Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры у школьников на уроках трудового обучения

Разделы: Технология, Внеклассная работа


ВВЕДЕНИЕ.

Культура – зиждится на добытых человечеством знаниях, накопленном жизненном опыте, выработанных в естественно-историческом развитии умениях и навыках, на сформированных у людей способностях не только потреблять накопленное и созданное предшествующими поколениями, но и создавать и творить новое. Понятие культура не сводится лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагает формирование у новых поколений людей способности быть творцом новых поколений людей, новых систем отношений людей друг к другу и новых систем общественных отношений, опирающихся на самое главное предназначение культуры: культивирование, лелеяние, возделывание всего того, что постоянно улучшает, облагораживает жизнь человека, делает ее более свободной, благополучной, счастливой, продуктивной и ответственной, то есть жизнетворческой и жизнестроительной, а не жизнеразрушительной. Искусство порождено потребностью, сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности человека. При этом передается, а стало быть и художественно воплощается жизнедеятельность лишь общественно необходимая, то есть имеющая для общества большое значение. Искусство в своем художественном содержании, хранило данный уровень отношения людей к окружающему миру, оно делало бессмертным необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир.

Где нужно учить пользоваться всем этим богатством, созданным человечеством?

В семье это происходит редко, так как разорваны традиции, а вот в школе можно попытаться это наладить. На уроках художественного труда особое внимание уделяется тому, чтобы в сознание детей входила информация о традициях и обычаях народов мира, в том числе своего народа. Многие из этих обычаев уходят корнями в далекое прошлое, но они являются частью человеческой культуры, их возрождение можно включать в урок в виде специального рассказа, предшествующего выполнению практического задания или завершающего урока.

На основе вышеизложенного обусловлен выбор работы: Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры у школьников на уроках обслуживающего труда.

Цель: Показать, как изучение народных обычаев влияет на формирование эстетической культуры у школьников на уроках трудового обучения.

Объект исследования: Влияние культурных традиций на эстетическое воспитание школьников.

Предмет исследования: Изучение народных обычаев, обрядов, праздников на уроках обслуживающего труда.

Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:

1) определить причины возникновения народного искусства,

2) изучить теоретический материал по теме работы,

3) собрать материал практических работ на уроках обслуживающего труда.

ГЛАВА 1. Знакомство с древними обычаями и обрядами народов – один из путей эстетического воспитания учащихся на уроках обслуживающего труда.

1.1. Причины возникновения народного искусства.

Очень часто в популярной литературе можно встретить рассуждения такого типа, что само существование народного искусства объясняется стремлением народа к украшению жизни. Это якобы и побуждало его украшать избу резьбой, одежду вышевкой, лодку или прялку росписью. Действительно, стремление к красоте чувство прекрасного хорошо заметны в любом произведении народного искусства, и каждое из них можно анализировать с точки зрения декоративно-художественных требований (выразительность цветовых сочетаний, уравновешенность композиции, красота пластики). Однако первопричиной их возникновения является понимание логического смысла вещей и их неразрывной связи с человеком. “Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего ее уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями”, -отмечает В. Белов. Народное искусство никогда не существовало само по себе. Оно всегда было привязано к повседневной жизни. Каждая вещь, помимо своей основной функции, выполняла и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя все темное, враждебное. Для того следовало сообщить ей необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом (заговором, приговором) или каким-либо знаком, рисунком, жестом, а чаще всего их сочетание. Эти традиции восходят к очень далекому прошлому но именно они в течение веков позволяли поддерживать знаковую систему и народного искусства в целом.

Создание и украшение вещей не было делом одного мастера. В каждом ремесле существовали особо искусные мастера, но вся система декоративно-прикладной деятельности определялось более важными требованиями.

Знаковая система народного искусства как выражение его смысла.

Традиционно выполненные вышивки, роспись глиняных игрушек, украшения посуды могут дать нам очень важную информацию о знаниях и представлениях людей, живших в глубокой древности. Например, описывая глиняный кувшинчик из Черняковского клада, Василенко отмечает: “Здесь перекрещенные квадратики, ромбы, волнистые полосы, полукружия, треугольники, геометризованные розетки, знаки, похожие на серпы. Все они превращены в роскошный узорный пояс на кувшине и кажутся изящным ожерельем. По мнению Б.А.Рыбакова, эти знаки обозначали двенадцать месяцев, были символами воды, огня, грома, растений и отражали языческие праздники и моления об урожае”. Нельзя не отметить того факта, что в многочисленных раскопках археологов по всему миру, кажется, не обнаружено ни одного бытового предмета, вообще лишенного орнаментики. Даже рукоятки грубых каменных скребков и примитивно обработанные горшки более или менее декоративны. Очень показательными является факт использования таких украшений, как всевозможные ожерелья, подвески, браслеты, серьги. Такие вещи вообще лишены сколько-нибудь заметно-полезной функции. Вместе с тем на их изготовление затрачивались значительные силы и средства. Причем украшения сопровождали человека с древнейших времен и были обязательной принадлежностью не, сколько праздничной, сколько именно повседневной жизни. Их находят и при раскопках и самых древних человеческих стоянок, и более поздних поселений. И это вновь убеждает, что едва ли по всему земному шару и во все исторические периоды могли так угодно тратить время и средства на пустое и бесполезное дело; украшения в их жизни носили охранительный характер и были магическими. Именно этим обусловлен знаковый строй любого национального орнамента и всех составляющих элементов.

Глава 2. Народные праздники на уроках и внеурочных занятиях по трудовому обучению.

2.1. Новый год.

Во все времена и у всех народов наступление нового года считалось праздником, но не всегда этот праздник приходился на 1 января. Впервые календарь, в котором год начинался 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь. Однако и в наши дни многие народы встречают Новый год в другое время в соответствии со своими календарями.

