Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
ТЕОРЕМА ВОСПИТАНИЯ
Дано:
Как не парадоксально, но все чаще в современном обществе между педагогами и родителями возникает вопрос: “Кто же все-таки должен воспитывать ребенка: школа или семья”? Кому больше отводится привилегий в этом странном (потому что не всем понятна его суть) деле воспитания? А уж если возникает какой-нибудь конфликт, тут и вовсе не найти виновных. Мне становится очень печально, когда слышу из уст учителей фразу: “Первое место в школе должно отводиться образованию, а уж потом воспитанию”, - и начинают учителя ежегодно с 1 сентября и до 30 мая борьбу за качество знаний и проценты обученности учащихся. У родителей другая точка зрения: “Я вам отдал ребенка, будьте добры обучите и воспитайте, а я занят более насущными проблемами: дай, Бог, накормить семью, обуть и одеть... ”. И так каждый делает свое дело - самое важное, на его взгляд, и первостепенное. А дети растут день ото дня, приучаясь то снимать, то надевать маску приличия в школе, дома, на улице. И везде эта маска в разных вариациях. Только в один прекрасный день ребенок забывает, где и каким ему нужно быть. Вот тут-то и начинаются проблемы:
- Смените нам Марию Ивановну, - вопиют старшеклассники с одной стороны, - она незаслуженно ставит двойки, не понимает нас! Она нас не любит!” (При этом та же М. И. работает с ними уже 4-й или 5-й год, никаких жалоб до этого момента не поступало, а незаслуженной стала только сейчас, когда стала понимать: дети “садятся на шею”, нужно что-то делать, выход - усилить контроль...)
- Родители нас не понимают, поэтому не хотят отпускать на дискотеки, не позволяют делать того, что делают все, сравнивают с собой, а мы не такие..., - громогласно раздается со стороны учеников-девятиклассников.
Хватаются за голову учителя, родители не знают, что делать со своими чересчур вольными детьми. И теперь уже в один голос, но по разным причинам все провозглашают:
- Совсем потеряли совесть!
ДОКАЗАТЬ:
А не забыли ли мы все (участники образовательного и воспитательного процессов очень мудрые слова: “У семи нянек дитя без глазу...” Не про наш ли это случай? Может быть, не детей здесь нужно упрекать, а себя, воспитателей? Значит, попробую доказать, что исправить создавшуюся ситуацию возможно, если применить ряд правил.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
1. Помните, как у Крылова: “Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука...”. Нужно достаточно громко и выразительно прочитать эти строки, чтобы они врезались в память каждого не как бессмысленно заученный стишок, а как призыв к действию. И начнем воспитывать наших отроков только совместно, только в один голос, только в одном направлении: семья и школа! И тогда не придется обвинять друг друга в несостоятельности.
2. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
3. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками, единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Действительно, выбор способов и средств взаимодействия учеников, учителей и родителей очень богат, и у большинства педагогов их скопилось очень много, а я с удовольствием поделюсь своими “правилами-секретами”.
Правило №1: Одна голова – хорошо, а две – лучше!
Не бойтесь обращаться за советом, заводить разговоры на волнующие вас темы. Часто со стороны сложная ситуация выглядит очень просто. Представьте, что вы заблудились в незнакомом месте и просите показать вам дорогу. Тот, кто уже не раз бывал здесь, укажет верный путь…
Правило №2: Прочти, запомни и прими к сведению!
СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ
Дорогие коллеги, родители, ваш ребенок – личность уникальная, не похожая ни на кого другого. Уважайте неповторимость своих детей и позвольте им свободно самовыражаться! Ваш ребенок все равно не может стать вашей улучшенной копией. Он может быть только самим собой! Поэтому не навязывайте ребенку свою точку зрения. Лучше откройтесь для общения с ним. Слушайте его, попробуйте понять, что он думает, чувствует.
Знаете ли вы, что каждое слово, сказанное нами, буквально впечатывается в сознание и подсознание наших детей, влияя на их дальнейшую жизнь? Поэтому, если хотим создать не только свою жизнь, но и жизнь наши детей доброй и радостной, то нам надо быть вдвойне внимательными к тому, что мы говорим!
