Метод проектов - средство развития учащихся младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа


Метод проектов, или метод проблем, возник и получил распространение в 20-е годы прошлого столетия в США. Разработали метод американский философ и педагог Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системой образования.

В современной педагогике проектирование рассматривается в 2 аспектах: как “идеальная” (мыслительная) деятельность и как деятельность по реализации замысла. Первая включает целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование, вторая -организацию взаимодействия, диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов.

Педагогическое проектирование можно представить в обобщённом виде следующей схемой: замысел – реализация – рефлексия.

Но суть её остаётся прежней - стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение известной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой- необходимость интегрировать знания, умение применять знания из разных областей науки, техники, технологии, творчества. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени.

Классификация проектов.

(на основе материалов А.С.Сиденко)

По характеру результата:

  • Информационный проект;
  • Исследовательский проект;
  • Обзорный проект;
  • Проекты-инсценировки.

По форме:

  • Видеофильм;
  • Рекламный ролик;
  • Телепрограмма;
  • Интервью с известными людьми;
  • Журнальный репортаж;
  • Рок- опера.
  • Веб- сайт;
  • Газета;
  • Игра;
  • Выставка;
  • Спектакль;
  • Публикация;
  • Учебное пособие;
  • Урок;
  • Социологический опрос;
  • Оформление кабинета.

По профилю знаний:

  • Монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему;
  • Межпредметные проекты - по двум и более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.

По числу участников:

  • личностные;
  • парные;
  • групповые.

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском плане, творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования(использование в ходе совместного метода “мозговой атаки”, “круглого стола”;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и пр);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций., защиты, творческих отчётов, просмотров и т.д.)
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителем с учётом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей учащихся. В других тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Вот, например тема труда и взаимовыручки в русских народных классах потребует от ребят поисков, смекалки, творчества.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал “путешествий”, компьютерная газета, доклад и т.д.)

Алгоритм работы над проектом.

1. Подготовка

  • Определение темы и цели проекта;
  • Подбор рабочей группы.

2. Планирование.

  • Определение источников необходимой информации;
  • Определение способов сбора и анализа информации;
  • Определение формы проекта;
  • Установление процедур и критериев оценки проекта;
  • Распределение обязанностей между членами группы.

3. Исследование.

  • Сбор и уточнение информации;
  • Выявление и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;
  • Поэтапное выполнение исследовательских задач.

4. Выводы.

  • Анализ информации;
  • Формулирование выводов.

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов.

  • Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов;
  • Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Защита проекта.

1. Общие рекомендации:

  • Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не боле 15 минут) изложение материала с использованием интересных предметов;
  • Логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
  • Следует употреблять только понятные термины;
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
  • Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал;
  • Постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2. Техника подготовки.

  • Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности;
  • Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку;
  • Заранее продумайте детали своего рабочего места;
  • Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал;
  • Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

3.Рекомендации вступающему:

  • Начните своё выступление с приветствия;
  • Огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно)
  • Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь;
  • Старайтесь ответить на все вопросы.

Виды и формы работы на уроке.

В последнее время всё больше внимания уделяется дифференцированному обучению. Под дифференциацией следует понимать группировку учащихся на основании таких сходных индивидуальных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности.

Дифференциация позволяет перейти к индивидуализации обучения. Индивидуализация предполагает самостоятельную работу каждого ученика в соответствии с его объективными данными и особенностями и реальными учебными возможностями. С учётом их выбирают методы и темпы обучения, определяют объём помощи учителя.

Например, при даче домашнего задания всем даётся одинаковое по содержанию, но разное по уровню сложности задание. Возможен также выбор заданий (по истории, окружающему миру, литературному чтению.) Типология заданий может отличаться по степени предварительной помощи ученикам, по объёму учебного материала, его сложности, цели.. При фронтальной работе учеников вид деятельности может быть одинаковым, но выполняются задания либо синхронно, либо в разном темпе. Только в процессе деятельности формируются познавательный интерес, творческие способности уч-ся сами знания становятся глубокими и прочными.

Именно деятельность развивает способности детей, но не любая деятельность, а лишь такая, в процессе которой у детей возникают положительные эмоции, когда им нравится и хочется работать. Тогда появляется чувство удовольствия от умственной деятельности и формируется познавательная потребность.

Реализация принципа самостоятельности возможна не только при индивидуальной работе, но и при коллективной организации труда. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности уч-ся:

  • парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимооценки;
  • групповая работа в малых группах по 3-5-7 человек в каждой: а)гомогенные группы (одинаковые по успешности обучения); б) гетерогенные группы (разные по успешности обучения) И первый, и второй вариант группы должен иметь для детей своё название (группа, бригада, команда)
  • командные игры, когда класс делится на 2 команды. В каждой избирается командир, команды играют в какую-либо игру по содержанию и теме урока.

