Пояснительная записка
В настоящее время обучение физике в старшей школе строится на базе профильного обучения. В связи с этим возникла необходимость предпрофильной подготовки в 9-м классе основной школы. Данная программа предназначена для курсов по выбору по физике в 9-м классе.
Содержание курса “Механика” представлена в базовом курсе, но целью данной программы является формирование основ физики, более детальное и углубленное изучение данного раздела, т.к. в базовом курсе этот раздел представлен поверхностно. Когда учащиеся приходят в профильный класс возникают сложности, т.к. этот раздел даётся, как повторительно – обобщающий. Особое внимание уделяется в главе “Введение” обработке результатов, расчёт абсолютной и относительной погрешностей, построение и работа с графиками, рассматриваются задачи с элементами векторной алгебры. Также программа содержит лабораторные работы, позволяющие на практике изучить законы движения. Целью данного элективного курса является также самоопределение учеников относительно профиля обучения в старшей школе.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- отбирать необходимые приборы;
- выполнять измерения;
- вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
- представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
- интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
- роль эксперимента в познании;
- соотношение теории и эксперимента в познании;
- правила пользования измерительными приборами;
- происхождение погрешностей измерений, их виды;
- абсолютная и относительная погрешности;
- запись результата прямых измерений с учётом погрешности;
- сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений;
- индуктивный вывод, его структура.
В ходе курса планируются небольшие самостоятельные работы и обучающие тесты, которые позволяют закрепить полученные знания.
Итогом элективного курса “Механика” будут творческие отчёты учащихся по данной теме, который будет включать самостоятельный эксперимент, либо составленные и озвученные задачи.
Учебный план.
Курс предпрофильной подготовки.
9 класс (17 ч, 1 ч. в неделю)
№ п/ п |
Тема программы |
Кол-во часов |
Форма контроля |
1 |
Оценка погрешностей измерений. | 5 |
Самостоятельная работа. |
2 |
Основные элементы векторной алгебры. | 4 |
Самостоятельная работа. |
3 |
Кинематика. Графическое представление движения. | 7 |
Самостоятельная работа. Контрольный тест. |
4 |
Творческий отчёт. | 1 |
Учебно – тематический план
(предпрофильная подготовка)
(17 часа, 1 час в неделю)
№ п/ п в теме |
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1/ 1 |
Физические измерения. Погрешности физических измерений. | 1 |
лекция |
2/ 1 |
Погрешности и построение графиков.
Лабораторная работа №1 “Измерение жёсткости пружины”. |
1 |
лекция, лабораторная работа |
3/ 1 |
Погрешности при прямых и косвенных измерениях. Приложение 2 | 1 |
лекция, решение задач |
4/ 1 |
Примеры расчёта погрешностей при прямых и косвенных измерениях. | 1 |
решение задач |
5/ 1 |
Лабораторная работа № 2: “Определение массы тела методом прямых и косвенных измерений”. Приложение 1 | 1 |
Лабораторная работа |
6/ 2 |
Основные элементы векторной алгебры. О векторных величинах. | 1 |
лекция, решение задач |
7/ 2 |
Проекции вектора на координатные оси. Действия над проекциями. | 1 |
лекция, решения задач |
8/ 2 |
Закон движения в координатной и векторной форме. | 1 |
лекция, решения задач |
9/ 2 |
Решение задач на элементы векторной алгебры. | 1 |
самостоятельная работа |
10/ 3 |
Кинематика. Графическое представление движения. | 1 |
лекция, решение задач |
11/ 3 |
Основные понятия кинематики: система отсчёта, материальная точка, путь, перемещение и так далее. | 1 |
лекция, решение задач |
12/ 3 |
Равномерное прямолинейное движение, графики зависимости координаты и скорости от времени. | 1
|
лекция, решение задач |
13/ 3 |
Ускорение. Равноускоренное, равнозамедленное и равнопеременное прямолинейное движение. |
1 |
лекция, решение задач |
14/ 3 |
Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении. | 1 |
лекция, решение задач |
15/ 3 |
Движение по окружности: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. | 1 |
лекция, решение задач |
16/ 3 |
Тангенциальное и нормальное ускорение. Связь угловых и линейных величин. | 1 |
лекция, решение задач |
17/ 4 |
Творческий отчёт. Контрольный тест. |
1 |
Содержание программы.
9 класс (17 ч. 1 ч. в неделю)
Предпрофильные курсы.
МЕХАНИКА.
- Оценка погрешностей измерений. (5 часов)
- Основные элементы векторной алгебры. (4 часа)
- Кинематика. Графическое представление движения.
- Творческий отчёт по теме “Механика”. (1 час)
Физические измерения. Погрешности физических измерений. Погрешности и построение графиков. Погрешности при прямых и косвенных измерениях. Примеры расчёта погрешностей измерений.
О векторных величинах. Проекции вектора на координатные оси. Действия над проекциями. Закон движения в координатной и векторной форме. Задачи с элементами векторной алгебры.
(7 часов)
Система отсчёта. Материальная точка. Путь и перемещение. Средняя, мгновенная и относительная скорости. Равномерное прямолинейное движение, графики зависимости координаты и скорости от времени. Ускорение. Равноускоренное, равнозамедленное и равнопеременное прямолинейное движение. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении. Движение по окружности: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. Связь угловых и линейных величин. Тангенциальное и нормальное ускорения.
Фронтальные лабораторные работы.
- Измерение жёсткости пружины. Расчет абсолютной и относительной погрешности измерения.
- Определение массы тела методом прямых и косвенных измерений.
Список литературы.
- О. Ф. Кабардин. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1988.
- О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.; Под ред. А. А. Пинского. Физика: Учебник для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики. – М.: Просвещение, 2002.
- В. А. Касьянов, В. А. Коровин. Тетрадь для лабораторных работ. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
- С. Е.Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
- И. К. Кикоин, А. К. Кикоин. Физика: Учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994.
- Н. В. Лёзина, А. М. Левашов. Физика: Многоуровневые задачи с ответами и решениями. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- А. Е. Марон, Е. А. Марон. Контрольные работы по физике: 7, 8, 9 кл. – М.: Просвещение, 2003.
- В. Г. Пайкес, Е. С. Ерюткин, С. Г. Ерюткина. Дидактические материалы по физике. 9 класс. – М.: АРКТИ, 2001.
- А. П. Рымкевич. Физика. Задачник. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1999.
- Л. В. Тарасов, А. Н. Тарасова. Вопросы и задачи по физике. – М.: Высш. шк., 1984.
- Энциклопедия для детей “Аванта +”. “Физика”. Т – 16. Часть 1, 2.
Ключевые слова.
- Погрешности физических измерений.
- Прямые и косвенные измерения.
- Векторные величины.
- Проекция вектора.
- Закон движения.
- Материальная точка.
- Относительность движения.
- Перемещение.
- Равноускоренное движение.
- Центростремительное ускорение.
- Тангенциальное и нормальное ускорение.