Урок по теме: "Строение атомного ядра" (повторительно-обобщающий). 9-й класс, углубленное изучение

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели урока:

  • Образовательные: обеспечить прочное усвоение темы; закрепление формул расчёта дефекта масс, энергии выхода ядерной реакции, правила смещения, законов сохранения и радиоактивного распада; обобщить и обеспечить углубление знаний учащихся, расширения кругозора, проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по данной теме.
  • Развивающие: формировать умения выделять главное и существенное, развивать навыки логического мышления (анализировать, систематизировать), умение переносить знания, полученные на уроках физики, в область решения вопросов, связанных с другими предметами: как биология, астрономия, литература; применять теоретические знания для решения практических задач, формировать умения творческой деятельности, в том числе формировать гипотезы, использовать интуицию.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения цели, умение общаться друг с другом, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, развитие воображения, ясность речи, формировать интерес к физике.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: текущее повторение с целью устранения пробелов в знаниях учащихся.

Методы обучения: репродуктивные, проблемные, поисковые.

Средства обучения: к/ф “Свет Солнца”, мини-газеты учащихся по данной теме, карточки с физическими постоянными, тексты задач, графики радиоактивного распада, карточки с самостоятельной работой, плакаты с темой и эпиграфом урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Чтобы решать любую задачу, надо многое знать и уметь. На данном уроке мы повторим и обобщим знания по теме: “Строение атомного ядра”.

Эпиграф урока: “Дорога к знанию? Ну что ж, её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом”.

2. Мотивация деятельности (анализируют стих, проводят аналогии).

Ученик читает стихотворение, написанное В.Я. Брюсовым в 1922 г. под впечатлением удивительных открытий физиков.

Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства; знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Ещё, быть может, каждый атом -
Вселенная; где сто планет;
Там всё, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего и нет.
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь!

Вопрос учителя: “Как описывает и с чем сравнивает атом поэт?”

3. Фронтальный опрос.

Опрос - змейкой (ученик задает вопрос другому ученику, отвечающий задаёт вопрос следующему и т.д.) Опрос заканчивается вопросом учителю. Таким образом повторяются определения, законы, формулы по данной теме.

4. Решение задач.

1 уровнь:

1. Каково строение атома и ядра азота 157 N? (Ответ: 7 электронов, 7 протонов, 8 нейтронов) Показывается символ, а ученики сами формулируют вопросы.

2. Назовите( индентифицируйте) изотопы 220 87 Х ; 20282 Х ; 105 47Х. (Ответ: Fr-франций, Pb- свинец, Ag-свинец). Вопрос ученики задают сами.

3. Одинаковы ли элементы 23091 Х ; 23291 Х ; 23491Х?

(Ответ: да это изотопы одного элемента протактиний.) Вопрос задают ученики сами.

4. Что лишнее: протий, натрий, дейтерий, тритий?

(Ответ: натрий). Почему?

5. Напишите уравнение - распада изотопа 22688 Ra.

(Ответ: 22688 Ra —> 22286 Ри + 42Не ).

6. Известно, что злокачественная опухоль характеризуется повышенным содержанием радиоактивного фосфора-32 по сравнению с нормальной тканью. Это свойство используется для диагностики рака. Радиоактивный фосфор испускает -частицы со средним пробегом в ткани около 3 мм. Поэтому фосфор-32 используется для диагностики опухоли, расположенной вблизи поверхности тела ( кожа, мягкие ткани плеча и бедра) или в сравнительно легко доступных тканях (гортань, пищевод и др.). -счётчик располагают как можно ближе к опухоли, чтобы можно было зафиксировать излучение. Для полостей используют -зонд. Запишите формулу -распада фосфора -32.

(Ответ: 32 15Р —> 32 16S + 0 -1 е + ).

2 уровень:

7. В каких из следующих реакций нарушен закон сохранения заряда?

А). 158 О —> 11 Н + 16 8О

Б). 63 Li + 11 H —> 42 He + 32 He

3 2He + 32 He —> 42He + 11 H + 11 H

73 Li + 42He —> 105 B + 10 n.

(Ответ : 1)

8. Допишите ядерные реакции:

63 Li + 11 H —> ? + 42 He, ( 32 He)
27 13 Al + 10 n —> ? + 42 He, ( 2411 Na)
? + 11 H —> 2211 N + 42 He. (2512 Mg)

3 уровень:

9. Посмотрите отрывок из фильма “Свет Солнца”. (Ученики смотрят отрывок из фильма о термоядерной реакции внутри солнца.) О какой реакции говорится в фильме?

10. Какая из приведённых ниже ядерных реакций соответствует термоядерной реакции?

А. 21H + 31H —> 42He + 10 n,

Б. 147N + 42He —> 178O + 11H,

В. 63 Li + 10 n —> 42 He + 31H.

(Ответ: А).

11. В романе Ж. Верна “Таинственный остров” (1875 г.) Сайерс Смит предсказывал: “…когда каменноугольные залежи иссякнут, человек превратит в топливо воду, люди будут обогреваться водой. Вода – это уголь грядущих веков”. Оцените, какая энергия выделится в реакции синтеза ядер дейтерия в гелий:

12. Известно, что по скелету давно вымерших животных учёные восстанавливают их облик, а можешь ли ты по графику задачи воссоздать её содержание? Попробуй это сделать. Сформулируй условие задачи и реши её. (На доске: график радиоактивного распада вещества)

13. Какой изотоп образуется из 23892U после трёх -распадов, и двух -распадов?

(Ответ: 238= 3·4+х

92= -2 +6+у

х=226

у=88 радий)

14. 220 86 Rn —> 208 82Pb + ?

Сколько -распадов и -распадов при этом происходит? Т (Ответ: 3 -распадов и 2 -распадов)

VI. Домашнее задание.

Придумайте любые две задачи на данную тему и решите их. Приветствуется разные уровни задач. А также продолжите работу над проектами о применении радиоактивных изотопов и атомной энергии.

VII. Итог урока.

Спасибо всем за урок. Желаю дальнейших успехов. Понравились ответы………..

Оценки за урок……….

Вы на уроке показали свои знания и умения. Но “То, что мы знаем – ограничено, а то чего не знаем – бесконечно” П.Лаплас.

Поэтому наш поход за знаниями продолжится на последующих уроках.