Признаками групповой работы являются:

  • деление класса на группы для решения учебных задач; получение каждой группой определённого задания(либо одинакового, либо дифференцированного) и выполнение его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • выполнение заданий происходит так, чтобы можно было оценить индивидуальный вклад в общий результат каждого члена группы;
  • непостоянство состава групп, что необходимо для гибкой дифференциации.

Групповая работа имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это

  • более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий. Ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом. Даже отстающие ученики приобретают первый опыт “побед” над заданиями, которые они самостоятельно выполнить бы не смогли.
  • обмен опыта “каждого с каждым”;
  • высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени;
  • высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников;
  • быстрый сбор информации от учеников, достаточная степень контроля за работой уч-ся;
  • рост эффективности усвоения материала;
  • адаптируемость учеников в коллективе и овладение каждым участником групповой работы нормами и правилами группы в целом;
  • взаимоувязка позиций, мнений детей, выработка коллективных суждений;
  • изменение мотивации работы учеников с “Я” на “МЫ”;
  • повышение самооценки уч-ся;
  • развитие речи детей, повышение сплочённости класса;
  • возрастание самостоятельности учеников при проведении других школьных и классных мероприятий.

На уроках можно составлять опорные схемы, таблицы, находить образы, ключевые слова. Таким образом, возникает и используется “групповая память”. Через повторяющиеся обращения и ссылки к выше указанным визуальным носителям информации, через возврат ранее возникшей на уроке информации, учитель добивается того, чтобы результат работы каждого ученика стал результатом работы группы.

При первом обращении учителя к такой форме учебной деятельности, как групповая работа, как правило, возникает ряд сложностей, а именно: отсутствует слаженность и согласованность учеников в работе группы в связи с недостатком опыта совместной работы; появляются единичные отказы учеников от групповой работы, связанные с низкой вовлечённостью учеников в работу, с их низким уровнем интеллектуального развития, либо,например, вследствие ошибок учителя при формировании группы и подборе дифференцированных заданий.

Чтобы научить детей групповой работе, желательно проводить её в определённой последовательности. Сначала идёт обучение работе в парах, организуется взаимоопрос. Возможна также работа с карточками по проверке дат, событий (по истории).Обучение продолжается при организации работы с текстом: составление плана текста, опорных схем, аннотаций и т. д.

После парной работы можно перейти к обучению работе в малых группах. Прежде всего, необходимо уяснение детьми принципа: результат работы группы зависит от результата работы и ответственности каждого из участников.

В малой группе проходит обучение принципам работы: например, через активизацию внимания группы на сам процесс работы. В ходе беседы учитель выясняет с детьми: как получилось, что в группе работали не все? Каковы преимущества и недостатки групповой работы? Что нужно изменить в работе группы, чтобы каждый участник вносил свой вклад в общий результат? Давайте выполним работу ещё раз, но по-другому; каждый ли участник сейчас работает? Достигнут ли положительный результат?

Роль учителя при организации групповой работы

Учитель в процессе групповой работы может быть:

организатором учебной ситуации;

аудитором – квалифицированно оценивать индивидуальную программу учащегося и способы его движения в рамках этой личной программы, быть готовым дать необходимую консультацию для изменения способа работы учащегося;

строителем коллегиальных отношений - совместно обсуждать программы освоения соответствующей учебной дисциплины, где наиболее важным является обсуждение целей педагога и учащегося, а также той системы ценностей, на которой основана программа;

репортером - помогать детям замечать, чем заняты партнеры по работе;

помогать опознавать собственные эмоции;

помогает определять эмоциональное состояние партнеров;

экспертом - реализовывать принцип сотрудничества, обучать правилам взаимодействия при работе в группах;

генератором идей - учить детей выбирать оптимальный способ решения проблемы среди нескольких предложенных;

координатором времени – контролировать оптимальное время работы в группах (5 – 7 минут);

режиссером урока;

соучастником коллективной деятельности;

консультантом;

контролером;

помощником;

наблюдателем (в т. ч. с позиции организации педагогической диагностики);

создателем мотивации.

Принципы выбора заданий при групповой работе, требования к учебному материалу.

При выборе заданий для обучения детей взаимодействию и сотрудничеству я придерживаюсь следующих требований:

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей (выполнению этой задачи весьма способствует обмен мнениями между несколькими людьми);
  • задания, требующие принятия решений непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

Содержание работы должно быть интересно детям.

Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

Задания должны способствовать возникновению разных мнений и являться основой для обсуждения. Другими словами, задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы. Важно, чтобы каждая группа восприняла взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп и всего класса. Это легче уловить при повторении пройденного материала.

Достоинства метода проектов.

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат;
  • Ведение уроков методов проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, выявить деловые качества;
  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся.

Приложение 1

Приложение 2