Интегрированный урок (литературное чтение + окружающий мир + ОБЖ), с использованием ИКТ, игровых технологий, регионального компонента

Разделы: ОБЖ, Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с произведениями Цуприк Н. В. , заинтересовать детей произведениями этого автора.
  • Расширить знания детей о нашей области, ее истории, природе, животном мире. Через игровую ситуацию, учить детей различать героев положительных и отрицательных, создавать образы героев (принцип самообучения).
  • Продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие монологической речи, творческих способностей, совершенствование навыков работы на компьютере.
  • Воспитывать к чтению, выражать свою точку зрения.
  • Приобщение школьников к национальной культуре, духовно-нравственное воспитание, психологический аспект здоровья, развитие саморегуляции, воспитание культуры поведения на уроке.

Тип урока: Интегрированный (межпредметные связи курсов литературное чтение, окружающий мир, ОБЖ, психологии, для личностно-ориентированного преподавания литературы)

Форма урока: Деловая игра.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный.

Оборудование: компьютерный класс, компьютеры, компьютерная призентация “Цуприк Н. В. ”, меди-проектор, “Хрестоматия по литературе родного края” 1-4 кл. Горская А. Б. , Челябинск “Взгляд”, 2002 г. , схемы, таблицы, рабочая тетрадь, CD “День здоровья”, детские рисунки.

Уровни развития детей на основе мониторинга и ИСУ.

 

 

П Г.

I F

Р. Т.

I F

Н И

I T

КК

E S

К. К.

E T

М Л.

E T

И Р

I S

И Л.

E F

Л К

E P

И. Х

I T

Т. М

I

И. Ф.

E J

Д. С.

I T

К. К.

E F

Лекция 2 2 1 2 1 1 2 2 2 1 2 1 2 1
Рабочие тетради 2 2 2                      
Запоминание                            
Воспроизведение 1 1 1 2 1 3 1 2 2 2 2      
Пересказ 3 3                   3 2 2
Сочинения                            
Работа в группе (с разделением ролей) 2 2   2   2   2            
Работа в группе (с разделением функций) 2 2 1 1 2 1 2 1 3 2 3 1 2 1
Взаимообучение                            
Проблемные задания 2 2   3 2 2   3   1   3 1 1
Творческие проекты                            
Использование ТСО 3 3 3 2 1 3   1     3 3   2
Робота с наглядными пособиями 2   2     1     3   3   1  
Рассказ по картине                            
Игры 2   2   3     3   3   2   1
Драматизация                            

План урока

Этапы урока Хронометраж Формы обратной связи
  учитель ученик
I Орг. момент 1 мин. Создание положительного эмоционального фона Положительное восприятие
II Подготовка к проведению деловой игры 3 мин. Постановка проблемной задачи, деление на группы Первичное восприятие
III Усвоение новых знаний 17 мин. Беседы, вопросы, дискуссии Ответы, рассказы детей, проигрывание ситуаций
IV Физ. минутка 2 мин. инструктаж Изображение здорового человека
V Закрепление 10 мин. инструктаж Работ в группах.
VI ОБЖ 5 мин. вопросы Ответы детей, выводы
VII Рефлексия 2 мин. вопрос ответ
VIII Домашнее задание 1 мин. объяснение Восприятие

Ход урока

Этапы Методы и формы работы. Деятельность учителя Деятельность ученика. Хронометраж
I Орг. момент, фронтальная работа Организация учеников на восприятие материала, создание положительного эмоционального фона. Положительное восприятие, организация внимания. 1 м.
II Подготовка к проведению деловой игры, фронтальная работа Деление учеников на три группы (“Здоровье”, “Улыбка”, “Дружба”) с помощью игровых методик. Включение в активную работу всех психических процессов. Учащиеся выбирают в своей группе генератора идей. Принимают правила игры, учатся взаимопониманию (коммуникации) 3м.
III Усвоение новых знаний. Фр работа, наглядноиллюстративный метод, словесный

Работа в группах, методы словесный,частично-поисковый

1. Постановка проблемы. Что такое здоровье. Из чего оно состоит. Как его укреплять и оберегать. Беседа: из чего состоит здоровье. Демонстрация слайдов.

