Тип урока: интегрированный урок истории и информатики.
Форма урока: комбинированный урок-игра.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой, включая видеопроектор с демонстрационным экраном, и лицензионным программным обеспечением.
На компьютерах должна быть установлена операционная система Microsoft Windows 98 или выше и пакет Microsoft Office.
Обучающая программа по истории "Всеобщая история", учебное электронное издание, “История Древнего мира”, 5-й класс (ООО КОРДИС &МЕДИА"), 2004.
На каждом компьютере создан файл "Древний Восток" в программе PowerPoint с двумя заданиями, в 4-х вариантах (соответственно “Древний Восток 1, 2, 3, 4”).
Сопровождение урока – презентация.
Цели: обобщить знания по теме “Древний Восток”
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о жизни людей в древности;
- раскрыть важнейшие особенности данной страны;
- изучить и закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами.
Воспитательные:
- показать культурные достижения Древнего Востока;
- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, расширять кругозор;
- учить работать в группах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель информатики: Здравствуйте, ребята! Займите свои места. Вы находитесь в кабинете информатики и поэтому должны соблюдать все правила техники безопасности и правила ведения в компьютерном классе.
Сегодня урок необычный. Мы вспомним знания по информатике и истории. Вы покажете, как вы умеете работать на компьютере и с разными видами информации. Давайте, вспомним, какие бывают виды информации? (Графическая, текстовая, звуковая, числовая).
Молодцы, ребята! Кроме этого, вы расскажете, какую информацию получаете на уроках истории.
Учитель истории: А на уроке истории, который сегодня будет проходить в форме игры, мы обобщим знания о тех древних странах, которые называются странами Древнего Востока. И ваша задача, показать знания, набрав как можно больше жетонов за правильно данный ответ. Работать будете как в командах, так и в одиночку. В конце урока получите оценки за количество правильных ответов, за количество жетонов. А в конце урока вы проверите себя, решив тестовое задание и получив ещё одну оценку.
И так, ваше первое задание.
II. Основная часть
Учитель информатики: Сейчас, ребята, мы поработаем на компьютерах (Учитель объясняет, как открыть нужный файл (Приложение1). Вспомним еще раз тему урока (слайд 1).
Какой вид информации на ваших экранах? (графический), слайд 2.
1 задание
"Реки"
Учитель истории: вы должны определить название реки и страны, в которой она протекает (задания по группам).
2 задание
“Мозговой штурм”
Учитель истории: Будьте внимательны, вы должны быстро ответить на мой вопрос. За каждый правильный ответ набираете жетоны.
Вопросы и ответы:
- Древняя столица Египта (Мемфис)
- Повелитель всего Египта(Фараон)
- Гробница фараона.(Пирамида)
- Дата объединения Северного и Южного Египта.(3 тыс. лет до н.э.)
- Особые приспособления для полива.(Шадуфы)
- Основное занятие стран жителей стран Востока.(земледелие).
- Знаменитые законы… (Хаммурапи).
- Дата правления царя Хаммурапи(1792-1750 до н.э.)
- Город, на реке Евфрат(Валлон).
- Система органов, созданных для управления страной(государство).
- Большое и сильное государство(Держава).
- Предоставление земли на определенных условиях(Аренда).
- Посланник бога (Жрец).
- Как называли в древности Междуречье(Месопотамия).
- Финикийская письменность(Алфавит).
- Его недостаток(Отсутствие гласных).
- Первое чудо света Древнего Египта(Пирамиды).
- “Живой товар” финикийцев(Рабы).
- Год крупных завоеваний фараона Тутмоса III(1500 год до н.э.).
- Назовите известного мудреца Индии, основателя религии(Будда).
- Какой мудрец жил в Китае?(Конфуций).
- Группы людей в Индии с определенными правами и обязанностями(Касты, Варны).
- “Город крови”, “Логово волков”(Ниневия).
- Когда пала Ниневия?(В 612 году до н.э.)
- Выборные вожди Индии( Раджи).
- Где правили Кир и Дарий?(В П5ерсии).
- В течение скольких лет строилась Великая китайская стена? (10 лет).
3 задание.
“Крылатые фразы”
Слайд 3.
4 задание.
“Маска, я тебя знаю”
Работа с проектором.
Учитель истории: А сейчас посмотрите на экран. Следующее задание называется “Маска, я тебя знаю”. На экране появится изображение, вы должны определить– кто это?
5 задание.
“Носители информации”
Учитель информатики:
В предыдущем задании, с каким видом информации вы работали?
- Что можно делать с информацией? (Передать, хранить, обработать, получить)
- Что было основным носителем информации в Египте? (Папирус).
- На чем делались записи в Двуречье? (Таблички из мягкой глины).
- На чем делались записи в Древней Индии? (Полоски из пальмовых листьев).
- Как называются загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц, саркофагов? (Иероглифы)
- Как дошла информация о древности?(с помощью носителей информации).
Теперь посмотрим, выглядели носители информации древности. (Демонстрация слайдов).
6 задание
“Кто лишний?”
Учитель истории: И так, снова смотрим на экран. Боги какой страны изображены на экране и кто из них “лишний”?
Демонстрируется слайд.
7 задание
Выполнение теста на компьютере.
Учитель информатики: А сейчас, вы сможете проверить себя, работая на компьютерах. Сначала заполните "Зачетные книжки". Запишите количество жетонов и результаты теста.
Учащиеся выполняют тестовую работу.
III. Подведение итогов.
Учитель информатики: За умение соблюдать технику безопасности на уроке, работать с компьютером, за знание темы "Информация" я вам ставлю оценку "отлично".
Учитель истории: Оценки по истории, вы получите на следующий урок, после того как я проанализирую ваши результаты по "Зачетной книжке".