У Ницше есть замечательные слова: “Раскаиваться – значит прибавлять к совершенной глупости новую”. Никогда не жалейте о прошлом! Зачем страдать из-за того, что уже прошло и чего изменить невозможно. Никогда не вините за совершенную ошибку. Все ошибаются, а чувство вины разрушает человека. Сожаление о прошлом – неразумная трата времени! Если есть возможность что-то исправить – действуйте немедленно, если нет – махните рукой и идите вперед! Простите себя и начинайте жить свободно и счастливо
Посмотрите на обидчика как на неразумного ребенка. Ну не дорос он еще до состояния блаженства, не знает, что нельзя людей обижать!
Никогда никому не завидуйте! Так вы попусту растратите драгоценную энергию. Воспринимайте успешных, состоятельных людей, появившихся в вашей жизни, как добрый сигнал Вселенной. Чем больше вокруг вас таких людей, тем будет лучше ваше благосостояние. Ибо подобное притягивает подобное!
Никогда не сомневайтесь: когда вы ведете борьбу с настоящим мгновением, вы ведете борьбу со всей Вселенной.
Общайтесь только с единомышленниками, с теми, кто вас воодушевляет. И не рассказывайте о своих планах людям скептическим, завистливым. Не надо вмешивать чужую энергию, не всегда доброжелательную, в такую тонкую энергию.
Намного полезней дать детям не деньги, а уверенность в себе и в том, что они сами смогут получить все, что нужно.
Старайтесь хвалить детей как можно чаще. Мы и сами порой не подозреваем, насколько глубоко сидят в нашем сознании и подсознании слова взрослого человека, его выражения и даже интонация. Только похвала укрепляет в ребенке уверенность в себе, помогает появляться всему самому лучшему, что только есть в нем!
Нельзя осуждать человека за то, что он не умеет чего-то делать. Он не умеет не потому, что не хочет, а потому, что не понял, зачем ему это нужно.
Правило №3: Умный человек никогда не откладывает свои дела на потом.
А все потому, что разгадал законы мудрого управления делами. Первого сентября спросите себя: что вы хотите больше всего на свете в этом учебном году? Какое занятие доставит вам наибольшую радость? Что вы хотите делать, каким вы хотите быть и что вследствие этого хотите иметь в будущем? А теперь на основании своих ответов сформулируйте свое самое заветное желание, самую заветную для вас цель. Запишите это, повторяя: “Я создаю прекрасное будущее для себя”!
Через год, заглянув в свои записи, вы сами удивитесь, какие сдвиги произошли на пути к осуществлению вашей мечты!
Правило № 4: Ничего не делать без родителей! (Коронная фраза: “Без вашей помощи ничего не получается!”)
Правило №5: Начинаем жизнь с законов! (На первой встрече составляем кодекс чести для детей, родителей и классного руководителя и вывешиваем их на самое видное место в кабинете), например:
Классный руководитель не имеет права:
- Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.
- Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика или расправы над ним.
- Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать).
- Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
- Обсуждать “за глаза” своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет педагогического коллектива.
Или законы родителей, созданные ими прямо на первом родительском собрании:
- Я люблю своего ребенка разумно.
- Воспитываю только в хорошем настроении.
- Прежде, чем попросить ребенка что-либо сделать, я должен объяснить ему, для чего это нужно делать.
- В присутствии ребенка никого и никогда не обсуждаю.
- Никогда не говорю ребенку: “Мне некогда”.
- Не говорю того, чего не хочу увидеть или услышать сам.
- Учу ребенка уважать старость.
- Учу собственным примером не быть равнодушным к судьбе своего классного коллектива.
- Учу ребенка уважительно относиться к тем, с кем вступает в контакт.
- Прихожу в школу по первому зову классного руководителя. Для меня главное – благополучие моего ребенка и того коллектива, в котором он находится.
Правило №6: Давайте восклицать друг другу комплименты! (Каждое собрание, встречу начинаем с фразы: “Я благодарен... или я рад…. ”
Правило №7: Дневник - это не только лицо ученика, но и мобильное средство связи родителей и учителей!
(Хорошо, если фраза “абонент недоступен” - это не про нас!) Чаще пишите благодарности и детям, и родителям. Каждая маленькая победа рождает еще большую победу. Каждый новый уровень рождает еще больший успех. Знаете почему? Потому что подсознание начинает убеждаться в том, что мы действительно обладаем большими возможностями для свершений. Поэтому не стесняйтесь праздновать пусть сначала скромные результаты. Это первый важнейший шаг. Затем у всех появится все более и более уверенности в своих силах! Вера в себя делает из обычных людей выдающихся!
