Цели урока:
- Образовательные: обеспечить прочное усвоение темы; закрепление формул расчёта дефекта масс, энергии выхода ядерной реакции, правила смещения, законов сохранения и радиоактивного распада; обобщить и обеспечить углубление знаний учащихся, расширения кругозора, проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по данной теме.
- Развивающие: формировать умения выделять главное и существенное, развивать навыки логического мышления (анализировать, систематизировать), умение переносить знания, полученные на уроках физики, в область решения вопросов, связанных с другими предметами: как биология, астрономия, литература; применять теоретические знания для решения практических задач, формировать умения творческой деятельности, в том числе формировать гипотезы, использовать интуицию.
- Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения цели, умение общаться друг с другом, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, развитие воображения, ясность речи, формировать интерес к физике.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока: текущее повторение с целью устранения пробелов в знаниях учащихся.
Методы обучения: репродуктивные, проблемные, поисковые.
Средства обучения: к/ф “Свет Солнца”, мини-газеты учащихся по данной теме, карточки с физическими постоянными, тексты задач, графики радиоактивного распада, карточки с самостоятельной работой, плакаты с темой и эпиграфом урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Чтобы решать любую задачу, надо многое знать и уметь. На данном уроке мы повторим и обобщим знания по теме: “Строение атомного ядра”.
Эпиграф урока: “Дорога к знанию? Ну что ж, её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом”.
2. Мотивация деятельности (анализируют стих, проводят аналогии).
Ученик читает стихотворение, написанное В.Я. Брюсовым в 1922 г. под впечатлением удивительных открытий физиков.
Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства; знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Ещё, быть может, каждый атом -
Вселенная; где сто планет;
Там всё, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего и нет.
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь!
Вопрос учителя: “Как описывает и с чем сравнивает атом поэт?”
3. Фронтальный опрос.
Опрос - змейкой (ученик задает вопрос другому ученику, отвечающий задаёт вопрос следующему и т.д.) Опрос заканчивается вопросом учителю. Таким образом повторяются определения, законы, формулы по данной теме.
4. Решение задач.
1 уровнь:
1. Каково строение атома и ядра азота 157 N? (Ответ: 7 электронов, 7 протонов, 8 нейтронов) Показывается символ, а ученики сами формулируют вопросы.
2. Назовите( индентифицируйте) изотопы 220 87 Х ; 20282 Х ; 105 47Х. (Ответ: Fr-франций, Pb- свинец, Ag-свинец). Вопрос ученики задают сами.
3. Одинаковы ли элементы 23091 Х ; 23291 Х ; 23491Х?
(Ответ: да это изотопы одного элемента протактиний.) Вопрос задают ученики сами.
4. Что лишнее: протий, натрий, дейтерий, тритий?
(Ответ: натрий). Почему?
5. Напишите уравнение - распада изотопа 22688 Ra.
(Ответ: 22688 Ra —> 22286 Ри + 42Не ).
6. Известно, что злокачественная опухоль характеризуется повышенным содержанием радиоактивного фосфора-32 по сравнению с нормальной тканью. Это свойство используется для диагностики рака. Радиоактивный фосфор испускает -частицы со средним пробегом в ткани около 3 мм. Поэтому фосфор-32 используется для диагностики опухоли, расположенной вблизи поверхности тела ( кожа, мягкие ткани плеча и бедра) или в сравнительно легко доступных тканях (гортань, пищевод и др.). -счётчик располагают как можно ближе к опухоли, чтобы можно было зафиксировать излучение. Для полостей используют -зонд. Запишите формулу -распада фосфора -32.
(Ответ: 32 15Р —> 32 16S + 0 -1 е + ).
2 уровень:
7. В каких из следующих реакций нарушен закон сохранения заряда?
А). 158 О —> 11 Н + 16 8О
Б). 63 Li + 11 H —> 42 He + 32 He
3 2He + 32 He —> 42He + 11 H + 11 H
73 Li + 42He —> 105 B + 10 n.
(Ответ : 1)
8. Допишите ядерные реакции:
63 Li + 11 H —> ? + 42 He, | ( 32 He) |
27 13 Al + 10 n —> ? + 42 He, | ( 2411 Na) |
? + 11 H —> 2211 N + 42 He. | (2512 Mg) |
3 уровень:
9. Посмотрите отрывок из фильма “Свет Солнца”. (Ученики смотрят отрывок из фильма о термоядерной реакции внутри солнца.) О какой реакции говорится в фильме?
10. Какая из приведённых ниже ядерных реакций соответствует термоядерной реакции?
А. 21H + 31H —> 42He + 10 n,
Б. 147N + 42He —> 178O + 11H,
В. 63 Li + 10 n —> 42 He + 31H.
(Ответ: А).
11. В романе Ж. Верна “Таинственный остров” (1875 г.) Сайерс Смит предсказывал: “…когда каменноугольные залежи иссякнут, человек превратит в топливо воду, люди будут обогреваться водой. Вода – это уголь грядущих веков”. Оцените, какая энергия выделится в реакции синтеза ядер дейтерия в гелий:
12. Известно, что по скелету давно вымерших животных учёные восстанавливают их облик, а можешь ли ты по графику задачи воссоздать её содержание? Попробуй это сделать. Сформулируй условие задачи и реши её. (На доске: график радиоактивного распада вещества)
13. Какой изотоп образуется из 23892U после трёх -распадов, и двух -распадов?
(Ответ: 238= 3·4+х
92= -2 +6+у
х=226
у=88 радий)
14. 220 86 Rn —> 208 82Pb + ?
Сколько -распадов и -распадов при этом происходит? Т (Ответ: 3 -распадов и 2 -распадов)
VI. Домашнее задание.
Придумайте любые две задачи на данную тему и решите их. Приветствуется разные уровни задач. А также продолжите работу над проектами о применении радиоактивных изотопов и атомной энергии.
VII. Итог урока.
Спасибо всем за урок. Желаю дальнейших успехов. Понравились ответы………..
Оценки за урок……….
Вы на уроке показали свои знания и умения. Но “То, что мы знаем – ограничено, а то чего не знаем – бесконечно” П.Лаплас.
Поэтому наш поход за знаниями продолжится на последующих уроках.