Цели:
1) Познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предмета; научить ставить вопросы к словам;
2) Развитие умения находить в словах орфограммы;
3) Воспитание внимания к словам;
Оборудование: Иллюстрации животных и птиц: медведя, зайца, сороки, вороны, синицы; словарные слова, карточки “Орфографические часики” для обратной связи, карточки для контроля, елочка.
Ход урока
Организационный момент:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
Цель урока:
Всему название дано –
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все что может видеть глаз –
Над нами и под нами –
И все что в памяти у нас, -
Означено словами.
Сколько чудесного и таинственного прячется за словами. Язык на котором мы говорим,
Очень богат. Слов в русском языке очень много. И все они делятся на части. Какие части речи мы уже знаем? Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
Фонетический анализ. Минутка чистописания.
(На доске иллюстрация ели)
Как называется дерево? Сделаем звуко-буквенный анализ слова ЕЛЬ. Сколько слогов в этом слове? Сколько букв? Назовем звуки по порядку.(Й Э Л) Что особенного в этом в этом слове? Когда буква Е обозначает два звука? В какой позиции?
Елочка ветвистая, красивая. Какое это дерево? Что растет на ели? Кто догадался, написание какой буквы будем проверять? (Ш)
Проверьте, правильно ли написали?
Самоконтроль. Дети проводят параллельные линии простым карандашом.
Орфографическая минутка.
К нашей елочке пришли гости. Кто это?
Внимание “Дырявое письмо”. Запишите, пропуская “опасное место”.
С-рока, м-дведь, белка, за-ц, в-рона, с-ница.
Вставьте карандашом пропущенную букву.
Проверка по карточкам “ Орфографические часики”
На какие группы можно разделить слова? Какое лишнее? (БЕЛКА)Почему?
Составьте из данных слов предложение.
ЗАЯЦ, ДЕРЕВОМ, ПОД, СИДИТ, БОЛЬШИМ.
Отметьте “ опасные места”. Кто больше соберет орфограмм?
Запись предложения по алгоритму.
- Прочитай предложение;
- Найди “опасные места”
- Повтори предложение орфографически;
- Запиши предложение, диктуя себе по слогам;
- Проверь предложение.
Физминутка.
Новая тема:
Подул ветерок и унес некоторые слова. Помогите вставить.
Зайку ________ хозяйка,
Под дождем ______зайка.
Со скамейки ______ _ _____
Весь до ниточки промок.
Какие слова вставили? Что общего между этими словами? Что они обозначают?
Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? Называются глаголом, это часть речи. Какие части речи мы уже знаем?
Формируем таблицу
(На ель прикрепляем таблички со словами СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ЧАСТИ РЕЧИ). Вывод.
Закрепление
Прочитай отрывок из сказки. На какие вопросы отвечают выделенные слова? Выпишите слова – действия с вопросами.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
Прочитайте текст.
Однажды Винни-Пух гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий – превысокий дуб. На самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал.
Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и задумался.
Поставьте вопросы к выделенным словам. Запишите слова в два столбика. ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Вывод: О тех словах, которые произошли, мы будем спрашивать ЧТОДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО СДЕЛАЛИ?
Контроль знаний. (по уровням)
1 вариант: Соедините стрелками слова с вопросами.
Что делала? Прыгал Что делал? Рисовали Что делали? Ловила
2 вариант: Найдите в стихотворении слова – действия, подчеркните.
Вышел Котик на тропинку,
На прогулку, на разминку,
Облизнул усатый ротик,
Выгнул бархатную спинку.
Проверка.
Игра “Аукцион”
Кто желает, чтобы животные погостили у вас на парте? Назовите действия этих животных.
Итог урока:
С какой частью речи познакомились?
На какие вопросы отвечают? За работу на уроке дарю елочки. Помните, что слов в нашей речи очень много, как иголочек и все они делятся на части. Какие части речи знаете?
Домашнее задание.
Оценки.