Условия возникновения мотивов и познавательного интереса, определяются не только содержанием учебного материала, дидактическими средствами контроля, организацией проведения контрольных процедур, но и системой оценивания знаний учащихся, предусматривающей качественный анализ результатов обучения.
Для оценки знаний, умений и навыков при проведении итоговой аттестации по предмету БЖ уже на протяжении двух последних лет в ГОУ СПО “Омутнинский колледж педагогики, экономики и права” используется рейтинговая технология. Ее высокая организующая способность нацелена на повышение мотивации студентов к учебному труду, на формирование у них ответственности за его результаты.
В рейтинговом листе выделяется четыре основных блока:
1. Результаты учебной деятельности – учитываются результаты рубежного контроля, ключевые нормативы;
Таблица 1. Пример контрольных нормативов по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”
Вид норматива | Оценка по времени | Условия выполнения | ||
“5” | “4” | “3” | ||
Надевание фильтрующего противогаза | 10 сек | 11 сек | 12 сек | Обучаемые в составе группы в пешем строю совершают переход на местности. Противогаз в “походном” положении. Подается команда “Газы”. Обучаемые надевают противогазы. |
Замена неисправного противогаза на исправный | 15 сек | 16 сек | 17 сек | Группа находится в строю. У каждого проверяемого запасной противогаз с застегнутой сумкой. Подается команда “Противогаз сменить”. |
Надевание противогаза на раненного | 16 сек | 17 сек | 18 сек | Группа построена в две шеренги лицом друг к другу. Обучаемые одной из шеренг передают свои противогазы другой и садятся на землю. Для стоящей шеренги подается команда “Газы”, по которой они должны надеть личные противогазы. По команде “Противогазы на раненного надеть” обучаемые надевают запасные противогазы на товарищей. |
Пребывание в противогазе | 1 ч | 40 мин | 30 мин | Группа работает на полигоне. |
Заполнение убежища | 2 мин | 3 мин | 4 мин | Группа находится на удалении от убежища когда подается команда “По одному в убежище марш”. |
Вынос “пострадавшего” | Контрольное время определяется опытным путем | Команда из 8 человек находится около здания. По команде надеваются противогазы и осуществляется поиск двух пострадавших и эвакуацию из здания. | ||
Поисковые работы | Контрольное время определяется опытным путем | Поисковая команда осуществляет поиск пострадавшего в природной среде, оказывает первую помощь и проводит эвакуацию. | ||
Наложение кровоостанавливающего жгута | 25 сек | 30 сек | 35 сек | Обучаемы стоит около “пораженного” который лежит. В руках резиновый жгут. Жгут должен быть закреплен и обозначено время наложения. |
Наложение шины из подручного материала при переломе голени | 4 мин | 5 мин | 6 мин | “Пострадавший” лежит. Должны быть зафиксированы коленный и голеностопный суставы. |
Стрельба из пневматического оружия | 55 | 45 | 30 | Сокращенное упражнение ВП-1 (3 пробных+10 зачетных) |
2. Результаты защиты реферата, который рассматривается как форма исследовательской деятельности учащегося в рамках предмета (защищается в конце первого полугодия) <Приложение1>;
3. Результаты экзаменационного теста – выполняется студентами по окончании изучения учебного материала по предмету с использованием специализированного программного обеспечения и обычно включает не менее 100 вопросов с ограничением времени в 40 сек на вопрос. На ряду с вопросами на знание фактического материала <Приложени2>, в зависимости от возможностей выбранного программного обеспечения, в тестовый блок можно включать вопросы по выбору соответствий (сопоставьте симптомы возможному заболеванию), построению цепочек (определите последовательность действий по сигналу “Внимание всем!”), вводу ответов с клавиатуры (рассчитайте и введите с клавиатуры азимут с точки В на точку А при известном азимуте с точки А на точку В);
4. Результаты полосы препятствий, которая включает элементы специальной подготовки спасателя:
- поиск и эвакуация пострадавшего из многоэтажного здания;
- оказание первой доврачебной помощи и транспортировка пострадавшего;
- элементы альпинисткой подготовки;
- обращение со средствами индивидуальной защиты;
- и т.п.
Сложность и набор этапов определяется степенью подготовленности группы, возможностями доступного учебного полигона (стадион, оборудованный стадион, реальный объект) <Рисунок1>, <Рисунк2>.
Все результаты, достигнутые обучаемыми на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный рейтинг. Цель обучаемого - набрать максимальное число баллов.
На протяжении всего учебного процесса по предмету данные заносятся в рейтинговую таблицу и размещаются на сайте учебного заведения, что позволяет сделать процедуру максимально открытой, там же размещены критерии оценок, темы реферативных работ, варианты тестовых заданий, схемы прохождения практических этапов.
При рейтинговой системе резко возрастает роль корректирующего контроля. Такая система мотивирует повседневную систематическую работу учащихся, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзамена.