1. На доске:
Котята за капустой ходили в огород. Там у капустных грядок им повстречался крот.
Прочтите.
Почему я выделила некоторые слова?
Сколько групп слов я нашла?
Сегодня на уроке мы продолжим работу над грамотным безошибочным письмом.
Запишите по памяти слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
(Котята, ходили, повстречался.)
- Выделите “лишнее”, объясните.
2. На чистописании мы будем писать буквы, которые вы отыщите их в предложениях и назовете сами:
Согласные в существительных ед. числа, которые находятся в слабой позиции (д, т).
Следующая буква спряталась в глаголе, у которого основа состоит из корня и суффиксов и обозначает непарный мягкий согласный звук. (л)
д т л т д л л т д
3. Я считаю, что все эти буквы могут быть в словах орфограммами. Докажите, так ли это.
Прожить жизнь без ошибок нельзя, даже на солнце есть пятна
- А сможем ли мы записать эту пословицу без ошибок?
Чтобы грамотно записать эту пословицу нужно выполнить еще одну интересную работу.
4. Отгадайте слово: (ребус) сирень
- Все лето цветут эти цветы, созревшие семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик, полетят в воздух летучие семена. Одуванчик.
- О каком цветке написал С.Маршак:
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на веточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист… Ландыш
- Легенда гласит, что этот юноша был так влюблен в себя, что не мог отвести взор от своего отражения. За это боги превратили его в цветок. Нарцисс
- Назовите одним словом все записанные слова. Цветы
- Это слово переводится как звезда. астра
5. - Я зашифровала слово, попробуйте догадаться (по начальным буквам)
- Какое слово получилось? (солнца)
- Видите ли в нем орфограмму?
Можно ли ее проверить? Я могу: поставлю слово в начальную форму: солнце. (дети возражают и доказывают, что данное слово не является проверочным)
Подберите слова, чтобы согласная слышалась четко.
Солнца, солнце, солнышко, солнечно.
6. Под диктовку Худо лето, когда солнца нету. Подчеркнуть орфограмму. Найдите слово с похожей орфограммой во втором предложении (см. пункт 1), запишите его.
Капустных - капуста.
7. Чем хорошо лето? Правда здорово, что летом много цветов? А вы знаете, что цветы способны слышать музыку?
Запишите: (под диктовку) Цветы ощущают разницу между веселой и грустной музыкой. Проверьте (предложение записано на доске)
- Какую работу можете предложить с предложением?
Подчеркнуть основу, указать части речи.
8. Можете ли вы сформулировать, над какой темой мы начали с вами работу?
9. Работа по учебнику. Упр 227 (учебник А. В. Поляковой 3 кл.)
10. Вывод правила.
11. Записать прилагательное с данными существительными
Поздний (час, время, весна)
Какая часть слова изменяется при изменении прилагательного? Можно ли сказать, что мы образовывали новые слова? Образуйте однокоренные слова.
Опоздать, запаздывает, поздно.
- Какое из слов является проверочным?
12. Наш урок подходит к концу. Я хочу предложить вам следующее высказывание:
Прожить жизнь без ошибок нельзя, даже на солнце есть пятна. Это жизнь, а научиться писать без ошибок, думаю, в наших силах. Для этого нужно научиться видеть прекрасное в обыкновенном - вот несомненный признак мудрости.
Разработка нестандартного урока обобщения знаний в первом классе
Тема:
Праздник ЗнанийЦели: Обобщение знаний учащихся за I полугодие 1 класса. Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации учебной деятельности. Воспитание культуры умственного труда, формирование навыков коллективной работы.
Форма проведения: Игра-соревнование.
Оборудование:
- Фонарики из красной и синей бумаги.
- Рисунки елочек. 3. Рисунки-эмблемы команд (снежинка, снеговик)
- Трафареты с изображением животных
- Таблица с геометрическими фигурами.
- Конфета-сюрприз.
Оформление доски:
Праздник Знаний
Г Е П С Т Ф Е З А В Б В
Пусть Новый год, который вы встречаете,
Счастливым годом в вашу жизнь войдет,
И все хорошее, о чем мечтается,
Пусть сбудется и обязательно придет!
2. Распределение детей по командам.
Дети делятся на две команды:
Снежинки (команда девочек), Снеговики (команда мальчиков).
Учитель:
- У каждой команды должно быть свое название. Название команды - это отгадка загадки, которую я вам прочитаю.
Слушает команда девочек:
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка)
Слушает команда мальчиков (доскажи словеччко):
Круг похож на снежный ком,
Станет он ... (снеговиком).
Разделились на 2 команды.
- Итак, команда девочек “Снежинки”, а команда мальчиков “Снеговики”.
Прикалывают эмблемы.
