Музыкально-литературная композиция "Нам не пришлось в войну бывать в солдатах"

Разделы: Внеклассная работа


Звучит музыка А. Розенбаума “А может, не было войны?” На сцене кирпичная стена разбомбленного дома, уголок квартиры, где стол с лампой, патефон, детские игрушки, клееные накрест окна, этажерка, на стене фронтовые фотографии. На авансцене небрежно валяется кукла.
Выходит ведущий-юноша

Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино- там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить тишину. (А. Макаревич)

На сцене появляются История (в красном платке), Совесть (в светлом платке) и Память (с платком в руках). Совесть, проходя по сцене, наклоняется и подбирает куклу.
Совесть (учитель)

Утром 22 июня 1941 года на одной из Брестских улиц лежала девочка с не заплетенными косичками и ее кукла. (поднимает и прижимает куклу к груди)

История

Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда.

Совесть. (учитель)

Что есть дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери? У любого отца? Они по сей день кричат и плачут над каждой братской могилой…

История.

Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

Совесть

Но не могут они рассказать, что чувствовала 7 – летняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

Память (учитель)

О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ремень, гладя на мертвых своих родных?

История

Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что они могут рассказать? Что помнят они?

Совесть

Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или в 12 лет пройти через войну? Что могла понять, увидеть, запомнить дети?

Память

Многое. Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть война, а они хлебнули ее полной мерой. Он учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок.

Об этом они могут рассказать сами.

Печальный колокольный звон. (Или “Колокола” или 1 часть 2-й симфонии Рахманинова.) Входят юноша и девушка в солдатской одежде (солдат и медсестра)
Солдат 11 класс

Под громкие крики ворон и грачей
Мы утром в деревню входили.
Маячили остовы черных печей,
Руины устало чадили.
И в редком разбросе лежали тела
В тени колоколенки древней,
Как будто бы смерть неохотно брала
Ясак с белгородской деревни.

Медсестра 11 класс

И в этом еще не дотлевшем аду,
Где горе уже накричалось,
Под старой березой у всех на виду
Ременная люлька качалась.
Играла малиновой медью колец
С июньскою синью небесной
И тихо сидел годовалый малец
В той зыбке, плывущей над бездной.
Нет, он не кричал, ни о чем не молил,
Ко рту подтянув кулачонки.
И ветер, пропахший бедой, шевелил
Седые его волосенки.

Выходит мать с тремя детьми
Девочка 3 класс

Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.

Мальчик 3 класс

Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цветы цвели
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.

Мальчик 3 класс

Мы слез тогда уже не лили,
Мы знали вкус полынь - травы
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.

Мать (учитель)

Ну что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год.
Что значит – Родина за нами!
И что такое наш народ.

Девочка

И если песню фронтовую вы запоете за столом,
Ту, вашу, грустно – молодую
Мы вам, конечно, подпоем.

Дети, мать, Память, Совесть и История исполняют песню “ Огонек” 1 и 4 куплет
Мальчик с игрушкой 2 класс

Четыре года было мне
В тот страшный день и час,
Тогда в июньской тишине
Он шел убить всех нас.
Он шел, сжигая города,
Осатаневший зверь.
И трудно виделось тогда,
Далекое теперь.
Года немыслимых атак -
Еще пройти суметь!
Так далеко стоял Рейхстаг
И очень близко смерть…

Девушка (ее прообраз одна из учительниц школы)

В 1943году наш город Дмитровск заняли немцы.

Они вели себя как хозяева: просто выкидывали людей на улицу, а сами располагались в их домах.

В нашем саду, под двумя огромными липами расположилась походная немецкая кухня. И закипел котел… Как же вкусно кормили немецких солдат!!! А мы голодные, холодные без хлеба без соли из подвала выглядываем… И вдруг - налет. Наши! Летчики – соколики! Немцы врассыпную: кто к пушке, кто за автомат, кто в траншеи прятаться, а тетя Уля выскочила из подвала да бегом к немецкой кухне, гороховому супу да пшенной каше с тушёнкой! Очередная бомба прямым попаданием по походной немецкой пушке. И нет больше ни кухни, ни тети Ули. Да на наших глазах. А мама все мне род закрывает и приговаривает: “Тише, Лидочка! Тише!”

