Программа предпрофильного курса по физике "Механика"

Разделы: Физика


Пояснительная записка

В настоящее время обучение физике в старшей школе строится на базе профильного обучения. В связи с этим возникла необходимость предпрофильной подготовки в 9-м классе основной школы. Данная программа предназначена для курсов по выбору по физике в 9-м классе.

Содержание курса “Механика” представлена в базовом курсе, но целью данной программы является формирование основ физики, более детальное и углубленное изучение данного раздела, т.к. в базовом курсе этот раздел представлен поверхностно. Когда учащиеся приходят в профильный класс возникают сложности, т.к. этот раздел даётся, как повторительно – обобщающий. Особое внимание уделяется в главе “Введение” обработке результатов, расчёт абсолютной и относительной погрешностей, построение и работа с графиками, рассматриваются задачи с элементами векторной алгебры. Также программа содержит лабораторные работы, позволяющие на практике изучить законы движения. Целью данного элективного курса является также самоопределение учеников относительно профиля обучения в старшей школе.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • отбирать необходимые приборы;
  • выполнять измерения;
  • вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
  • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
  • интерпретировать результаты эксперимента;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
  • роль эксперимента в познании;
  • соотношение теории и эксперимента в познании;
  • правила пользования измерительными приборами;
  • происхождение погрешностей измерений, их виды;
  • абсолютная и относительная погрешности;
  • запись результата прямых измерений с учётом погрешности;
  • сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений;
  • индуктивный вывод, его структура.

В ходе курса планируются небольшие самостоятельные работы и обучающие тесты, которые позволяют закрепить полученные знания.

Итогом элективного курса “Механика” будут творческие отчёты учащихся по данной теме, который будет включать самостоятельный эксперимент, либо составленные и озвученные задачи.

Учебный план.

Курс предпрофильной подготовки.

9 класс (17 ч, 1 ч. в неделю)

№ п/ п

Тема программы

Кол-во часов

Форма контроля

1

Оценка погрешностей измерений.

5

Самостоятельная работа.

2

Основные элементы векторной алгебры.

4

Самостоятельная работа.

 

3

Кинематика. Графическое представление движения.

7

Самостоятельная работа. Контрольный тест.

4

Творческий отчёт.

1

 

Учебно – тематический план

(предпрофильная подготовка)

(17 часа, 1 час в неделю)

№ п/ п в теме

Тема урока

Кол-во часов

Форма проведения

1/ 1

Физические измерения. Погрешности физических измерений.

1

лекция

2/ 1

Погрешности и построение графиков. Лабораторная работа №1

“Измерение жёсткости пружины”.

1

лекция, лабораторная работа

3/ 1

Погрешности при прямых и косвенных измерениях. Приложение 2

1

лекция, решение задач

4/ 1

Примеры расчёта погрешностей при прямых и косвенных измерениях.

1

решение задач

5/ 1

Лабораторная работа № 2: “Определение массы тела методом прямых и косвенных измерений”. Приложение 1

1

Лабораторная работа

6/ 2

Основные элементы векторной алгебры. О векторных величинах.

1

лекция, решение задач

7/ 2

Проекции вектора на координатные оси. Действия над проекциями.

1

лекция, решения задач

8/ 2

Закон движения в координатной и векторной форме.

1

лекция, решения задач

9/ 2

Решение задач на элементы векторной алгебры.

1

самостоятельная работа

10/ 3

Кинематика. Графическое представление движения.

1

лекция, решение задач

11/ 3

Основные понятия кинематики: система отсчёта, материальная точка, путь, перемещение и так далее.

1

лекция, решение задач

12/ 3

Равномерное прямолинейное движение, графики зависимости координаты и скорости от времени.

1

 

лекция, решение задач

13/ 3

Ускорение. Равноускоренное, равнозамедленное и равнопеременное прямолинейное движение.

 

1

лекция, решение задач

14/ 3

Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении.

1

лекция, решение задач

15/ 3

Движение по окружности: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение.

1

лекция, решение задач

16/ 3

Тангенциальное и нормальное ускорение. Связь угловых и линейных величин.

1

лекция, решение задач

17/ 4

Творческий отчёт.

Контрольный тест.

1

 

Содержание программы.

9 класс (17 ч. 1 ч. в неделю)

Предпрофильные курсы.

МЕХАНИКА.

  1. Оценка погрешностей измерений. (5 часов)
  2. Физические измерения. Погрешности физических измерений. Погрешности и построение графиков. Погрешности при прямых и косвенных измерениях. Примеры расчёта погрешностей измерений.

  3. Основные элементы векторной алгебры. (4 часа)
  4. О векторных величинах. Проекции вектора на координатные оси. Действия над проекциями. Закон движения в координатной и векторной форме. Задачи с элементами векторной алгебры.

  5. Кинематика. Графическое представление движения.
  6. (7 часов)

    Система отсчёта. Материальная точка. Путь и перемещение. Средняя, мгновенная и относительная скорости. Равномерное прямолинейное движение, графики зависимости координаты и скорости от времени. Ускорение. Равноускоренное, равнозамедленное и равнопеременное прямолинейное движение. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении. Движение по окружности: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. Связь угловых и линейных величин. Тангенциальное и нормальное ускорения.

  7. Творческий отчёт по теме “Механика”. (1 час)

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение жёсткости пружины. Расчет абсолютной и относительной погрешности измерения.
  2. Определение массы тела методом прямых и косвенных измерений.

Список литературы.

  1. О. Ф. Кабардин. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1988.
  2. О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.; Под ред. А. А. Пинского. Физика: Учебник для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики. – М.: Просвещение, 2002.
  3. В. А. Касьянов, В. А. Коровин. Тетрадь для лабораторных работ. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  4. С. Е.Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
  5. И. К. Кикоин, А. К. Кикоин. Физика: Учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Н. В. Лёзина, А. М. Левашов. Физика: Многоуровневые задачи с ответами и решениями. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  7. А. Е. Марон, Е. А. Марон. Контрольные работы по физике: 7, 8, 9 кл. – М.: Просвещение, 2003.
  8. В. Г. Пайкес, Е. С. Ерюткин, С. Г. Ерюткина. Дидактические материалы по физике. 9 класс. – М.: АРКТИ, 2001.
  9. А. П. Рымкевич. Физика. Задачник. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1999.
  10. Л. В. Тарасов, А. Н. Тарасова. Вопросы и задачи по физике. – М.: Высш. шк., 1984.
  11. Энциклопедия для детей “Аванта +”. “Физика”. Т – 16. Часть 1, 2.

Ключевые слова.

  1. Погрешности физических измерений.
  2. Прямые и косвенные измерения.
  3. Векторные величины.
  4. Проекция вектора.
  5. Закон движения.
  6. Материальная точка.
  7. Относительность движения.
  8. Перемещение.
  9. Равноускоренное движение.
  10. Центростремительное ускорение.
  11. Тангенциальное и нормальное ускорение.

Приложение 1

Приложение 2