Русский язык во 2-м классе. Урок-обобщение по теме: "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Обобщить знания учащихся о части речи - имени существительном.
  2. Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора учащихся.
  3. Развитие умения обобщать полученные знания.
  4. Развитие коммуникативных способностей и умение работать со словарём.

Оборудование. Рисунки детей сказочной страны; альбом “Имя существительное”, словарь С. И. Ожегова; картинки одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Оформление классной доски.

Чистописание.

ЙйЙ йЙй йог йод

Упр. 3

сапожок

сапожищи

сапожник

сапожничать

сапожный (крем)

Упр. 2

Что?

Тема. Имя существительное.

Что мы знаем о нём?

План работы.

1. Осторожно, чистописание!

2. Три секрета Волшебника.

3. Итог. Тайна схемы.

4. Сюрприз от доброго Волшебника!

Альбом – тетрадь из плотных листов в переплёте для рисунков, каких-нибудь коллекций, фотографий.

Упр. 1

Комарик, дует, Пушкин, хлопья, настилает, век, гордость, гордый, газон, снегопад, мокро, шелест, буерак.

Упр. 2

кто?

Ход урока

1 этап.

- Знаете ли вы что такое альбом? Какие бывают альбомы? (ответы детей).

- Обратимся к помощнику – толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.

На доске. Альбом – тетрадь из плотных листов в переплёте для рисунков, каких-нибудь коллекций, фотографий.

- Сегодня мы создадим свой альбом, необычный. Для этого сначала немного пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что мы плывём на огромном красивом корабле, шумит ветер, нас качает и вдруг – Земля! Выходим на берег. Красота вокруг необычайная: диковинные развесистые деревья, цветы редкостных видов, небо – синее-синее, птицы с разноцветным оперением поют на все голоса.

- Мы оказались в прекрасной стране, которая называется просто – Речь. 1 лист альбома.

- Откройте глаза и рассмотрите рисунки на доске. Так изобразили эту страну вы на уроке изобразительного искусства. Рисунок 1

- Верите ли вы в волшебников? Встречали ли вы их в жизни? (ответы детей).

- Сегодня мы встретимся с настоящим волшебником, жителем страны Речь. Зовут его Имя существительное. 2лист альбома.

2 этап.

- А в гостях он у нас потому, что тема сегодняшнего урока (читают на доске). Ознакомимся с планом работы на уроке (читают на доске). Волшебник очень добрый, но не любит ленивцев. Давайте покажем ему, как умеем трудиться.

Чистописание. ййй ййй йог йод

- Знаете ли вы, что означают эти слова? (ответы детей). Найдём объяснение в толковом словаре С. И. Ожегова. (читает учитель).

3 этап.

- Что общего в этих словах? (имена существительные).

- Как доказать это? (обозначают предмет).

1 секрет. Имя существительное обозначает предмет. 3 лист альбома.

- Взмах волшебной палочкой и перед нами появляется любое слово, обозначающее предмет.

Самостоятельная работа.

На доске слова. (упр. 1) Выписать только имена существительные. Проверка.

- Какие непонятные слова встретили?

Буерак – небольшой враг, а также провал между сугробами.

- Устно придумайте предложение с этим словом.

- Перед вами две группы предметов. Как вы думаете, по какому признаку они разделены? (одушевлённые и неодушевлённые). 4,5 листы альбома.

2 секрет. Имена существительные бывают одушевлённые, отвечающие на вопрос кто? и неодушевлённые, отвечающие на вопрос что? 6 лист альбома.

Практическая работа.

Заполните кроссворды, отгадав загадки (ребёнок, отгадавший загадку первым, выходит к доске и записывает в нужный столбик).

Воробей. Птичка – невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок.

Ветер. Неживой, невидимый, а со свистом летит.

Товарищ. Как ещё можно назвать приятеля, друга?

Учитель. Вставьте пропущенное слово. Вставайте дружно каждый раз, когда … входит в класс.

Урожай. Как назвать одним словом? Будет белая пшеница

Будет рожь и чечевица,
В огороде лук, бобы,
В лесу ягоды, грибы,
А в саду зелёный хмель.
Лей-ка, дождик, не жалей.

Фамилия. Наследственное, семейное наименование человека, прибавляемое к имени, переходящее от отца (или матери) к детям.

Заяц. Угадайте. Врагов у него много. И всё-таки живёт он и не тужит. А выручают его острый нюх, чуткие уши, шубка и быстрые ноги.

Сапоги. Два братца не могут расстаться: утром - в дорогу, ночью – к порогу.

- На доске слова. (упр. 3)

- Как назвать эту группу слов? (однокоренные) Выделите корень. Все ли они существительные?

Физминутка. Я называю слова, а вы изображаете только имена существительные, уточняя, одушевлённый или неодушевлённый предмет вы изобразили. Жираф, цапля, скрипач, ест, дерево, скрипач, кипит.

Игра “вопрос-ответ”. Комментированное письмо.

  • Назовите ФИО своей бабушки. (бабушка Орлова Татьяна Петровна)
  • В какой области вы живёте? (Томская область)
  • На берегу, какой реки стоит наше село? (река Чулым)
  • О каком созвездии идёт речь в песне:
    Там высоко-высоко
    Кто-то пролил молоко
    И появилась млечная дорога.

(созвездие Млечный путь)

Назовите свой любимый детский журнал (журнал “Клёпа”)

Как зовут твоего любимого четвероногого друга? (кот Пушок)

- Объясните, почему одни слова пишите с большой, а другие с маленькой буквы?

3 секрет. Существительные бывают собственными и нарицательными. Расскажите правило написания собственных и нарицательных имён существительных. 7 лист альбома.

- В каких случаях ставятся кавычки?

- Придумайте предложение, чтобы в нём были собственные и нарицательные имена существительные. Запишите его.

5 этап.

- Обратимся к плану работы на доске. Мы с вами открыли три секрета Имени Существительного и пора подвести итог, разгадав схему: имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?- одушевлённые и что?- неодушевлённые, бывают собственными и нарицательными. - Проговаривают ещё раз шёпотом.

- Чтобы ещё раз показать Волшебнику наше умение в распознавании имён существительных, поиграем. Я читаю фольклорные потешки, а вы хлопните, если услышите имя существительное.

1. Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половички курочка веничком метёт.

2. Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке – платок,
Посерёдочке цветок.
Братьям – соколам –
По козловым сапогам,
Сестрицам – лебедицам –
Да по белым рукавицам.

3. Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.

- Я думаю, что добрый Волшебник остался очень доволен. Он благодарит вас за прекрасную работу и дарит на память свою фотографию – это и есть сюрприз. Вы раскрасите его и если захотите – сделаете свой альбом. Как думаете, все ли странички альбома мы пролистали?(ответы детей). Вы правы. Но об этом узнаете во 2 и3 классах. У существительного ещё очень много тайн и альбом получится толстым и тяжёлым.

Приложение

Список литературы:

Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное. - М. : РИО “Самовар”, 1994.