Цели.
- Обобщить знания учащихся о части речи - имени существительном.
- Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора учащихся.
- Развитие умения обобщать полученные знания.
- Развитие коммуникативных способностей и умение работать со словарём.
Оборудование. Рисунки детей сказочной страны; альбом “Имя существительное”, словарь С. И. Ожегова; картинки одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Оформление классной доски.
Чистописание. ЙйЙ йЙй йог йод Упр. 3 сапожок сапожищи сапожник сапожничать сапожный (крем) Упр. 2 Что? |
Тема. Имя существительное. Что мы знаем о нём? План работы. 1. Осторожно, чистописание! 2. Три секрета Волшебника. 3. Итог. Тайна схемы. 4. Сюрприз от доброго Волшебника! |
Альбом – тетрадь из плотных листов
в переплёте для рисунков, каких-нибудь коллекций,
фотографий. Упр. 1 Комарик, дует, Пушкин, хлопья, настилает, век, гордость, гордый, газон, снегопад, мокро, шелест, буерак. Упр. 2 кто? |
Ход урока
1 этап.
- Знаете ли вы что такое альбом? Какие бывают альбомы? (ответы детей).
- Обратимся к помощнику – толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
На доске. Альбом – тетрадь из плотных листов в переплёте для рисунков, каких-нибудь коллекций, фотографий.
- Сегодня мы создадим свой альбом, необычный. Для этого сначала немного пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что мы плывём на огромном красивом корабле, шумит ветер, нас качает и вдруг – Земля! Выходим на берег. Красота вокруг необычайная: диковинные развесистые деревья, цветы редкостных видов, небо – синее-синее, птицы с разноцветным оперением поют на все голоса.
- Мы оказались в прекрасной стране, которая называется просто – Речь. 1 лист альбома.
- Откройте глаза и рассмотрите рисунки на доске. Так изобразили эту страну вы на уроке изобразительного искусства. Рисунок 1
- Верите ли вы в волшебников? Встречали ли вы их в жизни? (ответы детей).
- Сегодня мы встретимся с настоящим волшебником, жителем страны Речь. Зовут его Имя существительное. 2лист альбома.
2 этап.
- А в гостях он у нас потому, что тема сегодняшнего урока (читают на доске). Ознакомимся с планом работы на уроке (читают на доске). Волшебник очень добрый, но не любит ленивцев. Давайте покажем ему, как умеем трудиться.
Чистописание. ййй ййй йог йод
- Знаете ли вы, что означают эти слова? (ответы детей). Найдём объяснение в толковом словаре С. И. Ожегова. (читает учитель).
3 этап.
- Что общего в этих словах? (имена существительные).
- Как доказать это? (обозначают предмет).
1 секрет. Имя существительное обозначает предмет. 3 лист альбома.
- Взмах волшебной палочкой и перед нами появляется любое слово, обозначающее предмет.
Самостоятельная работа.
На доске слова. (упр. 1) Выписать только имена существительные. Проверка.
- Какие непонятные слова встретили?
Буерак – небольшой враг, а также провал между сугробами.
- Устно придумайте предложение с этим словом.
- Перед вами две группы предметов. Как вы думаете, по какому признаку они разделены? (одушевлённые и неодушевлённые). 4,5 листы альбома.
2 секрет. Имена существительные бывают одушевлённые, отвечающие на вопрос кто? и неодушевлённые, отвечающие на вопрос что? 6 лист альбома.
Практическая работа.
Заполните кроссворды, отгадав загадки (ребёнок, отгадавший загадку первым, выходит к доске и записывает в нужный столбик).
Воробей. Птичка – невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок.
Ветер. Неживой, невидимый, а со свистом летит.
Товарищ. Как ещё можно назвать приятеля, друга?
Учитель. Вставьте пропущенное слово. Вставайте дружно каждый раз, когда … входит в класс.
Урожай. Как назвать одним словом? Будет белая пшеница
Будет рожь и чечевица,
В огороде лук, бобы,
В лесу ягоды, грибы,
А в саду зелёный хмель.
Лей-ка, дождик, не жалей.
Фамилия. Наследственное, семейное наименование человека, прибавляемое к имени, переходящее от отца (или матери) к детям.
Заяц. Угадайте. Врагов у него много. И всё-таки живёт он и не тужит. А выручают его острый нюх, чуткие уши, шубка и быстрые ноги.
Сапоги. Два братца не могут расстаться: утром - в дорогу, ночью – к порогу.
- На доске слова. (упр. 3)
- Как назвать эту группу слов? (однокоренные) Выделите корень. Все ли они существительные?
Физминутка. Я называю слова, а вы изображаете только имена существительные, уточняя, одушевлённый или неодушевлённый предмет вы изобразили. Жираф, цапля, скрипач, ест, дерево, скрипач, кипит.
Игра “вопрос-ответ”. Комментированное письмо.
- Назовите ФИО своей бабушки. (бабушка Орлова Татьяна Петровна)
- В какой области вы живёте? (Томская область)
- На берегу, какой реки стоит наше село? (река Чулым)
- О каком созвездии идёт речь в песне:
Там высоко-высоко
Кто-то пролил молоко
И появилась млечная дорога.
(созвездие Млечный путь)
Назовите свой любимый детский журнал (журнал “Клёпа”)
Как зовут твоего любимого четвероногого друга? (кот Пушок)
- Объясните, почему одни слова пишите с большой, а другие с маленькой буквы?
3 секрет. Существительные бывают собственными и нарицательными. Расскажите правило написания собственных и нарицательных имён существительных. 7 лист альбома.
- В каких случаях ставятся кавычки?
- Придумайте предложение, чтобы в нём были собственные и нарицательные имена существительные. Запишите его.
5 этап.
- Обратимся к плану работы на доске. Мы с вами открыли три секрета Имени Существительного и пора подвести итог, разгадав схему: имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?- одушевлённые и что?- неодушевлённые, бывают собственными и нарицательными. - Проговаривают ещё раз шёпотом.
- Чтобы ещё раз показать Волшебнику наше умение в распознавании имён существительных, поиграем. Я читаю фольклорные потешки, а вы хлопните, если услышите имя существительное.
1. Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половички курочка веничком метёт.
2. Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке – платок,
Посерёдочке цветок.
Братьям – соколам –
По козловым сапогам,
Сестрицам – лебедицам –
Да по белым рукавицам.
3. Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
- Я думаю, что добрый Волшебник остался очень доволен. Он благодарит вас за прекрасную работу и дарит на память свою фотографию – это и есть сюрприз. Вы раскрасите его и если захотите – сделаете свой альбом. Как думаете, все ли странички альбома мы пролистали?(ответы детей). Вы правы. Но об этом узнаете во 2 и3 классах. У существительного ещё очень много тайн и альбом получится толстым и тяжёлым.
Список литературы:
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное. - М. : РИО “Самовар”, 1994.