Цели:
1. Наблюдение за изменением образа скрипки (внешности, чувств, настроения, поступков).
2. Формировка идей произведения.
3. Раскрыть идею взаимоотношений между героями.
4. Учить выразительному чтению.
5. Развивать умение рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с людьми и выслушать и понять других.
Оборудование:
1. Учебно-методический комплект по системе Эльконина – Давыдова.
2. Сочинения и рисунки учащихся.
3. Запись симфонического оркестра.
4. Карточки с именами героев, с названиями частей скрипки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
- Творчество какого автора изучали на прошлом уроке?
- Назовите произведение? Жанр? Тема? (История скрипки). Героев сказки?
Тема сегодняшнего урока: образ скрипки в сказке Е. Пермяка “Пастух и Скрипка”.
3. Мотивация: для чего? Цели урока.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать, передавать чувства, настроение автора, героев)
- Для чего это вам надо? (Чтобы правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чтобы с нами было приятно общаться другим людям).
Цели урока (на доске):
- Как меняется образ Скрипки. (Характер, чувства, внешность).
- Почему это происходит?
- Отношения к Скрипке героев сказки (Столяра, Осла, Пастуха), автора, читателя.
- Формирование идей сказки (главных мыслей).
- Учиться выразительно читать.
- Определять настроение, чувства героев и автора.
- Учиться умению рассказывать о своих впечатлениях и поделиться мыслями с другими, выслушать и понять собеседника.
4. Образ Скрипки в мастерской Столяра
- Прочитать описание Скрипки.
- Почему получилась такая прекрасная Скрипка? (Большой любитель музыки, вдунул в нее “свою душу”).
- Как понимаете “вдунул свою душу”?
- Как относятся к Скрипке герои? (Столяр, люди, птицы, автор).
- Расскажите о своих впечатлениях, чувствах.
- Какие цвета вы выбрали, чтобы изобразить внешность данной Скрипки, ее чувства, настроение? Почему?
- Попробуйте стать Скрипкой и выразить словами, что она чувствует сейчас.
- Сочинение: “Я Скрипка”.
- Звучит симфонический оркестр. Звуки смычковых инструментов.
Скрипка у Осла
- Почему оказалась у Осла?
- Отношение (Осла, автора) к Скрипке. (Притворился, ужасно, нельзя без слез и обиды, несчастная).
- Как изменилась внешность?
- Выбор цвета. Рисунки. Обоснование выбора цвета.
- Чувства Скрипки. Сочинения “Я скрипка”.
Скрипка на чердаке
- Жива ли еще душа? Докажи. (Переживает каждый звук, вырвались звуки из души, разбудил желание звучать).
- Отношение Пастуха к Скрипке. Скрипки к пастуху. (Чтение отрывков из текста).
- Какой цвет выбрали, чтобы описать чувства Скрипки (цвет надежды).
Выздоровление Скрипки
- Кто помог? (мать, доктор, Пастух).
- Прочитайте, как они к ней относились.
- Поступок Скрипки, отказалась звучать в других руках. Почему? (перестала быть наивной, доверчивой).
5. Формирование идей произведения.
- Почему так меняется образ Скрипки на протяжении сказки (ее внешность, чувства, поступки, звучание).
- Зависит от того, кто рядом, как поступят с тобой, что говорит, какие чувства к тебе испытывают.
- Помощь друзей необходима каждому.
- Понимание других, ценить искусство, красоту души.
- Талантливые люди или грубые, невежи, ленивые могут влиять на формирование личности.
- Мог ли Осел стать музыкантом и ценить искусство? В каком случае?
- Могла ли погибнуть Скрипка? В каком случае?
- Надо ли было бороться за свою жизнь?
- Прочитайте, как сказал об этом автор?
- Что вы хотели бы сказать от имени Скрипки людям? Какими она хочет нас видеть?
“Не будьте грубыми. Трудитесь, чтобы стать мастером своего дела и приносить людям радость. Развивайте свои способности, таланты. Внимательно относитесь друг к другу. Любите друг друга. Будьте добрыми. Уважайте чужой труд….”
Это и есть идеи произведения. Я думаю, мы поняли, что хотел сказать автор, когда сочинял такую сказку.
6. Подведение итогов
- Что нового узнали для себя?
- Чему учились на уроке?
- Что вы хотите сказать людям от имени скрипки?
Выбери модель скрипки того цвета, который соответствует твоему настроению в данный момент (жёлтый, белый, оранжевый, красный, синий, зелёный, сиреневый, коричневый, голубой, малиновый, чёрный)