Цели:
- Познакомить учащихся с понятиями: цена, количество, стоимость;
- Установить взаимосвязь между этими величинами и построить формулу стоимости
Задачи:
- Начать формировать представление о формуле стоимости, взаимосвязях величин: цены, количества, стоимости.
- Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи различного вида.
- Воспитывать аккуратность, логическое мышление, интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их, садитесь.
Итак, проверьте, друзья, вы готовы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
Дата. Наименование работы.
Устный счет.
- Запишите сумму 99 и 1, произведение чисел 20 и 4, на сколько 150 больше 50, запишите число 930 без 130, сумму чисел 30 и 40, частное чисел 72 и 9, площадь прямоугольника, если длина- 9 см, ширина- 3 см.
2. Постановка учебной задачи.
1) Вычислить удобным способом.
98+36+2+64 = 200
152+27+ 173+48=400
4+100+219+196+81=600
- Какое свойство сложения вы использовали? (переместительное, сочетательное).
- Найдите карточки, выражающие эти свойства в общем виде.
а+в = в+а (а+в) +с = а+ (в+с)
- Как вы думаете, эти свойства мы можем использовать только для наших трех примеров или для всех подобных?
- Молодцы! Вы отметили самое главное свойство буквенных равенств: они выражают существенные связи и тем самым помогают решать огромное количество конкретных задач.
А теперь скажите, какую закономерность вы наблюдаете в полученном ряде чисел вы наблюдаете ? (увеличиваются на 200)
- Назовите 5-е число этого ряда ( 1000)
- Как вы находили?
- Удобно ли с помощью такого метода найти, например, 4000 член этого ряда?
- Да, ребята, действительно, если за 1 сек находить по 1 члену ряда, то нам потребуется 10 лет, чтобы заниматься на уроках математики только этим.
- А давайте попробуем написать п-ый член ряда с помощью формулы. Чем мы можем заменить сложение одинаковых слагаемых? (умножением)
- На сколько умножаются последовательно числа натурального ряда?
- 1 член- 200. Умноженное на …?
- А дальше? (200 х 2, 200 х 3)…
- А как получить п-ый член? (200 х п)
- Значит, если обозначить п-ый член Ап, то как будет выглядеть формула? (Ап =200 х п)
- А теперь найдите по этой формуле 4000 –ый член ряда ( 800 000)
- Значит, с помощью формулы мы смогли за 1 мин сделать то задание, которое без формулы надо было бы выполнять 10 лет обучения в школе на каждом уроке математики.
Вывод: В этом и состоит значение формулы.
А какие еще формулы вы знаете?
(дети называют и выставляют их на доске)
2) Создание проблемной ситуации.
- Молодцы! Вы хорошо помните формулы. А сейчас посмотрим, как вы можете их применять при решении задач. Я читаю задачи, а вы пишите в тетрадях формулы, описывающие взаимосвязь между величинами этих задач и устно решите их, записав под формулой ответ.
- Пешеход прошел 24 км за 4 часа. С какой скоростью он шел? (формула движения).
- Длина прямоугольника – 5 дм, а ширина – 2 дм. Какова его площадь?
(Площадь равна произведению дин его сторон)
- За 4 книги заплатили 360 руб. Какова цена одной книги? ???
3) Постановка проблемы и сообщение темы урока.
- Почему вы не записали формулу? (нет подходящей)
- А часто ли приходится решать задачи на покупку товаров?
- Сегодня мы с вами установим – какие величины характеризуют процесс покупки товаров, введем обозначения и построим формулу стоимости. (Название темы).
3. “Открытие” нового знания детьми.
Скоро 8 марта. И многие из вас, да, наверное, все – отправятся в магазин за подарками для мам. Вы решили, что подарите маме. Но скажу вам по секрету- самый прекрасный подарок- это цветы. И вы ребята, сейчас сможете приобрести букеты в нашем магазине.
Решение задач.
- Сколько надо заплатить за этот букет роз из 3 цветков, если цена розы – 80 рублей.
- Как вы понимаете, что такое цена?
- Сколько стоит букет их 5 гвоздик, если цена 1 цветка – 30 руб. ?
- Сколько надо заплатить за букет из 7 тюльпанов, если 1 тюльпан стоит 25 руб. ?
- Сколько надо заплатить за букет нарциссов, если цена 1 цветка а руб. ?
а х п
- Что общего во всех этих задачах? (решали умножением, находили сколько стоит один букет)
- О каких величинах идет речь?
- Как найти стоимость, зная цену и количество?
- Принято обозначать стоимость с , цену – а, количество- п
- Запишите формулу, связывающую эти величины с= а х п. Это формула стоимости.
- Как из этой формулы найти цену? Количество? Сопоставьте вывод с учебником стр. 28
- А теперь давайте вернемся к задаче, вызвавшей у вас затруднение.
360 : 4 = 90 рублей.
4. Первичное закрепление.
№ 2 стр. 29, № 3 стр. 29.
Самостоятельная работа.
По карточкам.
У вас на партах карточки с текстами задач. Запишите решение задач и ответ.
Самопроверка и разбор.
Вывод: На какие известные вам формулы похожа формула стоимости?
- Чем похожи эти формулы?
5. Решение на повторение.
№6 стр. 30, № 7 стр. 30, № 4 стр. 29.
Итог: Закрыли тетради, передали вперед. Я успела проверить ваши самостоятельные работы. Отлично справились - _______________, хорошо - __________. Надеюсь, что в будущем смогу поставить вам больше отличных отметок.
6. Итог урока.
Итак, с какой новой формулой мы сегодня познакомились?
- Как она нам пригодится в жизни?
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Д/з на доске стр. 28 № 1 , № 3 стр. 29.