Цели:
- Формирование привычки к здоровому образу жизни
- Знакомство со строением тела человека
- Регуляция мышечного тонуса с использованием контрастотерапии и креоаппликации
- Воспитание дружеских отношений в процессе общения
Оборудование:
- Кусочки льда (прозрачные и цветные)
- Емкости для льда
- Подносы
- Чайные ложки
- Чашки
- Салфетки
- Термосы
- Пинцет
- Блюдца (по 2 на ребёнка)
- Рукавички-муфты
- Повязки для глаз
- Стаканы с фруктовыми и овощными соками
Предварительная работа: беседы о правильном питании; знакомство с артикуляционными органами; воспитание навыков ухода за собственным телом; изготовление цветных льдинок; заучивание стихотворений; загадки о частях тела.
Количество детей для занятия берётся нечетное.
Ход занятия
Дети входят в зал, удобно усаживаются на ковре.
Воспитатель: Сегодня мы продолжим знакомство с частями нашего тела. Но сначала, я хотела бы услышать ваше мнение по одному очень важному вопросу: “Что самое главное у человека?”
Наводящий вопрос воспитателя: “Что чаще всего мы желаем родным, близким, друзьям?”
Ответы детей.
Воспитатель:
Как можно пожелать друг другу здоровья?
Ответы детей
Воспитатель: “Хочешь себе здоровья – здоровайся со всеми” - так говорил Порфирий Иванов – учитель здоровья в своей книге “Детка”.
Кому бы вы хотели пожелать здоровья?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Воспитатель: А как это сделать без слов, при помощи рук?
Дети показывают (рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу)
Воспитатель:
Что за чудо-чудеса!
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.
У мальчиков руки большие и сильные. А у девочек какие руки?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям попарно, по их желанию, взяться за руки. Пары подходят к столам, на которых лежат рукавички-муфты с вложенными в них заранее геометрическими формами. Каждая пара детей надевает одну рукавичку-муфту, и не вынимая рук, обсуждают найденный предмет. Высказывается каждый ребёнок.
Ребёнку, оставшемуся без пары, воспитатель предлагает свою муфту, в которую незаметно кладет льдинку. Ребенок описывает предмет, найденный в рукавице.
Воспитатель: Ваши руки чуткие, умные. И вы прекрасно справились с заданием. Но это не последняя загадка, которую я для вас приготовила.
Дети садятся полукругом на стулья и надевают повязки на глаза.
Воспитатель: Сейчас с вами будет играть льдинка-путешественница. Назовите часть лица или тела, к которой она прикоснется. (воспитатель с помощью пинцета прикасается льдинкой к детям.)
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых находятся комплекты для каждого ребёнка, состоящие из: 1 блюдца со льдом, 1-го с теплой водой и 2 ложек. Дети массажируют язык, прикасаясь к нему то теплой ложкой, то холодной.
Воспитатель: А почему вы прячете язык, когда к нему прикасается холодная ложка?
Ответы детей.
Пальчиковый массаж: Дети попеременно опускают руки в емкости с теплой водой и со льдом, проговаривая стихотворение:
Мы научимся ледок
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
Дети вытирают руки.
Воспитатель: У меня для вас сюрприз.
(Дети подходят к воспитателю, который хочет угостить их цветными льдинками). Дети, познакомившись на занятии со свойствами льда, должны сделать вывод, что кушать лед вредно и опасно.
Высказывание детей.
Воспитатель: Давайте вместе решим, когда лед полезен, а когда вреден для здоровья человека.
Игра “Домики”
На двух мольбертах расположены домики с голубой и темно-синей крышами. Детям предлагаются сюжетные и предметные картинки, которые они размещают в окошки домиков: в голубой – если лед приносит пользу, в темно-синий – если он опасен. (В это время помощник воспитателя незаметно меняет емкость с цветными льдинками на стаканы с разными соками.)
Дети обосновывают свой выбор.
Воспитатель: Дети посмотрите, что стало с нашими разноцветными льдинками. (Дети делают вывод: они растаяли и превратились в жидкость). Это не просто жидкость, это – сок, который полезен для нашего здоровья! Угощайтесь!