Картина меняется, выходят девушка (11кл. ) и девочка (2 класс)
Саша (девушка, читая письмо с фронта)

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь. (молчит, думает)

Такие письма получали с фронта мои ровесницы девчонки, вчерашние выпускницы школы, веселые, жизнерадостные…. а сегодня, когда вокруг война, боль разлук и отчаяние потерь мы можем только вспоминать…. Жизнь разбилась на две половины: одна тогда, до войны, а другая – сейчас. Сразу после школы стала работать в школе. Многие, женщины и мужчины, наши учителя ушли на фронт, преподавать было совсем некому. И меня взяли. Сначала пионервожатой, потом стала вести биологию и немецкий язык. В 1943 закончила пед. курсы в городе Бузулук. Стала учительницей начальных классов. Вчерашняя школьница - я повзрослела в один миг, когда вместе с маленькими ученикам весной пришлось собирать картошку, когда не могли наесться травой, только взошедшим щавелем. И он, кислый, казался самым лучшим деликатесом.

Трудно было, но мы не унывали, верили в нашу Победу и ждали ее .

Входит девочка (прообраз другой учительницы), обращается к Саше:
Ниночка

- Саша, Саша, а почему во время войны жить еще больше хочется?

Саша

- Да от того Ниночка, что мало ты еще пожила, добра повидала, радости… детство твое больно рано закончилось. Семь лет тебе, в первый класс пошла , а уже какая взрослая. Сегодня в поле больше всех колосков собрала. Наш первый класс благодарность от совхоза получил. Что замерзла небось? (накидывает платок на плечи девочке)

Ниночка

- Сильно замерзла, и кушать хочется. (кутается в платок)

Саша

- На тебе сухарик. Ешь.

Ниночка

- Я братику унесу. Знаешь, Саша, мы с мамой вчера на фронт посылочку собирали. А мне так хочется письмо написать дяде солдату. Что бы он получил наш гостинец, съел ягодки, и воевать лучше стал. Ты меня научишь?

Саша

- Конечно!

Ниночка

- А вдруг он папку встретит. Знаешь, мой папка обязательно вернется!.... Только мама по ночам все плачет почему – то и плачет.

Саша

- Пойдем Ниночка письмо напишем.

Ниночка

- А Победа будет? А когда будет? А фашисты такие страшные!!!

Картина меняется, выходит мальчик (7 класс)
Мальчик

Я с малых лет дружил с огнем
Хотя бы потому,
Что на рыбалке и в ночном
Он гнал в овраги тьму.
А там – война. Гудел гудок в поселке заводском.

И я пришел на огонек, горевший над станком.
Тот огонек был, правда, мал,
Но он помог огню –
Тому, который пробивал
Немецкую броню.

Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше

стоял за станком , сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищал свою родину, своих жен, детей и матерей. И дети солдат понимали это и вставали не рабочие места своих отцов. Я был самый старший в семье, ходил в ночное поле пахать. Однажды уснул на бороне. Да и свалился в борозду. Следом машина шла, да и засыпала меня. Хорошо тетенька - комбайнер м заметила, что меня на бороне нет, кинулись искать, таки откопали…

Картина меняется, из-за декорации “сгоревший дом” выходит девочка (2 класс)

Девочка.

Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мне мама не разрешала, и было это очень страшно: в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где- то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку - носила я веревку с собой – и тащишь по снегу.

Картина меняется выходит бабушка (учитель) с внуком (4класс), занимают место в комнате. Бабушка за столом включает лампу, читает
Мальчик

Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом перестали туда ходить. И бабушка, наша бабушка , которая умела посмеяться говорила:

Бабушка (кутаясь в шаль)

Андрейка, у нас еще есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем.

Мальчик

И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек. (закрывает ладошки с хлебом и прижимает их к груди)

Бабушка гладит мальчика по голове, садится в кресло осторожно ломает кусочек хлеба и отщипывает от него. Мальчик прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошки и глядя на него.
Бабушка.

Знаешь, Андрейка, постарайся уснуть. Когда спишь, есть совсем не хочется, а я тебе песню спою.

Память, История, Совесть и Бабушка поют “В этой роще березовой” муз. Молчанова.

Картина меняется на аванс сцену выходит юноша (11 класс)

Мальчик из интерната на фоне музыки “ А мы с тобой, брат, из пехоты”

А мое детство прошло в интернате, потому что уже в 41 ни матери ни отца не стало. Одна бомба – и никого нет.

Я помню, как пришла весть о нашей победе под Сталинградом. (музыка нарастает)

Нам не пришлось в войну бывать в солдатах,
Сидеть от смерти в 4-х шагах
Учились мы и жили в интернате
У воспитателя и школы на глазах.

