Тип урока: урок изучения новой темы.
Технология: игровая.
Цели урока:
Обучающая – повторить знания о существенных признаках глагола.
Развивающая – развивать умение определять временные формы глагола и правильно их употреблять.
Воспитывающая – воспитывать любовь и интерес к истории, создать образный и эмоциональный фон для путешествия в прошлое.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Я думаю, что пасмурная погода не испортит нам настроение. Улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.
2. Выход на тему урока.
- Наш урок мы начнём со словарной работы.
Вчера, корабль, русский, сегодня, завтра, путешествие.
Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.
- Вот и мы с вами будем сегодня путешествовать во времени.
Время. Что такое время? Как вы это понимаете?
Когда я готовилась к уроку, вот, что я нашла в словаре Даля. Послушайте.
Время – это, когда идут дни за днями,
Последовательное течение суток за сутками,
Века за веками.
- На доске записаны выражения, как вы их понимаете:
Время лечит – время проходит очень быстро.
Время разум даёт – человек занимается чем-нибудь, и чем больше времени он чему-то уделяет, тем лучше это получается.
Всему своё время – мы всё узнаем тогда, когда будет нужно.
Делу время, потехе час – чтобы что-то сделать хорошо, надо много времени, а в свободное отдохнуть.
- Запишите любое выражение в тетрадь. Оно будет вашим девизом на сегодняшнем уроке.
- Сделайте транскрипцию слова время – [в р’э м’ а].
3. Изучение новой темы.
- А о каком времени пойдёт речь у нас сегодня на уроке, вы скоро догадаетесь сами.
- Посмотрите на словарные слова, которые вы написали, найдите из них те, которые, по вашему мнению, указывают на время.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
Повторим: Что такое глагол? Как изменяются глаголы?
Работа в парах.
- У вас на парте 3 текста, которые нужно разложить по временам глаголов (простое, настоящее, будущее).
Проверка.
Вывод: Как изменяются глаголы? (По временам)
Как определить время глагола? (По вопросу)
Запишите по 5 глаголов в каждый столбик (Из текстов)
Вывод:
- Какое действие обозначает глагол в П. в. и на какие вопросы отвечает? (Действие, которое происходило в прошлом. Что делал? Что сделал?)
- Какое действие обозначает глагол в Н. в. и на какие вопросы отвечает? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент. Что делает?)
- Какое действие обозначает глагол в Б. в. и на какие вопросы отвечает? (Действие, которое будет происходить. Что будет делать? Что сделает?)
4. Динамическая пауза.
Игра “Почтальон”.
Нужно отправить телеграмму по адресу: п.в., н.в., б.в.
Три конверта прикреплены в классе в любом месте.
Каждый ученик получает 3 телеграммы.
Телеграммы запечатываются и отправляются на следующий урок.
5. Работа над новым материалом.
- А сейчас мы с вами отправимся в прошлое, но совсем в другое время. Посмотрите на шкалу времени.
- Кто догадался, о каком времени мы сейчас будем говорить? (Историческом)
- Какие исторические времена вы знаете? (История первобытного человека, история древнего мира, средневековье, новая история, новейшая история).
- Какая из них самая длинная? (История первобытного человека)
- Какая самая короткая? Почему? (Новейшая – она ещё не закончилась)
- Можете вы сказать, когда закончится новейшая история? Почему? (Нет. Это зависит от нас, как мы сохраним нашу планету и всё живое на ней).
6. Работа в группах.
Игра “Кот в мешке” (тексты в конвертах за доской).
Учащиеся делятся на 3 группы по интересам, не зная, какой трудности задания достанутся.
1 группа
Вывод: Что узнали о глаголе п.в.?
2 группа
Вывод: Что узнали о глаголе п.в.?
3 группа
Вывод: Что узнали о глаголе б.в.?
7. Итог:
- Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали?
- Что нового узнали о временных формах глагола?
8. Подведение итогов.
В заключение мы поиграем в игру “Угадай-ка”.
Я называю глагол, а вы, если глагол:
п.в.- топаете,
н.в.- киваете головой,
б.в.- хлопаете.
Сидим, смотрит, слушали, работали, подумаете, поняли.
- Молодцы! Спасибо за урок!