Задачи:
- обучающие – совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства язы ковой выразительности, делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз.
- развивающие - развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь.
- воспитательные - доброту, умение чувствовать красоту слова, взаимоуважение.
Оборудование: учебник “Родная речь” 2 часть, толковый словарь, словарные слова (олицетворение), правила запоминания стихов, портрет поэтессы, выставка книг И.П.Токмаковой.
Ход урока
1. Орг. момент
- Проверьте, хорошо ли вы подготовились к уроку?
- Сегодня вы знаете, у нас необычный урок. Поприветствуйте наших гостей кивком головы. Садитесь.
Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок!
2. Разминка.
Игра “Послушай – опиши” (осознание словесного материала)
Цель: давайте поразмышляем о словах ( учитель показывает слово, а дети, увидев слово, называют вкус, запах, звуки, которые оно может издавать)
- Кошка
- Счастье
- Слеза (слёзы радости)
3. Проверка домашнего задания.
Чтение стихов В.Берестова по выбору, проверка творческих работ.
4. Постановка цели урока.
- Сегодня мы повторим правила запоминания наизусть стихотворений и познакомимся (или вновь встретимся) с творчеством ещё одной детской писательницы и поэтессы И.П.Токмаковой.
5. Изучение нового материала.
Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Отец И.Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации Так появилась на свет первая книга. И.Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы. Герой её стихотворений – очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазёр и выдумщик. Он очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “Плим”.
Перед тем как мы прочтём это стихотворение, предлагаю вам игру “Угадай предмет”
Например:
1. Этим предметом чистят зубы.
2. Этот предмет раскрывают над головой, когда идёт дождь.
3. Этим предметом играют в футбол.
Каждое слово имеет своё значение. А что означает слово “плим”?
6. Речевая разминка
- Прочитайте чистоговорку.
- Ти – ди – ти - мне домой идти
- Ти – ти – ди – за руку меня веди.
- Те – те – де – рыба водится в воде.
- Те – де – те – хорошо читайте.
7. Чтение стихотворения “Плим” (про себя)
- Как вы думаете, кто мог придумать такое слово, от чьего имени писательница написала это стихотворение?
- Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встречать?
- Как надо читать это стихотворение?
- Прочитайте выразительно.
8. Физминутка.
9. Речевая разминка.
- Прочитайте на одном выдохе: ста – сто – сту – сты, смо – сму – сма – сми, сда – сдо – сду – сды.
- Прочитайте скороговорку четко и быстро: У Сени и Сани в сенях сом с усами.
10. Продолжение изучения нового материала.
“В чудной стране” - читает учитель.
- К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения?
- Верите ли вы ей? Почему?
- Где может находиться такая страна?
- Какие картины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?
- Кого вам напомнил ботинок? А остальные вещи?
- Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычное?
- А вы внимательны?
Необычное сегодняшнее утро (описание)
- Прочитайте сами выразительно.
11. Самостоятельная работа над стихотворением И.Токмаковой “Гном”. Чтение по ролям.
(Гном – карлик охраняющий подземные сокровища)
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Зачем в дом приходит гном?
- Давайте прочитаем это стихотворение по ролям.
12. Закрепление нового материала.
Повторение правил запоминания стихов.
13 .Дом. задание.
2 группа – с.151-152 выучить понравившееся стихотворение И.Токмаковой
1 группа – придумать небольшой рассказ о том, как живётся разным жителям чудной страны, составить иллюстрацию к придуманному рассказу.
14. Итог урока
- Что показалось удивительным вам сегодня на уроке?
- Что восхитило вас?
- Как вы поработали?
Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.