Урок литературного чтения по теме: "Стихи И.П. Токмаковой"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • обучающие – совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства язы ковой выразительности, делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз.
  • развивающие - развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь.
  • воспитательные - доброту, умение чувствовать красоту слова, взаимоуважение.

Оборудование: учебник “Родная речь” 2 часть, толковый словарь, словарные слова (олицетворение), правила запоминания стихов, портрет поэтессы, выставка книг И.П.Токмаковой.

Ход урока

1. Орг. момент

- Проверьте, хорошо ли вы подготовились к уроку?

- Сегодня вы знаете, у нас необычный урок. Поприветствуйте наших гостей кивком головы. Садитесь.

Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок!

2. Разминка.

Игра “Послушай – опиши” (осознание словесного материала)

Цель: давайте поразмышляем о словах ( учитель показывает слово, а дети, увидев слово, называют вкус, запах, звуки, которые оно может издавать)

  • Кошка
  • Счастье
  • Слеза (слёзы радости)

3. Проверка домашнего задания.

Чтение стихов В.Берестова по выбору, проверка творческих работ.

4. Постановка цели урока.

- Сегодня мы повторим правила запоминания наизусть стихотворений и познакомимся (или вновь встретимся) с творчеством ещё одной детской писательницы и поэтессы И.П.Токмаковой.

5. Изучение нового материала.

Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Отец И.Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации Так появилась на свет первая книга. И.Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы. Герой её стихотворений – очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазёр и выдумщик. Он очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “Плим”.

Перед тем как мы прочтём это стихотворение, предлагаю вам игру “Угадай предмет”

Например:

1. Этим предметом чистят зубы.

2. Этот предмет раскрывают над головой, когда идёт дождь.

3. Этим предметом играют в футбол.

Каждое слово имеет своё значение. А что означает слово “плим”?

6. Речевая разминка

- Прочитайте чистоговорку.

  • Ти – ди – ти - мне домой идти
  • Ти – ти – ди – за руку меня веди.
  • Те – те – де – рыба водится в воде.
  • Те – де – те – хорошо читайте.

7. Чтение стихотворения “Плим” (про себя)

- Как вы думаете, кто мог придумать такое слово, от чьего имени писательница написала это стихотворение?

- Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встречать?

- Как надо читать это стихотворение?

- Прочитайте выразительно.

8. Физминутка.

9. Речевая разминка.

- Прочитайте на одном выдохе: ста – сто – сту – сты, смо – сму – сма – сми, сда – сдо – сду – сды.

- Прочитайте скороговорку четко и быстро: У Сени и Сани в сенях сом с усами.

10. Продолжение изучения нового материала.

“В чудной стране” - читает учитель.

- К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения?

- Верите ли вы ей? Почему?

- Где может находиться такая страна?

- Какие картины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?

- Кого вам напомнил ботинок? А остальные вещи?

- Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычное?

- А вы внимательны?

Необычное сегодняшнее утро (описание)

- Прочитайте сами выразительно.

11. Самостоятельная работа над стихотворением И.Токмаковой “Гном”. Чтение по ролям.

(Гном – карлик охраняющий подземные сокровища)

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Зачем в дом приходит гном?

- Давайте прочитаем это стихотворение по ролям.

12. Закрепление нового материала.

Повторение правил запоминания стихов.

13 .Дом. задание.

2 группа – с.151-152 выучить понравившееся стихотворение И.Токмаковой

1 группа – придумать небольшой рассказ о том, как живётся разным жителям чудной страны, составить иллюстрацию к придуманному рассказу.

14. Итог урока

- Что показалось удивительным вам сегодня на уроке?

- Что восхитило вас?

- Как вы поработали?

Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.