Цель: Продолжить ознакомление учащихся с учебным предметом “Изобразительное искусство” продолжать знакомить с правилами работы на уроке и материалами для уроков изобразительного искусства, формировать поэтическое видение мира, развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при смешивании; развивать мир наших чувств, настроение.
Оборудование: работы детей, выполненные в различной технике (гуашь, мелки, карандаш, акварель, фломастеры, цветные карандаши); музыкальное сопровождение (запись песни “Улыбайся, солнышко”, сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского).
Звучит песня “Улыбайся, солнышко”.
Под музыку дети входят в класс. На доске развешаны детские работы, выполненные в 1 четверти.
Учитель
Послушайте стихотворение- загадку:
Мы рисуем, украшаем строим.
Нам ничего это не стоит:
Взмахнуть волшебной кистью,
Украсить ткань, игрушку, мебель,
Построить уникальные дома,
И радовать людей,
Своим присутствием всегда.
Живем мы вместе, дружно.
Волшебниками все считают нас.
И мы придем, когда кому-то нужно,
И сделаем прекрасный мир наш в тот же час.
Учитель
- Вы догадались, о ком идет речь?
- В этой загадке говорится о мастерах-художниках.
Звенит звонок на урок.
Приветствие.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.
Вдруг раздаётся стук в дверь.
В класс входит Художник с этюдником на плече и громко говорит: “Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, отгадайте мою загадку и получите отгадку”.
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник,
Потому что я ….. (Художник)
Учитель
Ребята, на первую загадку вы ответили правильно, сегодня к вам пришел в гости Художник, выяснить, что вы узнали за I четверть 1 класса.
Наш сегодняшний урок необычный, сегодня вы попытаетесь отгадать все загадки и нарисовать, а в конце урока отгадаем самую интересную загадку, которая подскажет нам, что мы нарисовали.
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок
Учитель
Класс делится на 2 команды. Каждая команда выбирает себе название, связанное с темой четверти: “Кисточка”, “Карандашик”
Учитель: Команды выполняют первое задание –
Назовите пословицы о труде.
Команды по очереди называют известные им пословицы о труде.
Пример:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Терпение и труд - все перетрут.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Горька работа, да сладок хлеб.
- Муравей не велик, а горы копает.
- Была бы охота - будет ладиться работа.
- Каков мастер, такова и работа.
- Кто любит труд - того и люди чтут.
- Дело мастера боится.
- Птицу узнают по полёту, а человека в работе.
Подсчитывается количество пословиц о труде. Побеждает та команда, которая больше назвала пословиц.
Учитель
Разминка для команд прошла хорошо, ребята хорошо справились с домашним заданием, пора приниматься за дело.
На доске висят два листа бумаги, эти листы, предназначены для рисования каждой команде. В конце нашего урока на этих листах появятся удивительные рисунки. А сейчас подошло время следующей загадке.
Учитель
Гадай, гадай, угадывай,
Загадочки разгадывай.
Художник читает первую загадку
Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует…. (Карандаш)
Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Резинка)
Учитель
Загадку отгадали все, молодцы. Слушаем задание:
- от каждой команды выбирается 2 художника с карандашом и резинкой в руках и подходит к листу бумаги.
Задание: нарисовать дерево, а Художник нам поможет.
Художник читает новую загадку
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головой окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
Или тканому холсту
Влево. Вправо. Вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (Кисть)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)
Учитель
Кто знает отгадку, тот поднимает отгадку. Дети поднимают кисточки и краски.
Синюю краску с красной смешай.
Что получилось? А ну, угадай? (Фиолетовая краска)
Все молчим, отгадку не говорим.
Художник: Новая загадка для отгадки.
Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны… (Палитры)
Художник: Кто отгадал эти загадки, тот показывает мне отгадки.
Художник
Мухомор под старой елью
Рисовал я акварелью.
А корзину с васильками -
Разноцветными мелками.
Захочу писать пейзаж.
Из красок выберу … (Гуашь)
Художник
Ко мне подходят ребята с кисточками, красками и палитрой.
Для них задание – закончить рисунок дерево в цвете.
Ребята начинают рисовать и Художник им помогает.
Художник
Подарили мне раскраску,
Книжку чёрно-белую.
Всех героев детской сказки
Я цветными сделаю.
Где есть контур - здесь я мастер!
Дайте мне цветной … (Фломастер)
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Кто отгадал эти загадки, берет фломастеры и начинает рисовать разноцветных бабочек.
Учитель: Остальные ребята продолжают отгадывать новые загадки.
Готовлю новенькую кисть.
Кладу бумаги чистый лист
И рядом ставлю на столе я
Стакан воды для … (Акварели)
Утром в школу я иду,
Принадлежности беру.
На плечах несу свой дом,
А в нем для рисования… (Альбом)
Два кольца,
Два конца,
А посередине гвоздик. (Ножницы)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю -
Где была пустота,
Там глядишь, красота. (Цветные карандаши)
Учитель
И в десять лет, в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки…
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
Учитель: Художник нам поставил кляксу на вашем рисунке. Что мы будем делать? Как исправлять? Как вы думаете, в кого превратится клякса- пятно? Кто согласится помочь кляксе?
Ребята исправляют кляксу и превращают её в Чебурашку и Вини - Пуха.
Учитель
Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали,
Наши пальчики встряхнём,
Рисовать мы не начнём.
Учитель: Художники возвращаются на свои места.
Ребята, которые рисовали бабочек, вырезают и наклеивают их около дерева.
Художник: задаёт последнюю загадку
Если видишь на картине
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки,
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга или ливень,
Или солнечный денёк,
Нарисованным быть может
Или север или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется … (Пейзажем)
Учитель
Наша игра подошла к концу. Все загадки отгаданы, и наш рисунок превратился в “ пейзаж”.
Вы сегодня побывали в роли волшебников и превратили лист бумаги в картину. У вас получился замечательный рисунок. Это получилось, потому, что вы воспользовались знаниями, полученными на уроке изобразительного искусства.
Вот опять звенит звонок,
Закончился урок.
На картины посмотрите
Нечего не упустите.
Каждая команда получает книжку с пословицами о труде и дружбе.
Книжка, выполненная старшеклассниками для 1 класса.
Терпенье и труд- всё перетрут.