Слово об истории государства Российского на уроках литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема первого урока: И.И. Козлов “Киев”, “Вечерний звон”.

Тема второго урока: В.Г. Бенедиктов “Москва”.

Цели уроков:

  • Воспитывать средствами чтения гражданские чувства и активное отношение к читаемому.
  • Формировать навык чтения.
  • Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения, начитанность.
  • Учить полноценно воспринимать художественное произведение.

Оборудование: учебник “Родная речь” (составители: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова), открытки с видами Киева, запись песни “Вечерний звон” на стихи И.И.Козлова, слайды с видами Москвы.

Урок 1.

Постановка цели урока, создание мотивации.

Киев-город на реке Днепр, столица Киевской Руси в IX-XII вв. По археологическим данным, возник в VIII в. Киев был центром племени полян - руси. В “Повести временных лет” сохранилась легенда об основании города тремя братьями - Кием, Щеком и Хоривом.

В 882 г. Киев захвачен князем Олегом, сделавшим его столицей Древнерусского государства (Киевской Руси). В “Хронике” немецкого епископа Титмара Мерзебургского (1012-1018) Киев описан как крупный город, имеющий 400 церквей, 8 рынков и “бесчисленное число жителей”. Первыми каменными постройками Киева стали Софийский собор (середина XI века) и первый на Руси Киево-Печёрский монастырь (1051 г.).

В конце XX века князь Владимир Святославович возвёл вокруг города мощные земные валы, высота которых достигала 6 м, ширина 9 м и более. На валах был сооружён деревянный частокол, а в самих валах устроены ворота. “Город Владимира” окружал глубокий ров.

С распадом Киевской Руси на отдельные княжества роль Киева угасала. В 1169 г. Город опустошён войском князя Андрея Боголюбского, в 1203 г. – Рюриком Ростиславичем. Во время монголо-татарского нашествия в 1240 г. Киев практически полностью сожжён. У 1299 г. Митрополит Максим был вынужден перенести свою резиденцию из запустевшего Киева во Владимир – на Клязьме. В XIV–XVI вв. Киев находился в составе Великого княжества Литовского, с 1569 г. – в составе Речи Посполитой. России город возвращён в 1654 г.

Чтение учителем стихотворения И.И. Козлова “Киев”.

Слово о Козлове И.И.

Это стихотворение принадлежит перу известного русского поэта XIX века Ивана Ивановича Козлова. Он родился в Москве, в знатной дворянской семье. Домашние учителя дали Козлову отличное образование. С шестнадцати лет он служил в гвардии. Вёл светскую жизнь, славился как прекрасный танцор и щеголь. Перейдя на гражданскую службу, быстро продвигался вверх и не помышлял о литературных знаниях. В 1816 году заболел, стал терять зрение, к 1821 году совсем ослеп и вследствие паралича лишился ног. За годы болезни выучил английский и немецкий языки (итальянским и французским владел с детства), стал знатоком мировой поэзии, начал переводить и писать стихи. Поэт усвоил высокую стихотворную культуру пушкинской эпохи; его лучшие стихи задушевны и очень музыкальны. Козлов – романтик и продолжатель линии Жуковского в литературе. В поэзии Козлова звучат мотивы религиозного смирения и пассивности.

Проверка первичного восприятия текста.

У. Трудно, послушав стихотворение один раз, сказать, о чём оно? Но, я думаю, что вы поняли с какими чувствами Козлов рассказывает о Киеве. Какие интонации вы услышали?

Д. Чувство гордости, уважения, восхищения старым городом, былыми временами.

У. В конце урока вы дополните свои первые впечатления.

Для того, чтобы более ярко представить картины, изображённые автором, обратимся к стихотворению.

Чтение стихотворения вслух по частям.

1 часть.

У. Какими словами Козлов выражает своё восхищение Киевом?

Д. Автор начинает стихотворение с восклицания: “О, Киев – град!”

У. “Зажглася жизнь в краю у нас родном…” Почему автор не употребил глагол “началась”?

Д. Зажглася – яркое слово, подчёркивает начало бурной жизни.

У. “Где светлый крест с Печёрскою главою

Горит звездой на небе голубом…”

Как вы понимаете эти строки? Что значит “Печёрская глава”?

Д. Это купол Киево-Печёрского монастыря, Лавры

У. Какими красками Козлов рисует Киев – град?

Д. Светлыми, яркими, сочными.

Крест – светлый, на небе – голубом, пеленою - зелёной, в раздолье – золотом, волнами - пенистыми.

