Интеллектуальная игра по естествознанию для старшеклассников "Мой край"

Разделы: Внеклассная работа


Цели

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся в изучении природы родного края.
  2. Закрепить и расширить имеющиеся знания учащихся по биологии, географии, химии.
  3. Научить видеть красоту и неповторимость окружающего мира, любить природу.
  4. Развивать внимание, сообразительность, умение работать в коллективе.

Подготовка и оформление.

За две недели до мероприятия, классам участникам дается задание изучить литературу по краеведению, экологии родного края. В зале оформляется выставка минералов, поделки из природного материала, газеты, рисунки, фотографии, книги, подобранные ребятами. По ходу игры звучит музыка “Звуки природы”, демонстрируются слайды с изображением картин родной природы. На сцене эпиграф М. В. Ломоносова “Российское могущество будет прирастать Сибирью”. Выступления команд оценивают учителя-предметники.

Этапы игры

  1. Презентация команд
  2. Разминка
  3. “Вода, вода кругом вода”
  4. Знакомые незнакомцы.
  5. Щедра Земля сибирская дарами.
  6. Что ели наши предки?
  7. Подведение итогов.

Ведущий. Иркутская область - замечательный край Восточной Сибири, где на редкость сочетаются обширные плоскогорья и горы, увенчанные снеговыми шапками, бескрайние просторы сибирской тайги с островами степей, жаркое лето с холодной и продолжительной зимой и уникальное озеро Байкал-краса и гордость сибиряков. Наши недра богаты минеральным сырьем, а реки Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска таят в себе большое количество потенциальной гидроэнергии. Все это вызывает чувство гордости за наш чудесный край. Но не только природными богатствами славен наш край, славен он и людьми. Сегодня нам в этом не раз придется убедиться. На сцену приглашаются команды.

Презентация команд

  • Название
  • Эмблема
  • Девиз

Разминка

  1. Дата образования Иркутской области (26 сентября 1937. г.)
  2. В каком часовом поясе мы проживаем (7)
  3. Самая высокая и самая низкая точки Иркутской области (2999 м. Безымянная вершина, Хребет Кодар – высокая, низкая - 158 м. река Чуна. ).
  4. Автономный округ, входящий в состав Иркутской области. (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. )
  5. Самый холодный и самый теплый месяц года (Январь и июль)
  6. Фамилия Имя губернатора Иркутской области конца XX века (Ножиков Юрий)
  7. На каком месте, по размеру территории, стоит Иркутская область в Российской федерации (6)
  8. Природное богатство области, занимающее 3/4 территории (Лес)
  9. На территории нашей области действует около 590 промышленных предприятий, перечислите самые главные отрасли
  10. Что такое эндемики? Перечислите эндемичные виды нашей флоры и фауны.

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

“Вода, вода кругом вода…”

Наш край богат не только лесом, но и своими минеральными водами. Вам предстоит выяснить под какими номерами, в стаканах, находятся соответствующие минеральные воды. Эталоны каждой воды находятся на столах участников. Внимательно ознакомьтесь с информацией на каждой этикетке, исходя из состава, предложите способ распознавания. (Универсальный индикатор, реактивы на определение анионов, чистые пробирки, выдаются после того, как участники предложат способы распознавания)

  • Байкальская
  • Ангарская
  • Мальтинская

(Максимальное количество баллов 15)

Знакомые незнакомцы.