Правило №8: На каждое собрание или встречу приглашайте родителей не через дневник или (еще парадоксальнее) через повестку, а только ярким или призывным приглашением (возможно, рекламным) и обязательно дайте им понять, что быть на этом мероприятии очень важно! В этом случае текст может быть таким:
Вариант 1:
Уважаемые родители______________/
Приглашаю вас на родительское собрание под девизом: “Я могу помочь своему ребенку всегда и во всем, потому что я его очень люблю!” Отложите, пожалуйста, все свои дела и придите на нашу встречу, тем самым дадите всем понять, что уважаете своего ребенка как личность. Очень важно при себе иметь ручку и вашу записную книжку.
С нетерпением жду с вами встречи (где и когда).
Ваш классный руководитель.
П Р И Г Л А Ш Е Н И Е
Вариант 2:
Уважаемые родители!
Приглашаю вас на родительское собрание, которое состоится
22 сентября 2006 года в каб. № 19 в 17часов 30 мин.
Вместе мы порассуждаем над темой “О значении домашнего задания в самообразовании школьника” и обсудим проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса. На собрании вы сможете получить рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьниками и по организации самообразования школьников, познакомиться с законами семьи, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи.
Форма проведения: встреча с учителями-предметниками.
Буду рада встрече с вами и надеюсь на тесное сотрудничество в деле воспитания и обучения вашего ребенка. Томас Эдисон сказал: “Гений - это 1 % таланта и 99 % труда”. - Так давайте гениев воспитывать вместе! С собой иметь тетрадь и ручку.
С уважением к вам классный руководитель: ___________________
Правило №9: С собрания родители должны уйти с ценным багажом знаний, с чувством, что не все так страшно, как казалось, и самое главное, что поправить что-то есть возможность и время! (И лучший способ для этого я вижу в презентациях, памятках и т. д. см. приложение)
Правило №10: Заканчивать собрание нужно обязательно рефлексией и планированием новой (неизбежной) встречи.
Правило №11: Чаще интересуйтесь жизнью детей, станьте им другом!
И тогда они позволят себе принять от вас подобные советы:
1. У каждого человека есть свой любимый архетип – литературный герой, кинозвезда, выдающаяся личность. Почему мы выбираем тот или иной образ? Потому что чувствуем, что нам это близко. Так что, если вам нравится какой-то человек, знайте – у вас есть схожие качества! Это сигнал о том, что вы можете стать таким же. Советую вам найти свой идеал и очень хочу, чтобы он был положительным!
2. Помните, человек постоянно развивается, он не может оставаться на одном уровне развития. Но развитие может быть не только поступательным, но и обратным. Человек не только приобретает, но и теряет, если он перестает стремиться дальше, вперед к духовному и физическому совершенству. Поэтому, достигнув хороших результатов, не позволяйте себе “почивать на лаврах”, помните, нужно всегда стремиться только вперед! Каждый день используйте только для того, чтобы развиваться!
3. Старайтесь, чтобы в вашей внешности не было ни одной зацепки для негативных мыслей окружающих! Ноги и зубы должны быть в идеальном порядке.
4. Чаще говорите добрые ласковые слова, утешайте, просто улыбайтесь – это делает жизнь намного приятнее и снимает стресс!
5. Лучший способ отдохнуть – выбраться на природу. Прикоснитесь к красоте стихий. Вдыхайте аромат земли, валяйтесь в траве, слушайте пение птиц, подставляйте лицо свежему ветру, приветствуйте восходящее солнце. Во всем и всегда находите красоту и радуйтесь. Поверьте, такая жизнь – рай!
6. Окружите себя красивыми (для вас) вещами, посещайте музеи и выставки, чаще слушайте любимую музыку, танцуйте так, как вам нравится! Находите красоту в окружающем мире, и вы сами станете более красивы и гармоничны! Надеюсь, эти рецепты красоты от Одри Хепберн вам придутся по вкусу!
Прекрасны те уста, которые часто произносят добрые слова.
Прекрасны те глаза, которые стараются видеть в людях только хорошее.
Хочешь прямой осанки – тогда держись и помни, что ты пример для окружающих.
Забота о ближнем всегда красит человека.
Наполните себя до краев радостью, благодарностью и излучайте любовь
Правило №12. Для собственного профессионального роста чаще просите родителей давать вам и вашим действиям оценку. Это позволит вовремя откорректировать недостатки.
Попробуйте и вы эти нехитрые секреты, и жизнь с детьми вам покажется веселее. Все это делайте с любовью к детям и только вместе с родителями!