Классный час "Откуда ты, имя?"

Разделы: Внеклассная работа


Интегрированное внеклассное занятие русского языка, истории, информатики в школьном музее трудовой и боевой славы

Цели:

  1. Узнать, откуда пришла традиция называть человека по имени, отчеству и фамилии.
  2. Познакомиться с этимологией некоторых имен и фамилий.
  3. Заинтересовать происхождением своей фамилии и семьи.
  4. Воспитывать активную гражданскую позицию.

Оборудование:

  • портреты выдающихся деятелей государства, культуры;
  • карточки с историей имен;
  • сочинения учащихся “Моя семья”;
  • родословные схемы; цветные буквы;
  • конверты с заданиями для учащихся:
  • персональный компьютер с мультимедийным видеопроектором и демонстрационным экраном.

Учитель литературы: Имя дается человеку один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в его официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать свое имя самым близким словом родного языка и своеобразным отражением нашей личности.

На доску приклеивается буква “Я”.

Однако многие не знают смысла своих имен и фамилий и даже не задумываются над этим. Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом. В прошлом к имени относились как к оберегу, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребенку лучшую долю.

На доску приклеивается под букву “Я” слово “ИМЯ”.

Учитель истории: Сначала было имя. В первобытном обществе не было имен и фамилий. С раннего детства людей называли, во-первых, по внешности.

На доску приклеиваются имена – Мал, Бел, Черныш.

Во-вторых, по черте характера.

На доске появляются имена – Добр, Храбр, Несмеяна.

В-третьих, по месту в семье.

На доске появляются имена – Ждан, Третьяк, Другая.

Детям раздаются карточки с именами:

Малинка Дорога Ненаш
Будилко Зима Некраса
Май Суббота Найден

Перед вами имена простых русских людей, живших в XIV, XV, XVI веках.

Подумайте, почему родители их так назвали? (Беседа с детьми.)

Оказывается, наши предки были очень суеверны. Они боялись “сглаза”. Им казалось, что назвать ребенка красивым, горделивым именем – значит привлечь к нему внимание злых духов. Назовут дитя Красавчиком или Ладой – бес тут как тут. А кто позарится на Некраса или Дурака? Словом, многие обидные имена на самом деле были талисманами – защищали ребенка от враждебных и таинственных сил.

…Шло время. Язычество становилось все менее популярным, люди надсмехались не только над деревянными богами, но и над именами друг друга. Благодаря тесным контактам с Константинополем, христианство все больше входило в души русских людей, которых привлекали порядки, величие и гражданственность христианской веры.

Христианство с его единобожием, иерархией святых, обещанием рая страдальцам, проповедью непротивления злу насилием, освящением царской власти более соответствовало уровню развития русского общества. И в 988 году Великий князь Владимир Святославович крестился сам и окрестил 12 своих детей. Затем началось крещение знатных и простых жителей Киева. Христианские священники опускали крест в воду, жители Руси купались в ней, а потом, выходя из воды, целовали крест и получали новые имена. Так появились на Руси Андреи, Александры, Анны, Анастасии.

На доску приклеиваются имена.

Учитель литературы: Ребята, а кто знает значение своего имени? (Кто-то из детей объясняет значение своего имени).

Считается, что люди, носящие одно и то же имя, имеют общие черты характера.

Работа с карточками. Дети находят свое имя и читают его значение.

После революции 1917 года началась совсем другая жизнь, и люди стали придумывать детям совершенно новые имена, но они не прижились, Почему?

На доске появляются имена – Маузерина, Желдора, Тракторина, Электрон, Революция, Пятилетка.

Дети объясняют, почему эти имена не прижились.

Оказывается, прежде чем дать ребенку имя, надо вдуматься в его смысл и посмотреть, как оно будет сочетаться с отчеством, или какое потом будет отчество. Например, Пятилеткович, Электроновна.

На доску рядом со словом “ИМЯ” приклеивается слово “ОТЧЕСТВО”.

От какого слова оно образовано? (Отец, Отечество, Отчизна).

Эти слова приклеиваются на доску.

Вопрос детям: Когда человека называют по имени и отчеству? (Когда обращаются к старшим по возрасту, званию, по положению – это дань уважения).

Зачитывается сцена из романа “Петр I” А. Толстого.

Царь разговаривает с купцом Жигулиным.

– А сам поедешь за товаром? – обращается Петр к купцу,– Андрей Андреевич, пиши указ.… Первому негоцианту-навигатору…

Как тебя? Жигулин Иван, а по батюшке?

Жигулин раскрыл рот, поднялся, глаза вылезли, борода задралась.

– Так с отчеством нас писать будешь? Да за это – что хошь!

И как перед иконой повалился к царским ногам.

