Урок по математике (программа "Школа-2100"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Выявить и устранить индивидуальные затруднения в знании таблицы умножения и деления, правил порядка действий в выражениях и решении текстовых задач;
  • Закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами;
  • Закреплять навыки в составлении программ и схем действий.
  • Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения, аргументации; развивать умения наблюдать, догадываться, придумывать.
  • Дать исторические и теоретические знания о некоторых первоцветах; развивать устную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: листы самоконтроля, иллюстрации с весенними цветами, карточки с блок-схемами, Современный толковый словарь ,учебник по математике 2 класс Петерсон.

Ход урока

Посадка - ответ на карточку с вариантами примеров табличного умножения и деления.

1. Постановка учебной задачи.

Послушайте, пожалуйста, меня и попробуйте определить цель нашего урока и сформулировать тему.

Повторение – мать учения.
Наберись, дружок, терпения.
Если же не повторять,
Знания, как тараканы,
Разбегутся, не догнать.

Итак, (мнения детей).

Вспомним кое-что из того, что уже знаем и сформулируем тему нашего урока как решение задач. Но урок у нас не простой, а интегрированный с уроком изобразительного искусства. Какое слово встретилось непонятное? Какие есть предположения, что оно означает?

Объяснения из Современного толкового словаря русского языка с.246.

Поэтому мы не только повторим материал по математике, а узнаем много интересного, что пригодится вам на уроке рисования. Кроме этого на партах у каждого из вас лежит листок самоконтроля, вы помните, как с ним работать. (если ребёнок уверен в знаниях по данному вопросу - ставит +; сомневается - ставит + -; не уверен - ставит минус. Учитель, собрав листы, видит – над каким вопросом надо поработать ещё раз и кому какую индивидуальную помощь надо оказать.

Лист самоконтроля

Решение уравнений          
Правило порядка действий в выражениях          
Задачи          
Таблица умножения и деления          
Сложение и вычитание двузначных чисел          

- Не забывайте определить для себя, как вы усвоили материал, выявить свои собственные затруднения, чтобы затем их устранить.

2. Включение в систему знаний и повторение.

А) Вычислите по алгоритму, заданному блок- схемой и узнаете тему урока по изобразительному искусству. Помогут знания таблицы умножения и деления.

Персонально у каждого ученика и на доске

Расположите полученные числа в порядке убывания:

54 51 48 45 42 39 36 30 24 18

Найдите закономерность (числа уменьшаются вначале на 3, затем на 6)

На какие группы можно разбить данные числа? (чётные и нечётные - назвать, почему; кратные 9 и 6; круглы и некруглые - назвать)

Какое слово получилось? Объясните его значение.

ПЕРВОЦВЕТЫ

- Что весной называют первоцветами? Почему? (расцветают первыми)

Современный толковый словарь русского языка с.502

Б) А вот какие цветы нас радуют сразу же после стужи, узнаем, выполнив следующее задание. Но вначале вспомним - что такое операция? Надо выполнить какое-то действие. Объект? То, над чем выполняли действие. Результат? То, что получилось в итоге. Какие бывают операции? Прямые и обратные, не все операции обратимы.

Учебник, с.52, № 8-9. Решение уравнений.

15- роза 4-лилия 12-мать-и- мачеха 8-первоцвет
16- медуница 5- хохлатка 9- ромашка

(у доски 4 ученика, проверка при помощи сигнальных карт. Решив, находят название цветка по полученному ответу)

Доклад о первоцвете: цветёт одним из первых - поэтому первоцвет. Второе своё название - баранчики, получило из-за морщинистых, с волнистыми краями листьев. Соцветие похоже на связку ключей - отсюда народное название “ключики”. Существует легенда: это ключи, которые открывают дорогу весне, хорошей погоде, появлению трав и цветов.

В) Порядок действий со скобками и без скобок.

  • После того, как отцветут самые смелые, самые первые цветы придёт пора одного из самых любимых цветов. Если выполним задание №4 на с.52, этот цветок появится у нас в классе.
  • Прочитать задание.
  • Вспомним порядок действий со скобками и без.
  • Объяснение с места:

Разность произведения чисел 2 и 8 и числа 6=10

Произведение числа 2 и разности чисел 8 и 6=4

Частное суммы чисел 6 и 9 и числа 3=5

Сумма числа 6 и частного чисел 9 и 3=9

Сумма произведений чисел 9 и 8 и чисел 6 и 3=90

Разность произведения чисел 9 и 8 и частного чисел 6 и 3=70

Закройте глазки! Откройте! Это ландыш!

Доклад о ландыше: Ландыш - символ весны, а во Франции первые дни мая так и называют: днями ландыша. И в первое майское воскресенье проводят праздник - День ландыша. Известный учёный – ботаник Карл Линней дал ландышу такое название - “лилия долин, цветущая в мае”. О ландыше народ создал множество легенд. Послушайте одну из них: юноша по имени Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слёзы его превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды в алый цвет.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Физкультминутка “Цапля” (под руководством ученика).

Цапля весело гуляла.
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала, обобрала,
Шейкой длинной повертела, повертела.
Всю округу осмотрела, осмотрела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась, вся встряхнулась

И, укрывши в камыши,
Затаилась, улыбнулась!

Дети садятся за рабочие столы.

Г) Решение текстовых задач

Послушайте, пожалуйста, красивую легенду ещё об одном весеннем цветке.

Однажды Южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую девушку и полюбил её. Каждый день он любовался золотыми волосами девушки и мечтал о встрече. Но был он робок и леноват и всё откладывал путешествие на север. А однажды утром он увидел, что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что это брат его, Северный ветер, украл у него невесту и посеребрил её волосы. Горестно вздыхал Южный ветер, и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, не о девушке мечтал, а всё лето любовался... (золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами).

Одуванчик принёс своё задание – блиц-турнир с.51, №2

(за две минуты, проверка у доски)

Рефлексия деятельности.

-Возьмите листы самоконтроля и определите для себя, как вы усвоили материал, выявите свои собственные затруднения, чтобы затем их устранить.

- Много прекрасных цветов мы увидели в весеннем лесу. И наверняка вы унесёте домой букетик первых цветов. Но помните, что вы отнимаете у леса его весеннюю улыбку. А стоит ли?

2 Урок продолжает учитель по рисованию. Тема - “Первоцветы”.