Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Основным видом деятельности учащихся является поисково-исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, логическое осмысление физических процессов, выдвижения гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, а также предполагает использование коммуникативных умений (умение работать в группе, культуру ведения дискуссий, а также презентации результатов). Проведение занятий может быть организованно в индивидуальной и фронтальной форме.
Основная идея курса в том, чтобы, обобщая физические знания, показать значимость науки в технике и техническом творчестве. Он относится, в большей степени, к прикладным элективным курсам. Физическая игрушка здесь выглядит как результат воплощения в практику физических знаний, либо как их иллюстрация. Предполагается, что после прохождения элективного курса ученик будет более чётко понимать взаимосвязь явлений, которые происходят в окружающем мире, и приобретёт конкретные практические навыки. Курс по длительности 18 часов в 9-м классе, рекомендуется его проводить во второй половине учебного года один раз неделю.
Программа предполагает углубление, расширение и обобщение теоретической части основных тем, изучение которых заканчивается в 9 классе. Это: “законы динамики”, “силы в механике”, “статика”, “гидро-аэростатика”, “элементы “аэродинамики”, “законы сохранения механической энергии и импульса”, “электромагнитные волны”, “световые явления”. Обобщение материала по темам должно проходить, в основном, на качественном уровне. Повторяя и углубляя знания по различным разделам на теоретическом уровне, учащиеся решают задачи, в большей степени, с практическим содержанием. Программа опирается на базовый уровень и материал учебника для 9 класса “Физика-9” (авторы А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник), “Физика-7” и “Физика-8” (автор А. В. Перышкин).
Цель курса:
- Дать учащимся возможность определиться с выбором профиля дальнейшего обучения.
- Формировать познавательные интересы учащихся к предмету, создавая положительную мотивацию к дальнейшему, более глубокому, знакомству с физической наукой, используя детскую игрушку как воплощение физических идей и знаний.
- Расширить знания по основным вопросам курса физики, формировать умения самостоятельной работы с различными источниками информации: глобальной сетью Интернет, учебной, справочной и технической литературой, в том числе научными журналами.
Основные задачи:
Способствовать развитию интереса к изучению физики, творческих наклонностей учащихся и практических умений при создании технических изделий.
- Учить, на конкретных примерах, распознавать физические законы и явления, используемые в конструкциях-изделиях, подчёркивая общность законов науки и их универсальность.
- Познакомить учащихся с основами конструирования, учить создавать свои учебные и технологические карты изделий.
- Учить проектировать и создавать простейшие устройства: действующие модели, которые иллюстрируют, какое либо явление или закон, новые или изменённые модели игрушек. Кроме логического осмысления физических процессов на задачах с практическим содержанием, формировать умения рассчитывать элементы конструкции.
- Создавать условия для приобретения учащимися опыта участия в учебных дискуссиях, исследованиях, формировать навыки проектной и исследовательской деятельности.
- Учить детей выступать - защищать свою конструкцию, оформлять о готовом изделии описание (по разработанному шаблону), статью, брошюру.
Ожидаемые результаты данной программы:
- Получить новые дополнительные знания по физике (вне базового курса);
- Приобрести и развить навыки самостоятельной работы с различными источниками информации (освоить способы анализа и отбора информации, приемов конструирования сообщения);
- Развить навыки решения качественных задач и выполнения заданий с элементами конструирования;
- Формировать умения участвовать в дискуссии, строить логическую цепь рассуждения, выбирать средства для решения поставленных задач;
- Определиться в выборе профиля обучения.
Тематическое планирование
№ п/п Темы |
Темы занятий | Всего часов:18 |
1 | Законы динамики | 1 |
2 | Силы в механике. | 2 |
3 | Статика. Законы статики. Лабораторная работа №1 “Определение положения точки центр масс тела неправильной формы”. |
2 |
4 | Гидро-аэростатика. Элементы гидро-аэродинамики. | 1 |
5 | Закон сохранения импульса. Закон
сохранения механической энергии. Лабораторная работа № 2 “Проверка закона сохранения механической энергии. Определение потенциальной энергии растянутого резинового шнура”. Учебные и технологические карты изделия. Практическое занятие по изготовлению изделий. |
4 |
6 | Электромагнитные волны. Световые волны. Лабораторная работа №3 “Изучение законов преломления света”. Практическое занятие по изготовлению изделий. Практическое занятие: “Составление описания прибора, изделия или готовой конструкции”. |
5 |
7 | Итоговое тестирование. Анкетирование. | 1 |
8 | Итоговая защита:
|
2 |
Содержание программы
Тема 1. Законы динамики.
Инертность тел. Масса тела. Явление инерции. Законы Ньютона. Инерционные игрушки. Применение и учёт инерции в технике и природе.
Тема 2. Силы в механике.
Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Деформация тела. Сила упругости. Сила трения. Силы трения: скольжения, покоя, качения. Деформация тела. Виды деформаций. Сила упругости. Сила веса. Использование и учёт сил в технике и природе. Использование механических сил в игрушках. Двигатели гравитационные, ветряные, пружинные, электрические и их конструкторские особенности.
Демонстрации:
- Двигатели: гравитационные, ветряные, пружинные, электрические.
- Зубчатая передача и её виды. Другие виды передач: ремённая, цепная, фрикционная.
Фронтальный эксперимент:
Измерение и расчёт жёсткости пружины.
Тема 3. Статика.
Центр масс. Правило моментов. Равновесие и покой. Виды равновесия. Устойчивость. Устойчивость в механизмах и сооружениях. Учёт и использование законов статики в технике и природе. Устойчивость в конструкциях-игрушках. Применение законов статики при изготовлении игрушек.
