Урок по курсу "Мы и окружающий мир". 2-й класс (1–4), программа развивающего обучения Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формировать первоначальное представление о звездном небе;
  • учить ориентироваться по полярной звезде и умению находить данную звезду ;
  • расширять кругозор детей;

Ход урока

1. Повторение пройденного материала.

- Работа на карточках

  • Напиши название самой большой планеты ______________.
  • Назови “соседей” планеты Земля _______________________________.
  • Закончи предложения:
    • Солнце – это большая ___________________.
    • Солнце восходит на ____________________.
    • В полдень солнце находиться на __________.
  • Выбери правильный ответ. Самая короткая тень от солнца бывает
    • а) утром б) в полдень в) вечером
  • От чего зависит смена дня и ночи?__________________________________________________________________________

- Фронтальная работа

На прошлом уроке мы с вами изучали тему “Космос”, ну а сейчас давайте попробуем узнать планеты солнечной системы:

а) Летим к планете. Замечаем 2 спутника, которые формой похожи на картофелины. Видны полярные шапки, извилистые русла рек… Но, увы! Жителей на планете нет. Её поверхность – каменистая безжизненная пустыня.

- Что это за планета?

(Марс, спутники Фобос и Деймос. Это красная планета, такой её видят из-за красноватой пыли, которая находится в атмосфере Марса).

б) “Утренняя звезда” - так называют люди эту планету. Она постоянно окутана облаками из ядовитых газов.

(Венера. Даже в мощные телескопы не возможно разглядеть её поверхность. Планета полна загадок и тайн. Учёным ещё предстоит их разгадать).

в) Ещё одна необычная планета. Её ось сильно наклонена, поэтому планета вращается “лёжа на боку”.

(Уран. Планета гигант)

г) Космический калейдоскоп. Вставьте пропущенные слова. (у каждого на парте)

Я планета Солнечной системы. Мои “соседи” - - - - и - - - - - -. Вместе со мной бегут по дорожке-орбите 8 моих неразлучных спутников.

Мой “сосед” - - - - вращается вокруг Солнца “лёжа на боку”. Вместе с другим “соседом” всегда бежит по орбите лишь один его спутник, но он по размерам почти такой же, как и сама планета.

Я планета ________________.

Мои “соседи” ______________ и ______________.

(Нептун. Соседи Уран и Плутон. Сначала эту планету вычислили с помощью математических расчетов, а потом увидели в телескоп)

д) Найдите лишнее слово:

Плутон, Солнце, Марс, Земля, Юпитер.

- Беседа

Что вы знаете о солнце?

Как раньше люди ориентировались по солнцу?

(полдень – солнце на юге, восходит – на востоке, садиться – на западе)

2. Работа по теме.

  • Вступительная беседа:

Давным – давно, когда люди жили в пещерах, носили одежду из шкур и грелись у костра, они не знали ни часов, ни календаря, ни компаса. Но ведь им приходилось надолго уходить на охоту. Как же они определяли время и направление (по солнцу, солнечные часы).

-А если им приходилось ночью добираться до своего жилища? (ориентировались по звездам).

Звёздное небо раскрывается перед нами по ночам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь по вселенной.

- Хотели бы вы отправиться в путешествие по звёздному небу?

Вселенная… какое красивое, величественное слово! Во вселенной бесчисленное множество звёзд. Мы можем представить себя членами какого-нибудь фантастического звездолёта, который переговаривается с жителями таинственных миров.

- Как вы думаете, почему звёзды видны только ночью? (дети высказывают предположения)

Оказывается звёзды и днём находятся на своих местах. Но их не видно из-за солнечного света.

  • Работа с учебником.

- А вот ещё хитрый вопрос – движутся ли звёзды? (высказывания)

Точный ответ на этот вопрос вы можете найти в учебнике. Чтение статьи стр. 50.

Итак, движутся не звезды, а вращаемся мы вместе с землёй.

  • Беседа

- А что ещё интересного вы знаете о звёздах?

(ответы можно заранее раздать детям как сообщения или попросить детей приготовить сообщения)

Звёзды постоянно рождаются и умирают. Наблюдая за звездами на разных участках Вселенной, астрономы сумели написать историю их жизни.

Яркие массивные звезды живут 10млн. лет.

Средней массы - 10 млд. лет.

Маленькие - 200 млд. лет.

-Глядя на ночное небо, мы видим яркие звёздочки, а как вы думаете звёзды одинакового цвета? (сообщение о цвете звезд)

Вот оказывается, какое разноцветное небо у нас ночью. Сначала может показаться, что звёзды в беспорядке рассыпаны по небу. Но это не так. Человек наблюдал за звёздным небом и соединил звезды воображаемыми линиями. Так получились разнообразные фигуры, которые ещё в древности назвали СОЗВЕЗДИЯ.

Если посмотреть на атлас звездного неба (на развороте учебника и на доске), то вы увидите, что звезды в них соединены линиями. Вы конечно понимаете, что на небе нет таких линий. Их нужно проводить мысленно. Названия созвездий и звёзд чаще всего, связаны с какими-нибудь мифами и легендами.

Вот какая древнегреческая легенда связана с созвездием Большая медведица:

В давние –давние времена жила красавица по имени Каллисто.

Она рискнула соперничать с богиней Герой – супругой самого Главного бога Зевса. Разгневанная Гера отомстила Каллисто: превратила её в медведицу. Долго бродила несчастная медведица по горам, скрываясь от стрел охотников. Но Зевс не дал ей погибнуть.

Он навсегда поселил Каллисто – медведицу на небе, превратив её в красивое созвездие.

- Найдите это созвездие на карте звёздного неба. На что похоже созвездие?

  • Работа с учебником

На стр. 51 прочтите шуточное стихотворение об этом созвездии.

  • Рассказ учителя сопровождается показом на доске.

- Большой ковш состоит из 7 звёзд. Каждая звезда имеет свое название.

Его переднюю стенку составляют звёзды МЕРАК и ДУБХЕ. Если от них мысленно провести линию и отмерить 5 таких же расстояний, то вы найдёте ПОЛЯРНУЮ ЗВЕЗДУ.

Это одна из звёзд созвездия Малая Медведица.

- Полярная звезда – это звезда компас. Она всегда укажет вам направление на север.

Вот мы с вами и составили природный компас:

Север – полярная звезда

Юг - солнце в полдень

Запад - садиться солнце

Восток – восход солнца.

- Если мысленную линию, с помощью которой мы нашли полярную звезду провести дальше, то она укажет нам созвездие Кассиопея. Это созвездие можно отыскать на небе в любое время года.

- А ещё есть полоса созвездий по которым кажется с Земли, проходит солнце земной год.

(сообщение о знаках зодиака)

3. Творческая работа

Много вы узнали о звёздах. Пора нам вернуться на нашу голубую планету. А в память о нашем путешествии на воображаемом кусочке ночного неба создайте свои созвездия, дайте им названия.

(играет музыка из К/Ф “Гостья из будущего”, дети наклеивают заранее вырезанные звезды на лист синего(голубого) цвета).

Выставка работ на доске :

ЗВЁЗДНОЕ НЕБО 2 “ ” КЛАССА

4. Итог урока

“Звёздное небо, - пишет один из астрономов, ученых, изучающих Вселенную, - великая книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса. ”

- Как вы понимаете слова астронома?

5. Д/з: найти материал о зодиакальных созвездиях, или легенды, о каких либо созвездиях.