Нам дуло автомата не грозило.
Лязг танков, взрывы были не слышны.
Но все ж невзгод по горло нам хватило.
От трижды проклятой, безжалостной войны.

Коль в комнате не минус – ликовали.
Привычно оно стало и старо.
За то мы хлебной пайки так не ждали
Как ждали сводки Совинформбюро.

И вот пришла, и сна как не бывало.
Глаза ребячие зажгла огнем.
Гремела голосом – набатом Левитана:
“Разгром под Сталинградом завершен…”

Как по команде встретив весть такую
Поднялся в интернате тарарм.
И желтая луна сквозь изморозь ночную
Казалась ярким солнцем нам. (В. Кожевин)

Это была одна из первых побед наших войск. А впереди будут еще и Курская дуга, и Варшава и Берлин. И каждый раз мы снова и снова кричали: “Ура!!!” - считали, что и мы в строю.

История.

На фоне музыки “День победы”

Май 45 года принес нашему народу долгожданную весть о победе. Впереди было еще несколько месяцев до окончания второй мировой войны, тяжелая работа по восстановлению всего, что было разрушено. Но всех людей объединяла надежда, что больше эти ужасы никогда не повторятся, и люди становились добрее и милосерднее даже по отношению к своим вчерашним врагам.

Мальчик с бабушкой

Мы выжили, и однажды, когда я возвращался из дворца пионеров, я проходил мимо пленных – они работали на нашей улице, разгребали руины. Около дома садился молодой парень в обношенной немецкой форме и играл на губной гармошке. Бабушка с которой мы съедали кусочек хлеба , чтобы фрицу не досталось говорила:

Бабушка

Смотри Андрейка, Ганс… Он же так далеко от дома… Иди, дай ему кусочек хлебца.

Андрейка

Уже не такой голод был, но все равно мы мечтали о белой булке и о том, чтобы наступило то время, когда будет не только булка, а сахар и то, что называется маслом. И будет все вместе. Я шел и своими руками давал Гансу кусочек хлебца.

Память

Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько французских? Погибли дети – граждане мира.

История

Первый советский солдат в освобожденном нашем городе подхватил на руки маленькую девочку и она назвала его папа. А другая рассказывает, что когда шли по их деревне наши солдаты, дети смотрели на них и кричали: “Папы идут”. Не солдаты, а папы.

Выходят 5 мальчишек (8 класс ) послевоенной поры
1-й

Нам в девять рупор объявил:
- Войне конец! – Ура! Победа!
Не учимся – и класс решил:
Салют даем после обеда.

2-й

Спеша метались меж домов,
К салюту ружья собирали,
Патроны, порох. Пацанов
Попутно с нами приглашали.

3-й

Шестнадцать дробовых стволов –
Вот все, что мы смогли, - собрали.
Суровые, без лишних слов,
Стрелки у речки встали.

Построение

4-й

Пора… Фуражка вверх летит,
За ней десятки взмыли следом…
И троекратный залп гремит
За первый мирный день, Победу.

1-й

И тут же кто- то предложил:
Пусть в залпах память отзовется
За тех, кто голову сложил,
Домой с победой не вернется.

5-й

…. За Савкиного брата – пли!
За батю Веньки Иванова!
За Мишу Кошелева – пли!
За брата Саши Зеленова!

4-й

Фамилия - и снова – пли!
И дробный залп гремит в ответе.
Честь отдавали как могли,
Своим отцам и братьям дети.

2-й

Как едок дым пороховой! –
Слеза текла, в груди душило…
За всех, кто не придет домой,
У нас патронов не хватило. (В. Кожевин)

Мальчишка – солдат - поет “ За того парня”. Все участники выстраиваются на сцене.
История

На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его? Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с не заплетенными косичками.

Ведущий

У меня нет фотографий в черных рамках на стене. Мои родители не слишком часто говорят, о войне, потому, что родились уже после победных салютов. Но моя бабушка никогда не смотрит фильмов о войне, боится , не выдержит сердце…

История

Глянь на живых,
Пока они живые...
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.

Совесть

Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой...

Память

И помни ты,
Живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры
Непобедимы,
Пока есть память павшего с тобой

Мы рассказали о судьбе тех людей , которые и сегодня с нами рядом, это наши учителя. Они сегодня заслуженно отдыхают, но являясь живыми свидетелями истории приходят к нам и мы спешим их поздравить.

Все участники называют фамилии учителей – ветеранов педагогического труда, вручают цветы