- Какой самый веселый, зимний, волшебный праздник? (Новый год) Какую песню поют ребята у новогодней елки? (“В лесу родилась елочка...”) А вы знаете, как и почему родилась эта традиция украшать именно елку под Новый год? Обычай этот сложился недавно, хотя и имеет глубокие корни. Древние земледельцы верили, что вечнозеленые деревья оказывают благотворное влияние на урожай. У них-то и зародился обычай приносить в дом еловые ветки, украшать их. У нас в классе тоже есть елочки (открываем доску с изображением елочек), которые мы будем украшать. Для того, чтобы елочки были праздничными и нарядными, нам понадобятся все знания, смекалка, умения, которые вы получили за полгода учебы в школе. Что нам понадобится еще?
Г Е П С Т Ф Е З А В Б В
(Дружба)
- Об этом могут сказать те, кто хорошо знает алфавит. Впишите следующую по алфавиту букву. Составьте слово из этих букв. Какое слово получилось?
Все:
- Дружба.
З. Игра.
I. Интеллектуальная разминка.
1) Отгадывание загадок.
“Снежинки”
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
“Снеговики”
Серебристой бахромой
На ветках висит зимой
И весною на весу
Превращается в росу. (Иней)
2) Закончи предложения.
“Снежинки”: Декабрь год кончает, а зиму... (начинает)
“Снеговики”: Январь - году начало, а зиме... (середина)
II. Проведение игры “Истинно - Ложно”.
На доске плакат:
- Дайте оценку высказываниям (истинное, ложное)
1.
Все фигуры на чертеже - круги.2.
Некоторые фигуры на чертеже - круги.3.
Ни одна фигура на чертеже не является кругом.4.
Все фигуры на чертеже - многоугольники.5.
Ни одна фигура на чертеже не является многоугольником.6.
Некоторые фигуры на чертеже - треугольники.7.
На чертеже нет ни одной фигуры, которая являлась бы многоугольником.III. Конкурс команд.
Учитель:
- Скоро у нас праздник - Новый год. В этот день мы дарим и получаем подарки. Самый первый подарок на Новый год мы с вами сегодня получим - это паровоз из леса со зверюшками. Дед Мороз попросил их поприсутствовать на нашем празднике (открываю паровозик со зверями). Эти звери необычные - они приехали из волшебного леса и привезли с собой задания. Выполним? Кто активнее всех будет работать и давать правильные ответы, тому предоставляется право повесить на елку фонарик (“Снеговики” украшают свою елку красными фонариками, “Снежинки” - голубыми).
Ребенок подходит к паровозу, берет одну зверюшку. Читает. (С обратной стороны написаны задания.
- После выполнения задания зверюшки занимают места у елочек в хороводе.
1) Задание по математике:
“Снежинки”
У трех братьев по одной сестре.
Сколько их всего? (4)
“Снеговики”
Два отца и два сына купили 3 апельсина. Каждый получил по апельсину. Как это случилось? (сын, отец, дедушка)
2) Задание по математике:
- “Снежинки” На доске: Гладкийледокблеститнасолнышке.
- “Снеговики” На доске: Лыжникилегкоскользилипоснегу.
Задание: раздели предложение на слова.
3)3адание по грамматике: найди “третье лишнее”, докажи.
“Снежинки”: на доске: Горе, нагорный, гора.
“Снеговики”: на доске: Боль, большой, больница.
4) Ребус:
“Снежинки” “Снеговики”
(весело) (сова)
5) 3адание по математике: На карточках:
“Снежники”
5....2=7
....-1=8
“Снеговики”
3...4=7
...-8=1
7)3адание по естествознанию:
“Снежинки”
- Какой год длится 1 день? (Новый год)
- Кто собирает яблоки спиной? (еж)
“Снеговики”
- 12 братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев)
- У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (у зайца)
Почему паук не запутывается в своих сетях?
8) 3адание по этической грамматике:
- В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”.
“Словарь вежливых слов”
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого. . . (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит. . . (добрый день)- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят. . . (до свиданья)
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим. . . (прости, пожалуйста)
9) 3адание по грамматике:
“Один звук из слова марш!”
“Снежинки”
- экран — кран
- склон - слон
- горсть — гость
“Снеговики”
- полк — пол
- тепло — тело
- краска — каска
4. Подведение итогов.
Выявляются победители.
Учитель:
- Чья елка наряднее? На этом празднике старались обе команды, и поэтому у нас получился такой дружный хоровод у елки. Наш праздник подходит к концу. Вы все старались! Дружно работали. Молодцы! Мы показали свои знания, полученные за полгода. Продолжайте, ребята, шагать по этой удивительной стране знаний. Во всем нужны знания. Знания - основа всему. Книг на свете великое множество - читайте их. Это ключ к знаниям. Успехов вам!
Каждый праздник заканчивается подарками, сюрпризами. Подарки вы получите от Деда Мороза на новогодней елке, а сегодня вас ждет сюрприз. Мне известно, что зверюшки приготовили вам сюрприз. Отгадайте загадку. В отгадке ключ к разгадке.
Есть спина,
А не лежит никогда.
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Сам всегда стоит,
А всем всегда сидеть велит. (Стул)
- Прочитайте, что написано в таблице:
(С Новым годом!)