В России до 1700 года Новый год праздновали 1 сентября, когда завершались основные работы по уборке урожая. В новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая. Обычай дарить подарки под Новый год пришел к нам из Древнего Рима. Первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в будущем году.

В Италии Новый год начинается 6 января, все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую фею Бефану. Она прилетает ночью на метле, открывает двери маленьким ключиком, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские носки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учится и шалит, оставляет щепотку золы или уголек. Обидно, но ведь сам заслужил. Баббо Натали – Итальянский Дед Мороз.

В Италии считается, что Новый год начинается с того, что надо освободится от всего старого. Поэтому в новогоднюю ночь принято выбрасывать старые веши из окон. Необходимо быть осторожными, чтобы на голову не упал утюг или стул.

Французский Дед Мороз - Пер Но эль – приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достался боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул “бобового короля”, и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.

В Англии Деда Мороза зовут Санта Клаус. В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты английских сказок. Лорд Беспорядок ведет за собой веселое шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Мартовский заяц, Шалтай-болтай, Панч и другие. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. В Англии же возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая Новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.

Сто восемь ударов колокола возвещают приход Нового года в Японии. Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Считается, что это принесет здоровье и удачу в Новом году. В новогоднюю ночь японские дети прячут под подушку изображение парусника, на котором плывут семь сказочных волшебников - семь покровителей счастья.

Под Новый год северные японские города украшают ледяные дворцы, замки, огромные снежные скульптуры сказочных героев. Двери домов в Японии принято украшать под Новый год ветками сосны (долголетие), бамбука (верность), и сливы (жизнелюбие). В каждой семье готовят новогоднее украшение – колобки или лепешки из рисовой муки. В домах ставят ветки, украшенные шариками люти, новогоднее деревце лютибана. Японского Деда Мороза зовут Сегалу Сан - Господин Новый год. Любимое новогоднее и развлечение девочек – игра в воланы, а мальчиков в дни празднеств запускают традиционного змея. В школе дети изготавливают игрушки, для украшения новогодней елки.

Масленица - древнейший праздник на Руси.

Один из древнейших праздников на Руси – Масленица. Всю неделю веселились и стар и млад, провожая зиму, торопя приход весны. У каждого из семи дней масленичной недели свой смысл и обычай.

ПонедельникВстреча: ходят, друг к другу в гости. В этот день можно зайти поздравить соседа, подарить масленицу. Масленица- кукла из мочала. Ее вешали на окно или ставили на подоконник. Мочало – волокнистый материал, легко подающийся различной обработке. Его можно вить, плести, резать, сшивать, окрашивать, создавая плоские и объемные фигуры.

Вторник Заигрыш: по улицам гуляют ряженые, останавливаются возле домов, заигрывают с молодыми хозяйками, приглашают на улицу.

Среда – Лакомка.:- угощали друг друга блинами со сметаной, медом.

Четверг – Разгуляй: люди славили весну, сжигали ненужные вещи, водили хороводы с бубнами, трещотками, рожками да свистульками. Ходили от дома к дому, отгоняли несчастье, горе, зло.

ПятницаТещины вечерки: зятья приглашали тещ, угощали их, веселили.

Суббота Заловкины посиделки. В этот день приглашали родственников хозяина дома. Невестка дарила подарки сестрам мужа – куклу-масленицу, пряники, мыло.

И завершается неделя Прощальным воскресением: люди просят друг у друга прощения за нечаянные нанесенные обиды и прощают друг друга. Собираются вместе и с песнями, хороводами, под звук бубнов, балалаек и трещоток сжигают чучела куклу из мочала – Масленицу. Катание на лошадях было главным делом на Масленице. Выезд был своеобразным смотром коней и упряжи. Повозка и упряжь на Руси, помимо хозяйственной функции, исполняли и эстетическую. Расписная дуга с колокольчиками, сани медные, и даже серебряные бляшки на шлее, хомуте, седелке, плетенные из жгутов кисти украшали выезд, которого ждали целый год после минувшей Масленицы. Масленицу повсюду ожидали с нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и внеобрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепащенности, всеобщей радости и веселья. Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили следующие слова: “Звал-подзывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться. Как навстречу Масленице выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет в тесовый терем, за дубовый стол, к зелено вину. Как и она ль честная Масленица, душой потешилась, умом повеселилась, речью насладилась”.

После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: “Приехала Масленица! Приехала Масленица! Сопровождает Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядятся цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит мочало.

В школе дети изготавливают куклу из мочало.

Праздники Весны.

Примерно в одно время с проводами зимы устраивались праздники, посвященные Весне. Весну не встречали, а кликали, окрикивали, заклинали. Ее приход нередко ставили в зависимость от прилета птиц. Поэтому пекли обрядовые печенье в виде – жаворонков, а дети шли в поле или забирались на высокие места (холмы, крыши построек), подбрасывали жаворонков вверх и выкрикивали песни веснянки, в которых закликали весну прийти поскорее, прогнать холодную зиму и дать здоровье: “первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье”.

Почти у всех народов существуют встречи весны. Ее издавна не просто ждали, а зазывали (по старому “закликали). В Архангельской области каждая хозяйка пекла его к 22 марта – дню весеннего равноденствия (когда день равен ночи). Печенье имеет вид круга с тремя выложенными по краям кольцами, завитыми по “солнышку”. В середине выкладывался крест “солнышко- высоколнышко”. Это древнейшие символы солнца. Еще выкладывались веселые завитки –”кудерочки”, похожие на солнечные лучи и травку. В школе дети делают лепной пряник в виде птиц – жаворонков.