наши учителя. Они сегодня заслуженно отдыхают, но являясь живыми свидетелями истории приходят к нам и мы спешим их поздравить. |
Все участники называют фамилии учителей – ветеранов педагогического труда, вручают цветы |
Музыкально-литературная композиция "Нам не пришлось в войну бывать в солдатах"
Разделы: Внеклассная работа