Урок-игра "Звездный час" в 5-м классе по теме: "Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч"

Разделы: Математика


Развитие интереса к математике.

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, и учебник, и урок, должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело не простое, и в этом смысле личного мастерства учителя или автора учебника нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации.

Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель.

Элементы игры, включенные в урок, оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности, чувство коллективизма.

Рассмотрим урок-игру “Звездный час”

Обобщающий урок по теме: “Обозначение Натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч”

Задачи:

  • Закрепить определение отрезка, прямой, луча, Натуральных чисел, треугольника в ходе игры “Звездный час”
  • Развивать логическое мышление, речь уч-ся, вычислить навыки, графические навыки.
  • Прививать интерес к математике.

Межпредметная связь: история, литература.

Форма урока: игра “Звездный час”

Ход урока

I. Орг. Момент.

II.

Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание умных и смекалистых, находчивых и умелых!

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами играем в известную вам по телепередачам игру “Звездный час”.

Наступил тот звездный час, когда вы можете показать нам всем, здесь сидящим, ваши знания, способности, эрудицию.

Наша игра немного отличается от телевизионной, мы не будем двигаться по комнате, а будем получать вот такие треугольники.

Можно с класса назначить помощников.

Итак, условия игры.

  • Быть веселым и находчивым
  • Не оставлять не одного вопроса без ответа
  • На каждое задание – 30 секунд
  • Не подглядывать, не подслушивать и не проникать в чужие мысли

 I тур

На табло даны ответы

  • 3
  • 7
  • 10 000
  • 0
  • 1000 000 000

Вопросы.

  1. Какие числа в русском языке употреблялось в значении “много” в пословицах и поговорках? (Ответ: 7)
  2. Какое число обозначает один миллион? (ответ: 1 000 000 000)
  3. Какое самое любимое число в сказках? У Древних Греков оно считалось счастливым, его считали магическим. Ну, а в далекие времена, когда люди трудом учились считать, это число обозначало “все” (Ответ: 3).
  4. Назовите лишнее число? (Ответ: 0) Все остальные натуральные числа.

II тур

На табло даны ответы.

  1. Индия.
  2. Китай.
  3. Греция.

Вопросы:

  1. В какой стране в древности писали на листах пальмы (Индия)
  2. В какой стране в древности называли число 10 000 словом –“Тьма” (Древняя Русь)
  3. В какой стране применили впервые “0” 1500 лет тому назад? (Индия).
  4. В какой стране впервые был изобретен способ записи любого числа с использованием всего только десяти цифр: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (Индия)
  5. Купцы какой гильдии страны называли цену товара, взяв друга за руки и нажимая на определенные суставы пальцев? Не оттуда ли, пошли слова “ударить по рукам” означавшие заключение торговой сделки? (Китай)

 III тур

На табло даны ответы:

  1. Отрезок.
  2. Луч.
  3. Прямая.
  4. Плоскость.
  5. Треугольник

Определи по стихотворению о какой фигуре идет речь:

  1. Есть начало у меня, не видать лишь конца (Луч)
  2. На меня ты посмотри, у меня ты назови. Что за линия, я – без начала и конца? (Прямая)
  3. Ты на меня, ты на меня, ты на него – на всех на нас смотри. У нас всего – по три (Треугольник).

IV тур

На табло даны фигуры с номером

  1. Треугольник
  2. Четырехугольник
  3. Квадрат
  4. Трапеция

 

Вопросы:

  1. Убери лишнюю фигуру (Треугольник)
  2. Как можно назвать оставшиеся фигуры, одним словом? (Четырехугольники)
  3. Какие из четырехугольников имеют 4 прямых угла? (2и4)
  4. Какие из четырехугольников имеют два прямых угла? (3)

V тур

Кто знает больше пословиц и поговорок с числами.

VI тур

Игра: “Сосчитай треугольники”

(Ответ 10)

Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю, и внутри!

Итоги игры.

16 вопросов +5+5=26 правильных ответов - 5

  • от 16-26 - 5
  • от 12–15 – 4
  • от 8–11 - 3
  • ниже 8 - 2

Если время останется, то провести эстафету.

Учащиеся решают примеры, записывают не ответ, а букву, соответствующую этому числу, которую находят на циферблате часов.

  • 54:9=
  • 63:7=
  • 80:8=
  • 36:3=
  • 81:27=
  • 32:4=
  • 42:6=
  • 42:7=
  • 81:9=
  • 60:6=
  • 24:2=
  • 54:18=
  • 64:8=
  • 63:8=
  • 63:9=

Ответ:

6 9 10 12 3 8 7

м о л о д ц ы

III. Подведение итога урока: Выставление оценок.

IV. Д/з № 104 (б, г)

Дополнительно: составить кроссворд или придумать сказку, или сочинить стих о математической фигуре.