Цель: познакомить учащихся с алгоритмом письменного деления многозначных чисел на однозначное число (введение нового знания).
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Ну-ка проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счета.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
350344, 35034, 3503, 350, 35
У. Назовите количество единиц высшего разряда в этих числах.
Д. 3 сотни тысяч, 3 десятка тысяч, 3 тысячи, 3 сотни, 35 десятков, 3 десятка.
У. Объясните, сколько разрядных единиц подчеркнуто в этих числах.
Д. 35 десятков тысяч, 350 сотен, 3 тысячи, 35 десятков, 3 сотни, 3 десятка.
50:7=(…+…):7=…(ост…)
У. Решите выражение.
Д. 50:7=(49+1):7=7 (ост 1)
У. Решите это выражение “уголком”.
Д.
У. Открывает запись.
Сравните записи деления.
Д. Эти выражения на деление. У них делитель 7 и т.д.
У. Давайте, сравним ваши мнения с высказываниями Миши (персонаж учебника) в нашем учебнике на стр.95, № 206.
Миша. Я думаю, что справа мы тоже сначала делим на 7 число 50. Только это не 50 единиц, а 50 десятков, поэтому цифра 7 в частном означает 7 десятков и в остатке получается 1 десяток, но в числе 504 есть еще 4 единицы, поэтому мы должны разделить на 7 число 1 дес. и 4 ед. Это число 14. Получаем 2. Остаток равен нулю. Значит,
504:7=72.
У. Кто из ребят был прав?
Используя эту запись, вставь числа в “окошки”, чтобы получилось верное равенство.
504:4= (…+…):4=…+…=72
Д. 504:4=(490+14):7=72
У. Объясните, каким способом вы разделили 504 на 7?
Д. Заменили число суммой удобных слагаемых, каждое из которых делится на 7.
Работа в группах.
У. А теперь решите в группе выражения, которые я для вас приготовила. План работы на доске.
1. Получите, обсудите, решите выражение..
1 ГРУППА 296:4=(…+…)…4=… №207 а)
2 ГРУППА 3843:9=(…+…+…)…9=… №207 б)
3 ГРУППА 3843:9=(…+…+…)…9=… №207 б)
4 ГРУППА 273:5=(…+…)…5=… №207 в)
5 ГРУППА 273:5=(…+…)…5=… №207 в)
2. Объясните, как выполнено деление друг другу.
3. Запишите решение выражения, если будет трудно, то воспользуйтесь подсказкой Маши (персонаж учебника) стр. 96.
Маша. Я заметила, что, используя способ деления “уголком”, легко записать делимое в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на данный делитель:
296:4=(280+16):4=74
384:9=(3600+180+63):9=427
4. Приготовьте выступление.
5. Отчет групп. Оценка работы в группе.
3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (проблемы).
У. Решите еще выражения этим же способом (фронтальная работа).
1640:4=
296:4=
384512:8=
Д. 1640:4=(1600+40):4=410
296:4=(280+16):4=74
384512:8=
Не могут подобрать удобные слагаемые.
У. Дети, какой у вас возникает вопрос?
Д. Как разделить многозначное число на однозначное, если трудно подобрать слагаемые, каждое из которых делится на делитель.
У. Если у вас возник этот вопрос, то какова же будет тема нашего урока?
Д. Дети формулируют тему.
У. Учитель корректирует ее и открывает на доске запись. Тема урока: “Алгоритм (порядок) деления многозначного числа на однозначное “уголком””.
4. ФИЗМИНУТКА.
Мы 7 раз в ладоши хлопнем,
8 раз ногами топнем.
Прибавляем 7 к 8 –
Столько мы присесть должны.
5. ПОИСК РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (проблемы).
У. Какие есть предложения?
Д. Предлагают свои варианты решения этого выражения.
У. Выслушивает предложения детей, обсуждая каждое, и выбирает, то которое отвечает теме урока.
Д. Ученик у доски выполняет объяснение операций с выражением, а дети потом читают описание каждой операции в учебнике в № 208, с.97, или учитель поясняет способ действия. Например, дети читают: “Начиная с высшего разряда, выдели в записи делимого такое число, при делении которого на данный делитель ты получишь однозначное число, не равное нулю. Это число называется первое неполное делимое. Определи, какие разрядные единицы оно обозначает” и т.д.
По ходу работы с этим упражнением на доску вывесить памятку (листы), на которой написана последовательность действий, входящих в алгоритм письменного деления:
- Выделяю первое неполное делимое и объясняю, какие разрядные единицы оно обозначает.
- Определяю количество цифр в значении частного.
- Подбираю первую цифру в значении частного.
- Умножаю число, записанное этой цифрой, на делитель.
- Вычитаю полученный результат из неполного делимого и нахожу остаток.
- Записываю цифру следующего разряда делимого рядом с остатком. Получаю второе неполное делимое и повторяю пункты 3, 4, 5, 6.
У. Что нового вы узнали на уроке?
Д. Мы познакомились с алгоритмом (порядком) деления многозначных чисел на однозначное число “уголком”.
6. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ.
а) Пользуясь памяткой, объясни устно, как выполнено деление (№ 209 а).
б) ТПО № 1, № 114 (1 стр.). Подчеркни первое неполное делимое и определи количество цифр в значении частного.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
a) ТПО №114, 116.
У. Если у вас возникнут трудности при выполнении задания, то вам нужно перечитать памятку в учебнике (с.97), с которой мы работали.