Почему так обрадовался купец? (Потому что этим его причислили к уважаемым людям.)

На доске появляются суффиксы -ВИЧ и -ВНА под словом ОТЧЕСТВО.

Этот суффикс делил русский народ на слуг и господ: крестьянин Иван Семенов, дворянин Иван Семенович.

И только XIX век мало-помалу лишил этот суффикс былой славы. Греческая традиция к имени собственному прибавлять имя отца перешло и к третьему наименованию – фамилии. Фамилии существовали и раньше, только назывались прозвищами, прозваниями.

На доске появляется слово ФАМИЛИЯ, под ним – окончания: -ОВ, -ИН, -ЕНОК, -СК, -ИК и т.д.

Дети называют самые распространенные фамилии – Яшкин, Иванов, Гаврилов, Юрьев, Савельев.

Главу семейства звали Яшей, и дети были Яшкиными; отец был кузнецом, и дети были Кузнецовыми.

А бывало, фамилия появлялась как кличка, данная односельчанами. Например, Щербаков – Щербак – прозвище для тех, кто придирался к недостаткам товара и не доплачивал нужную сумму; Коверчик – в старину тех, кто потешал людей шуткой-прибауткой, называли Коверей – коверит народ и т. д.

По фамилии можно установить и жизненный путь семьи. Суффикс -СК издавна несет в себе значение “обитающий там-то”. Например, Тверской, Волконский, Московский и т.д.

Итак, состоялось знакомство с историей имен, отчеств, фамилий. Домашнее задание тоже выполнено: бейджеки раскрашены очень ярко и нарядно. Это значит, что к своему имени вы относитесь хорошо, оно вас радует. Ученые считают, что звуки речи в нашем восприятии окрашены в различные цвета.

На доске появляются буквы в цвете:

А (Я) – ярко-красный;

О (Е) – светло-желтый, белый;

Э (Е) – зеленый, желто-зеленый;

И – синий;

У – темно-синий;

Ю – голубоватый;

Ы – темно-коричневый, черный.

Задание детям: написать имя свое и раскрасить гласные. (Прокомментировать полученный результат.) Имена у всех получились яркими и нарядными, а значит, у всех они красивые.

Задание детям. В конвертах находятся слова, из которых нужно составить фразу:

“Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его”.

Что значит беречь имя? (Значит, жить достойно, чтобы семья гордилась вами и вашими успехами. Нужно приумножать добрую славу своей семьи, фамилии, а это слава Родины, Отечества, Отчизны).

На доске появляются слова Родина, Отчизна, Отечество.

Знакомясь с вашими сочинениями “Моя семья” (зачитываются некоторые сочинения), можно сделать вывод, что вы гордитесь своими родственниками, дедушками и бабушками. Каждая родословная говорит, что в вашей семье помнят и дорожат историей своей фамилии, а теперь и вы достойные приемники семейных традиций.

Учитель истории: Сегодня мы говорили о красоте имен и фамилий, но не только имя украшает человека, но и человек своими делами и поступками украшает фамилию. (Обращаем внимание на портреты выдающихся людей России и на то, что они сделали: А. С. Пушкин, М. В. Ломоносов, Петр I, А. В. Суворов, и т.д.)

Мы живем в молодом районе нашего города, и улицы названы именами героев Великой Отечественной войны, локальных войн.

(Дети называют улицы и рассказывают о подвигах омичей).

Один из стендов музея рассказывает о подвиге выпускника нашей школы Валерия Ющева, в память о котором установлена мемориальная доска на стене школы.

Учитель информатики: Валерий Ющев – один из многих россиян-десантников, погибших при исполнении интернационального долга в демократической республике Афганистан. Взгляните на этот скорбный список. (На экране мультимедийного проектора появляется web-страница http://www.zavdv.ru/m1979/index.htm из Интернета.)

Какие только фамилии не встречаются здесь: Бочкарев, Букин, Головня, Горбатенков, Дергач, Ехнич, Запивалов, Леонов, Маслов, Медведев, Маляров, Мохов, Носиков, Овечкин, Сытырыхин, Черевов… Фамилии всякие – и смешные, и серьезные, рабочие и профессиональные. Но объединяет их одно: эти люди не опозорили и прославили свою фамилию, свою семью.

Творческая группа учащихся нашей школы создала сайт, посвященный Валерию Ющеву. (Просмотр сайта “Памяти солдата посвящается” http://mou010.omsk.edu.ru/ushev/index.htm).

Литература.

  1. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975
  2. Синицин В.А. Путь к слову. М., 1996
  3. Флоренский П. и др. Тайна имени. Харьков, 1994
  4. Квита Г. Словарь имен и фамилий. М., 1997
  5. Толстой А. Петр I.