Цели:
1 .Формирование понятия о категории склонения имен существительных.
2. Развитие аналитического мышления.
3. Воспитание культуры общения.
Урок изучения новых знаний.
Ход урока
I. Наблюдение.
На доске записи:
Лиса, ягода, тетрадь, стекло, дедушка, солнце, пальто, арбуз, гвоздь, земля, Володя, чувство, Надя, печь, яблоко, ключ.
Уч-ль: Проведите наблюдение за записями на доске. Найдите общие признаки, обоснуйте ответ.
Уч-ки:
- Это имена существительные, потому что отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы.
- Это имена существительные в начальной форме, потому что они ед.ч. и отвечают на вопрос Кто? Что?
Уч-ль: Проведите классификацию по орфографическому признаку.
(В ходе высказываний учениками было выделено 5 групп):
- Слова с безударной гласной, проверяемой ударением;
- Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением;
- Слова с парной согласной;
- Слова с непроизносимой согласной;
- Слова с ь знаком в конце.
Уч-ль: Какие новые словарные слова встретились?
Ученики вычленяют словарные слова, анализируют орфограммы.
Уч-ль: Если провести классификацию по морфемным признакам?
Уч-ки в ходе обсуждения предлагают выделить 2 группы по составу основы:
1) основа из корня;
2) основа из корня и суффикса.
Уч-ль: Как еще можно классифицировать эти существительные в зависимости от категорий?
Уч-ки:
- Одушевленные, неодушевленные.
- Собственные и нарицательные.
- По родам.
Уч-ль: Остановимся на классификации по родам .Самостоятельно разделите на группы по родам, выделите окончания.
Проверка:
ж.р. м.р. с. р. Лиса, дедушка, стекло, ягода, арбуз, солнце, тетрадь, гвоздь, пальто, земля, Володя, яблоко, Надя. ключ. чувство.
Уч-ль: Можно лишь глядя на окончания определить род имен существительных?
После обсуждения ученики приходят к выводу. Что по окончанию можно определить только средний род имен сущ.
Уч-ль: Объединитесь в группы и проведите наблюдения над родовыми окончаниями имен сущ. Подумайте, какие группы можно выделить на основании наблюдения.
(В ходе обсуждения в группах ученики приходят к выводу, что можно выделить:
а) 3 группы: ж.р и м. р. с окончаниями а-я; ср. р. с окончаниями о –е; м. р. и ж.р. с нулевым окончанием.
б) 4 группы: : ж.р и м. р. с окончаниями а-я; ср. р. с окончаниями о –е; м. р. с нулевым окончанием; и ж.р. с нулевым окончанием.
Уч-ль: Какие процессы могут происходить со словами?
Уч-ки: словоизменение и словообразование.
Уч-ль: Как назовете словоизменение по падежам?
Уч-ки: Склонение.
Уч-ль: Найдите лишнее слово.
Уч-ки: пальто.
Уч-ль: почему?
Уч-ки: Потому что оно не склоняется по падежам.
Уч-ль Буквы а, я – это разные окончания или варианты одного и того же окончания?
(Возникают противоречивые мнения. Проводится звуковой анализ слов земля и ягода
[й, а г а д а] [з, и м л, а].
Вывод: Окончание одинаковые [а] , а обозначены буквами а и я. Просклоняем слова со сходными окончаниями. Проведем наблюдения
(6 человек у доски склоняют сущ. ягода, Володя, арбуз, яблоко, солнце, печь , а остальные самостоятельно склоняют сущ. со сходными окончаниями по выбору из сущ. на доске. Или класс разбивается на 6 вариантов и склоняет сущ. вместе со всеми в целях облегчения проверки своей работы).
Проверка:
ж.р. м.р. ср. р. м.р. ж.р. И.п а-я а -я о-е
Р.п. ы-и ы-и а -я а -я и Д.П. е е у -ю у -ю и В.п. у -ю у -ю о -е
Т.п. ой - ей ой - ей ом-ем ом-ем ю П.п. е е е е и
Выводы о падежных окончаниях.
Уч-ль: Можно ли глядя на падежные окончания классифицировать существительные?
Ученики выделяют 3 группы на основе падежных окончаний
I II III м.р., ж.р.
а- яср.р.,
м.р.
о – е
ж.р.
По какому признаку выделены группы?
Уч-ки:
По склонению. (делают вывод).
Вывод: У имен существительных в зависимости от склонения по падежам выделяют три группы склонения.
Ученики соотносят свой вывод с выводом учебника, открыв соответствующую стр.
II. Уч-ль просит определить тему урока и цель. Уч-ки называют тему Склонение имен сущ. Цель: узнать, что такое скл. сущ. и почему получилось 3 скл у сущ.
III. Закрепление.
Уч-ль дает задание записать в тетрадь сущ. с доски по скл. После самостоятельной работы и проверки ученики делают вывод о том, что такое скл., как определить скл. имен сущ. и создают пошаговый алгоритм:
- поставить в начальную форму.
- определить род.
- определить окончание в нач. форме.
IV. Итог урока. Рефлексия: какую задачу решали на уроке ? Кто считает , что не испытывает затруднений при определении скл сущ.? Кто думает. Что ему еще нужно потренироваться, чтобы хорошо научиться? Еще раз делают вывод о скл. И о том, как определить скл.
Дом. задание: подобрать и записать как можно больше сущ., распределив их на группы по скл. Повторить правило и алгоритм.