  1. “Сибирским кенгуру” называют этого 15 кг безрогого оленя, самцы имеют острые клыки, заменяющие рога, а на нижней части брюшка мускусный мешочек, продукты переработки которого используют в парфюмерии и медицине (Кабарга)
  2. По словам первых землепроходцев Сибири, этого зверя называли “мягкое золото”, численность которого в 20 годы пришлось восстанавливать в связи с массовым истреблением. Для его охраны и воспроизводства был создан Кочергатский заказник (Соболь)
  3. Тело этой рыбки на 30 % состоит из жира, даже вмерзнув в лед, а после таяния льда она может ожить, но если вода в Байкале прогрелась хотя бы на 1 градус больше нормы, она не смогла бы существовать (Голомянка)
  4. Это дерево отваживает насекомых, выделяя гормон, мешающий взрослению насекомого, а значит и дальнейшему его размножению, его называют “камфорным лавром”, из него вырабатывают лучшие сорта бумаги (из-за отсутствия смолы в древесине). Кора этого дерева дает живицу, из которой получают бальзам, применяемый в оптике для склеивания стекол, заживления ран (Пихта)
  5. “Сибирским дубом” называют это дерево, его древесина идет как стройматериал для мостов, колодцев, венцы домов, под водой может стоять более 2000 лет, до сегодняшнего дня на сваях из этого дерева держится Венеция (Лиственница)
  6. Из древесины этого дерева изготавливают музыкальные инструменты скрипки, гитары, пианино, так как она тонкая и хорошо проводит звук (Ель).
  7. Это дерево карандашное, мебельное, а еще служит кормильцем не только пушных зверей, но и человека (Кедр)
  8. Благодаря этому небольшому рачку Байкал обязан своей кристальной чистотой (Эпишура)
  9. Вес этого животного 200-250 кг, рост 170-180 см, очень вкусное мясо, а самое ценное - рога, из которых изготавливают лекарство пантокрин, повышающее жизнедеятельность организма (Марал)
  10. В XX веке это дерево служило сырьем для мыловаренной, лакокрасочной, парфюмерной, фармацевтической, резиновой промышленности, в мебельной и строительной индустрии нет ему равных, а в лесах - лучшие здравницы для туберкулезных больных (Сосна)

(За каждый правильный ответ 1 балл)

Щедра Земля сибирская дарами.

1. ЗАДАНИЕ: Перед вами под номерами находятся полезные ископаемые, добываемые в Иркутской области. Ваша задача каждому номеру присвоить имя, и нарисовать соответствующие условные обозначения. (Каменный уголь, железная руда, нефть, каменная соль, слюда, известняк, мрамор, торф, гранит, графит)

2. ЗАДАНИЕ: Определите, о каких полезных ископаемых идет речь?

а) Старый король решил испытать своих дочерей как сильно они его любят? Старшая дочь ответила - “Как золото”, Средняя - “как серебро”. Младшая прошептала “как …” За столь оскорбительные слова король изгнал младшую дочь из дворца. Но вскоре грянула война, враг захватил все копи этого минерала. Ни за какие золотые и серебряные слитки не удавалось купить ни мешочка. Тогда-то король все осознал и исправился. (Каменная соль)

б) В начале XVII века этот минерал вывозился даже за границу, а добычу вели на берегах Витима, у жителей он заменял стекло, так же он является высокосортным природным изоляционным материалом. (Слюда)

в) В центре Иркутской области находятся самые большие залежи этой руды, в честь нее назван город, без него нет ни войны, ни мира. (Железная)

г) Этот минерал экспортировали в Чехословакию, Японию, Польшу, но в нашей стране самое большое количество шло на облицовку стен станции метро. (Мрамор)

д) Геологические запасы этого минерала 183 млрд. т. , это самое калорийное и высококачественное сырье для химической промышленности, у него есть сестра и два брата. Из 13 месторождений разрабатывается только 4. (Каменный уголь)

(Максимальное количество баллов за 1 задание 20, и 4 балла за второе)

Что ели наши предки?

Составьте меню на день для сибиряка, жившего 200 лет назад на берегу Ангары.

а) зимой

б) весной

в) летом

г) осенью

(Максимальное количество баллов 20)

Подведение итогов

Пока подводятся итоги, учащимся предлагается просмотреть видео фильм “Колодец планеты”. По окончании игры команды награждаются дипломами и подарками.

Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Бояркин В. М. География Иркутской области. Иркутск: Вост. - Сиб. Кн. изд-во 1985.
  2. Брянский В. П. Памятники природы. Иркутск 1985
  3. Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск: Вост. - Сиб. Кн. изд-во. ,1984.
  4. Кожов М. М. Байкал и его жизньИркутск1963.
  5. Одинцов М. М. Минеральные богатства Иркутской области. Иркутск,1985.