Демонстрации:
- Виды равновесия (на модели).
- Игрушки со смещённым центром масс: неваляшки, кукла с закрывающимися глазами, клоун на перекладине, подъём вверх по наклонной плоскости двух склеенных основаниями конусов и т. п.
Фронтальный эксперимент:
1. Проверка условия равновесия рычага.
Лабораторная работа №1 “Определение положения точки центр масс тела неправильной формы”.
Тема 4. Гидро-аэростатика. Элементы гидро-аэродинамики.
Сила давления. Давление. Гидростатическое давление. Закон Паскаля. Архимедова сила. Гидро-аэродинамики. Закон Бернулли. Механика гидро и аэротехники Самолётостроение. Современное судостроение. Крылья в водном транспорте. Использование законов гидростатики и законов гидро-аэродинамики в игрушках, в технике и природе.
Демонстрации:
- Насос, шприц, водный пистолет.
- Водоструйный насос.
- Подъёмная сила крыла.
- Поведение шара в струе воды или воздуха.
- “Картезианский” водолаз.
- Водяные пистолеты.
- Водные и “водоплавающие” игрушки.
Фронтальный эксперимент:
- Изготовление моделей летающих самолётов.
- Проявление закона Бернулли при движении воздуха над поверхностью бумажного листа.
Тема 5. Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии.
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивная тяга. Закон сохранения энергии. Кинетическая и потенциальная энергии в механике. Взаимопревращения энергии. Закон сохранения энергии в механике. Маятники Максвелла, математический, пружинный и физический в игрушках. Бифилярный маятник. Электростатический маятник.
Использование законов сохранения в технике и их проявление в природе. Объяснение принципа работы гравитационных, ветряных, пружинных и электрических двигателей на основе закона сохранения энергии.
Демонстрации:
- Маятники: маятник Максвелла, математический и пружинный маятники, физический маятник.
- Электростатический маятник.
Лабораторная работа № 2 “Проверка закона сохранения механической энергии. Определение потенциальной энергии растянутого резинового шнура”.
Тема 6. Электромагнитные волны. Световые явления.
Электромагнитные волны и их свойства. Микрофон. Телефон. Элементарные сведения о радиосвязи. Современные средства связи. Сотовая связь. Радиоуправляемые устройства. Принцип работы радиоуправляемых моделей, радиопереговорных устройств. Световые явления. Явление отражения и преломление света. Бинокулярное зрение. Оптические приборы: перископ, микроскоп, бинокль, телескоп, стереоскоп
Демонстрации:
- Микрофон. Телефон.
- Принцип действия радиопередатчика и радиоприёмника.
- Электромагнитное реле. Радиоуправление.
- Проводной телефон. Радиоуправляемые игрушки. Детская рация
- Свойства электромагнитных волн (на установке Шахмаева).
- Камера-обскура.
- Оптические приборы: перископ, микроскоп, бинокль, телескоп, стереоскоп, калейдоскоп.
Лабораторная работа № 3 “Изучение законов преломления света”
Тема 7. Итоговое тестирование. Анкетирование.
Тема 8. Итоговая защита:
- Теоретические проекты.
- Самодельные физические приборы.
- Самодельные изменённые игрушки.
Список литературы для учителя.
- Коваленко В. И., Куленёнок В. В. Объекты труда. Просвещение. 2000 г.
- Физика. Великие открытия. Популярная школьная энциклопедия. М., 2000 г.
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Экспериментальные задания по физике. М., 2001г.
- Хорошавин С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в классах с углубленным изучением предмета. Ч. 1, 2. – М., 2004 г.
- Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Увлекательная физика. Сборник заданий и опытов для школьников. М., 2000 г.
- Шаталов В. Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике. Просвещение.1997 г.
- Долицкий А. Б., Заславский Е. Ю. Физическая лаборатория. Учебное пособие для учителей и учащихся. Выпуск 1. Механика. М. МИРОС, 1997 г.
- Дик Ю. И, Кабардин О. Ф., Орлов В. А и др. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики 10–11 кл. Просвещение, 2002 г.
- Сурдин В.Г. “Астрономические задачи”. М. 2002 г.
- Павленко Ю.Г. “Начала физики”. М., “Экзамен”, 2005 г.
- Ланина И. Я.. Внеурочная работа по физике. Просвещение.1977 г.
- Иванов А. С. Проказа А. Т. Мир механики и техники. Просвещение. 1993 г.
- Кабардин О. Ф. Внеурочная работа по физике. Просвещение. 1983 г.
- Глазунов А. Т. Техника в курсе физики. Просвещение.1977 г.
- Тесты для школьников и поступающих в вузы. Кабардин О.Ф. Просвещение. 2002 г.
- Иванов А. С. Проказа А. Т. Мир механики и техники. Москва. "Просвещение". 1993 г.
- Марон Е. А., Марон А. Е. Дидактический материалы, 9 класс. 2001 г.
Список литературы для учащихся.
- Гулиа Н. В. Удивительная физика. О чем умолчали учебники. М. 2003 г.
- Рабиза Ф. В. Простые опыты. Забавная физика для детей. М. 1997 г.
- Большая энциклопедия школьника. Москва. "Росмэн". 2000 г.
- Иванов А. С. Проказа А. Т. Мир механики и техники. Москва. "Просвещение". 1993 г.
- Ландсберг Г. С. Элементарный учебник физики. Том I, II, Ш. Москва. АОЗТ "Шрайк". 1995 г.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 1, книга 2. Чебоксары. 1994 г.
- Энциклопедический словарь юного физика. М. Педагогика. 2002 г.
- Большая энциклопедия школьника. Москва. "Росмэн". 2000 г.