ОБОРУДОВАНИЕ:
.I Репродукции:
- Храм готического стиля
- Внутренний вид готического собора
- Изображение окон романского и готического стилей
- Амфитеатр Колизей в Риме
- Кремлевский дворец съездов
- Храм романского стиля
II. Мозаика – храм романского стиля (работа детей)
III. Словарь иностранных слов
IV. Изображение декоративного фронтона готического окна – розы
V. Музыкальные записи:
1. Музыка для расслабления
2. Органная музыка
Цели:
- Познакомить с готической архитектурой, основываясь на романский стиль и осевую симметрию в архитектуре.
- Учить детей мысленно анализировать объект, расчленяя его на основные части для детального исследования, учить собирать объект используя осевую симметрию.
- Развивать логическое мышление, пополнять словарный запас.
- Воспитывать аккуратность, внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске графы заранее приготовлены:
Учитель:
- Каким свойством обладает отношение? (транзитивно, рефлексивно)
- Какого свойства здесь нет?
- Кто сможет показать это свойство? (Дети изображают граф симметричности)
Учитель:
- На каком уроке мы знакомились с отношениями? Сегодня мы продолжим работать над осевой симметрией, но уже на уроке математики и конструирования. Сегодня мы будем учиться анализировать, сравнивать, конструировать.
- Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущем уроке? (Мы познакомились с романским стилем, конструировали башню в романском стиле).
- Почему в X–XIII веках строили крепости? (Очень часто воевали, крепости спасали от врагов).
- А сейчас мы проведем с вами разминку.
Разминка:
- 1) Угадай фигуру на ощупь с закрытыми глазами и скажи, какая это фигура – плоская или пространственная. (В сундучке: пирамида, призма, куб, конус, прямоугольник, треугольник).
- Назовите только плоские фигуры (Прямоугольник, треугольник).
-2) Пространственные. В каких фигурах можно провести ось симметрии?
-3) Начертите фигуру относительно оси симметрии:
девочки – девочек
мальчики – мальчиков
- Эти фигурки пригодятся нам в конце урока
II. Работа по теме урока.
Учитель:
- Угадайте возраст зданий не называя цифр (на доске заранее приготовлены 3 репродукции зданий: старое, очень старое, молодое)
- Что в облике зданий подсказало вам возраст зданий? (архитектурные стили)
- Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем архитектуры: Готический стиль
(на доске появляется слово ГОТИКА)
- Попробуйте найти значение слова “готика” в словаре.
* Работа со словарем (самостоятельно)
Рассказ учителя, обобщая ответы детей
Учитель:
- Готика – средневековой стиль, сформировавшийся в XII веке и просуществовавший более трех веков. Мастера путешествовали по городам, странам, знакомились с образцами искусства, изумлялись сказочными переливами света, Проникавшего в храмы через цветные или раскрашенные стекла витражей. Они вглядывались в высокие стрельчатые окна и цветы готических орнаментов. Вглядывались и рисовали все, что видели. Эти рисунки превращались в альбомы образцов.
Демонстрация готического замка.
- Рассмотрите раннеготическое окно, оно более простое.
- Рассмотрите фронтон декоративный над окном.
- А теперь давайте посмотрим на окно готического собора, который называется – Роза.
* Физминутка: для пальчиков, или, головы.
Учитель:
- Сегодня мы с вами попробуем сконструировать готическое окно Реймского собора (слово на доске). Многие секреты конструирования и строительства готических шедевров не разгаданы до сих пор. Может - быть кому-нибудь из вас приоткроются древние тайны неисчерпаемой. В готических замках очень часто устанавливали орган. Сегодня мы послушаем эту музыку (прослушивание органной музыки).
- Работать будем используя осевую симметрию.
- Посмотрите каким цветом сделано окно? (желтым, синим)
- Почему? (синий цвет – небо, желтый – солнце)
- Внимательно посмотрите: из каких фигур состоит окно (круги, полукруги, лепестки)
- Обратите внимание: как расположены эти фигуры? (симметрично)
* Выполнение работы
Дети вырезают фигурки и наклеивают на окно, оформляя его в готическом стиле.
Учитель:
- Скажите, кому бы хотелось жить в таком замке?
Поместите фигурки, которые вы вырезали, около замка.
Итог урока:
- Что вам в уроке больше всего понравилось?
- Что нового вы узнали?
- Какое настроение было на уроке?