Цели:
- научить детей понимать и любить красоту окружающей нас природы,
- показать взаимосвязь мира природы с миром чувств человека.
Ты на Земле рожден. Не тем ли
Твой долг определен давно:
Храни ее леса и земли,
Моря и реки. Сей зерно! (М. Дудин)
Вступительное слово. Природа - это не только леса, поля, реки; природа- это и есть весь огромный окружающий нас мир - земля и небо, воды и горы, звери и птицы, да и мы сами - часть природы.
Первое мероприятие: Викторина.
Вопросы:
1. Вспомните правила, которые нельзя забывать, отправляясь на прогулку или в поход.
2. Что представляет собой Красная книга ? В каком году она заведена?
3. Красная книга составлена из разноцветных страниц - красных, желтых и зеленых. Расскажите о чем сообщается на этих страницах?
4. Ловить насекомых можно, если :
а) собираешь коллекцию;
б) украшаешь комнату;
в) очень хочется.
5. К насекомым-опылителям относятся:
а) бабочки;
б) пчелы;
в) мухи.
6. Кто такой анималист?
7. Кто такой орнитолог?
8. Назовите писателей, которые пишут о природе, об отношении человека к ней.
9. Назовите автора и название этих произведений:
а)
"Не хотят, не вспоминай не надо,
Все равно я вишню посажу. "
б)
"Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем. "
в) "Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. "
Ответы:
1. Не ходи в лес с рогаткой!
Не разоряй муравейников!
Не ломай веток!
Не пытайся попробовать дикого меда!
Не разводи костер где угодно!
2. В 1966 году ученые разных стран завели общую, международную Красную книгу. В нее заносятся животные и растения, которым грозит гибель. Книга постоянно обновляется.
3. На красных страницах книги(этот цвет означает сигнал тревоги) напечатаны сведения об исчезающих животных и растениях.
Желтые страницы - обозначают зверей и растения, численность которых сокращается.
Зеленые страницы - сообщают сведения о животных и растениях, численность которых восстанавливается.
4. Собираешь коллекцию.
5. Пчелы.
6. Художник, изображающий животных, птиц.
7. Человек, занимающийся изучением жизни птиц.
8. М. Пришвин, К. Паустовский, А. Платонов и др.
9. М. Исаковский "Вишня", М. Лермонтов " Три пальмы", А. Платонов "Неизвестный цветок".
Второе мероприятие. Литературно-музыкальная композиция.
Ведущий: Ученые разных специальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, некоторые реки загрязняются, а это ведет к гибели в них всего живого. На Земле уже исчезли многие виды животных и растений. Поэтому ученые составили Красные книги. В них перечислены те виды растений и животных, которые оказались на грани исчезновения. Ученые активно участвовали в подготовке законов об охране природы.
Ведущий: Помните, что охрана природы начинается от порога вашего дома, с птичьей кормушки, вывешанной за окном, с сохраненного, а не растоптанного цветка. Позор ложится на тот дом, двор, школу, где ломают деревья, топчут траву, стреляют из рогаток в птиц, кошек и собак. Помните, что можно узнать много интересного не разоряя гнезд, научившись незаметно наблюдать за жизнью птиц. Наша задача- превратить школьный двор в цветущий сад, всемерно участвовать в озеленении родного края, везде и всюду беречь родную природу.
I Звучит песня "Наш край"(сл. А. Пришельца,муз. Кобалевского)
Чтец.
Руки простор
Широко распростер,
Сорок сестер:
Море и горы,
Рощи, дубравы,
Реки, речушки,
Раздольные травы. . .
Чудо повсюду,
Как птичье пение.
Наша земля -
На загляденье. (В. Бахревский)
Чтец.
Солнце - в оконце,
Я - на порог
Сколько тропинок,
Сколько дорог!
Сколько деревьев
Сколько кустов,
Пташек, букашек,
Трав и цветов!
Сколько цветущих,
Пышных полей,
Бабочек пестрых,
Мух и шмелей! (В. Осеева)
Чтец.
Все-все,
Все на свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых! (Б. Заходер)
Чтец.
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья. . .
И я зову на помощь маму:
- Там жук живой!
Раскроем раму! (А. Барто)
Чтец.
Почему сегодня песни
Разбудили всех ребят?
Люди вышли на воскресник,
На дворе сажают сад.
Танин брат копает ямы,
Молодежь вывозит сор.
А Танюшка вместе с мамой
Деревца несет во двор. (З. Александрова)
Чтец.
Белая береза, милая сестра
Ты расти, не бойся злого топора
Белая береза, русская земля,-
И печаль, и радость, и любовь моя. (П. Кудрявцев)
Звучит песня "Мы посадим деревце"(сл. Е. Авдиенко,муз. Е. Тиличеевой).
Чтец.
Течет река
Издалека. . .
Течет река. . .
Как хорошо, когда река
И широка
И глубока! (Б. Заходер)
Звучит песня "Просьба"(сл. М. Петренко,муз. А. Шаинского)
Чтец.
Если по лесу идти
Тихо, тихо, тихо,
Может встретиться в пути
Серая зайчиха
Или встретишь зайца. . .
Только ты не засвисти,
А то он
Испугается.Если по лесу идти
Тихо, тихо, тихо
Может встретиться в пути
Даже и лосиха.
Вдруг появится вблизи,
Только ты ей не грози,
Лучше мимо проскользни.Даже птички-невелички
Ты случайно не вспугни.
Я с одной знакома лично,
Симпатичные они. (А. Барто)
Звучит песня " У дороги чибис" (сл. А. Прищельца,муз. М. Иорданского)
Чтец.
Он санитар окрестных мест.
Ему бы на бок
Красный крест,
Чтоб из рогатки и ружья
Никто
Не целил в воробья! (В. Сибирев)
Чтец.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
Воробей снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед. (З. Александрова)
Чтец.
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Все.
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом! (В. Берестов)
Чтец.
Дерево, трава
Цветок и птица
Не всегда
Умеют защититься.
Если будут
Уничтожены они,
На планете
Мы останемся одни. Д. Родович (в переводе Л. Яхнина)
Чтец.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите. . .
Звучит песня "Не дразните собак"(сл. А. Плясицкого, муз. Н. Птичкина)