2. Показ презентации “Цуприк Нина Васильевна” уральская писательница (дидактический материал. Приложение №1)

3. Работа с текстом, как с обучающей и развивающей речевой средой. Первичное восприятие. Обсуждение прочитанного, анализ и проигрывание ситуации. Анализ приготовленных детьми рисунков (Плохой характер- методы воспитания. )

4. Продолжение работы с текстом. Описание летнего утра на Урале, деревенских ребятишек по личным наблюдениям.

5. Завершение первичного восприятия текста. Работа по сюжетно- композиционному треугольнику. (Вступление-Завязка-Развитие действий –Кульминация - Продолжение действия -

Заключение- Развязка.

(Схема на доске)

Построение модели произведения (тип, жанр, вид)

1. Работа на компьютере CD “День здоровья” работа в группах. Ход просмотра диска: рабочий стол-ярлык “День здоровья” - слайд №1- гиперссылка-…

2. Запись в рабочей тетради имени автора и названия произведения, подготовка модели произведения.

3. Чтение первой части ученики первой группы (13,2) Хрестоматия стр. 183,184.

Работа на компьютере (Заполнение таблицы “Мой выбор”положительные, отрицательные последствия для Степки и ребят),проигрывание ситуации.

Обсуждение по группам принятых решений.

4. Читают учащиеся второй группы (6,4,12). Хрестоматия стр. 185-193

Обсуждение прочитанного: знакомство ребят с диковинной птицей, поведение Степки. (коммуникация в группе). Демонстрация слайда “Айка-аист “ (Приложение №2)Какое место занимает птица в жизни детей (Степки и его друзей)

ОБЖ- психическое и социальное благополучие.

5. Комментирование и высказывание своей точки зрения.

Задание игрового характера по группам.

Показать вербальными и невербальными способами, как менялся характер Степки и как он выздоравливал. Анализ детских рисунков. (О дружбе, развитие коммуникативных навыков)

 

 

 

 

 

17м.

IV Работа в группе . Наглядно- иллюстративный Инструктаж. Каждая группа показывает свою зарядку. Физ. минутки со словом “дружба”. ОБЖ  

2м.

V Работа в группах и фронтальная работа.

Частично- поисковый и словесный.

Характеристика главного героя, выводы

Коварные вопросы.

Кто первым хотел помириться со Степкой?

Почему ребята сразу не помирились.

Работа со слайдом “Характер Степки”, сравнение с образцом. (Приложение № 3)

Ответы на вопросы.

Работа на компьютере: написать по одному слову (качество характера, которое необходимо для психического и социального благополучия (Ход-Пуск- Программы Microsoft- Word)

10м
VI Фронтальная работа.

Словесный, наглядно- иллюстративный.

Работа с CD “День здоровья” “Здоровый образ жизни”, “Шаг навстречу”. Просмотр слайдов. Анализ и выводы. Ответы на проблемные вопросы 5м.
VII Фронтальная. Словесный. - Доволен ли ты тем, как прошел урок.

-Что бы ты изменил в уроке.

-Было ли тебе интересно.

Сумел ли ты получить новые знания.

- Ты был активен на уроке.

-Учитель был внимателен к тебе.

-Ты сумел показать свои знания.

Ответы на вопросы. Рисуем свои эмоции. 2м.
VIII Фронтальная. Словесный. Инструктаж по выполнению. Закрепление положительного эмоционального фона. (Приложение № 4 “Принятие и одобрение”) Ответы на вопросы и задания после текста (с. 194). Рисунок.

Рисуем настроение. Самооценка и взаимооценка.

1м.