Урок по русскому языку "Изменение глаголов по временам", с использованием игровой технологии, где прослеживается связь с историией по теме: "Лента времени"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения новой темы.

Технология: игровая.

Цели урока:

Обучающая – повторить знания о существенных признаках глагола.

Развивающая – развивать умение определять временные формы глагола и правильно их употреблять.

Воспитывающая – воспитывать любовь и интерес к истории, создать образный и эмоциональный фон для путешествия в прошлое.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Я думаю, что пасмурная погода не испортит нам настроение. Улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.

2. Выход на тему урока.

- Наш урок мы начнём со словарной работы.

Вчера, корабль, русский, сегодня, завтра, путешествие.

Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.

- Вот и мы с вами будем сегодня путешествовать во времени.

Время. Что такое время? Как вы это понимаете?

Когда я готовилась к уроку, вот, что я нашла в словаре Даля. Послушайте.

Время – это, когда идут дни за днями,
Последовательное течение суток за сутками,
Века за веками.

- На доске записаны выражения, как вы их понимаете:

Время лечит – время проходит очень быстро.

Время разум даёт – человек занимается чем-нибудь, и чем больше времени он чему-то уделяет, тем лучше это получается.

Всему своё время – мы всё узнаем тогда, когда будет нужно.

Делу время, потехе час – чтобы что-то сделать хорошо, надо много времени, а в свободное отдохнуть.

- Запишите любое выражение в тетрадь. Оно будет вашим девизом на сегодняшнем уроке.

- Сделайте транскрипцию слова время – [в р’э м’ а].

3. Изучение новой темы.

- А о каком времени пойдёт речь у нас сегодня на уроке, вы скоро догадаетесь сами.

- Посмотрите на словарные слова, которые вы написали, найдите из них те, которые, по вашему мнению, указывают на время.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Повторим: Что такое глагол? Как изменяются глаголы?

Работа в парах.

- У вас на парте 3 текста, которые нужно разложить по временам глаголов (простое, настоящее, будущее).

Приложение №1

Проверка.

Вывод: Как изменяются глаголы? (По временам)

Как определить время глагола? (По вопросу)

Запишите по 5 глаголов в каждый столбик (Из текстов)

Вывод:

- Какое действие обозначает глагол в П. в. и на какие вопросы отвечает? (Действие, которое происходило в прошлом. Что делал? Что сделал?)

- Какое действие обозначает глагол в Н. в. и на какие вопросы отвечает? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент. Что делает?)

- Какое действие обозначает глагол в Б. в. и на какие вопросы отвечает? (Действие, которое будет происходить. Что будет делать? Что сделает?)

4. Динамическая пауза.

Игра “Почтальон”.

Нужно отправить телеграмму по адресу: п.в., н.в., б.в.

Три конверта прикреплены в классе в любом месте.

Каждый ученик получает 3 телеграммы.

Приложение №2.

Телеграммы запечатываются и отправляются на следующий урок.

5. Работа над новым материалом.

- А сейчас мы с вами отправимся в прошлое, но совсем в другое время. Посмотрите на шкалу времени.

- Кто догадался, о каком времени мы сейчас будем говорить? (Историческом)

- Какие исторические времена вы знаете? (История первобытного человека, история древнего мира, средневековье, новая история, новейшая история).

- Какая из них самая длинная? (История первобытного человека)

- Какая самая короткая? Почему? (Новейшая – она ещё не закончилась)

- Можете вы сказать, когда закончится новейшая история? Почему? (Нет. Это зависит от нас, как мы сохраним нашу планету и всё живое на ней).

6. Работа в группах.

Игра “Кот в мешке” (тексты в конвертах за доской).

Учащиеся делятся на 3 группы по интересам, не зная, какой трудности задания достанутся.

Приложение №3

1 группа

Вывод: Что узнали о глаголе п.в.?

2 группа

Вывод: Что узнали о глаголе п.в.?

3 группа

Вывод: Что узнали о глаголе б.в.?

7. Итог:

- Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали?

- Что нового узнали о временных формах глагола?

8. Подведение итогов.

В заключение мы поиграем в игру “Угадай-ка”.

Я называю глагол, а вы, если глагол:

п.в.- топаете,
н.в.- киваете головой,
б.в.- хлопаете.

Сидим, смотрит, слушали, работали, подумаете, поняли.

- Молодцы! Спасибо за урок!