Описание напоминает сказочный город, где всё совершенно.

2 часть.

У. Уютно ли чувствует себя автор в этом городе?

Д. Он наслаждается городом, забывает обо всём на свете?

“… я душой к тебе летаю…”

“…по сердцу мне родной…”

“…мой взор пленяю священною твоею красотой!” (Пленять – очаровать, увлечь).

“У Лаврских стен земное забываю

И над Днепром брожу во тьме ночной…”

У. Какие эпитеты помогают автору дать характеристику тому, что он видит вокруг?

Д. “…русское прямое – прекрасное, великое, святое.

3 часть.

У. В этой части автор рассказывает о городе или выражает свои чувства?

Д. И о то, и другое.

У. Прочитайте последнюю строчку ещё раз.

Д. “И милою всё дышит стариною”.

У. Как автор доказывает эту мысль?

Д. “Печёрская сияет”, “ небесные там в подземелье спят”, “ тень Владимира летает”, зубцы Печёрской напоминают о войнах.

4 часть.

У. Какой литературный жанр напоминает вам эта часть стихотворения?

Д. Былинные герои: витязи удалые, могучие; “красою здесь цвели княжны младые, стыдливые, в высоких теремах”; “и пел Баян им битвы роковые”.

5 часть.

У.Прочитайте эту часть про себя. Обратите внимание на интонации.

У.Как вы думаете, что хотел подчеркнуть автор, используя несколько раз вопросительные предложения?

Д. Подчёркивает свою грусть по прошедшим временам.

У. О чём же рассказывает Козлов в своём стихотворении?

Д. О прошлом, настоящем. Чувствуется ностальгия автора по давно ушедшим дням.

Прочитайте про себя следующее стихотворение И.И. Козлова “Вечерний звон”.

У. Можно ли сказать, что настроения первого стихотворения и второго одинаковы?

Д. Нет, во втором стихотворении только чувство уныния, грусти, сожаления.

У. Послушайте песню на стихи Козлова.

У. Настроения стиха и музыки сходны?

Д. Да, музыка медленная, спокойная.

У. Найдите в стихотворении слова, которые выражают эти чувства.

Д. Думы наводит, навек простясь, в последний раз, у же не зреть мне светлых дней, весны обманчивой моей, и сколько не теперь в живых, могильный сон, лежать и мне в земле сырой, напев унылый, ветер разнесёт, в раздумье петь.

У. Прочитайте стихотворение выразительно, обратив внимание на интонацию, с которой будете читать “грустные” слова.

У. Хотите это стихотворение спеть? (Включается грамзапись, дети исполняют вместе с певцом).

У. Когда вы пели, какие картины вам представлялись?

Итог урока.

У. С каким мыслями вы уходите сегодня с урока чтения?

Урок 2.

Сообщение темы урока.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним русским поэтом XIX века. Это

Владимир Григорьевич Бенедиктов (1807-1840), который родился в Петербурге в семье чиновника. Окончил кадетский корпус и несколько лет находился на военной службе. Затем был государственным служащим в министерстве финансов. Стихосложение не было для В.Г. Бенедиктова основной работой, он писал только в часы досуга.

Одно из своих стихотворений поэт посвятил Москве.

Исторические сведения.

Москва почти вдвое моложе Киева. Когда-то на месте Москвы шумел бор, недаром одна из башен Кремля названа Боровицкой.

Согласно летописи, именно на Боровицком холме суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в 1147 г. Своего союзника и гостя князя Святослава. Дата первого упоминания о Москве в летописи считается датой основания Москвы.

Позже, в 1156 году, Юрий Долгорукий “заложил град Москву”. Место было удобное: холм, возле которого сливались две реки – малая лесная речка Неглинка и глубокая, полноводная Москва – река. Заложить град по тем временам означало построить крепость или город, окружённый рвом и земляным валом.

Москва стала не только крепостью, но и большим торговым городом.

Когда началось нашествие татар на Русь, Москва уже была богатым и цветущим городом. В 1237 г. После упорного сопротивления жителей Москвы татары во главе с ханом Батыем “град и церкви святые огню предали и монастыри все и сёла пожгли и много именья взявши ушли”.

Позже Москву великий Владимиро-суздальский князь Александр Невский завещал своему сыну Даниилу. При Данииле Москва превратилась в столицу Московского княжества, строилась и богатела. Но трудная жизнь была у города: то нападали на город и разоряли его татары, то большие пожары уничтожали строения и деревянные стены Кремля.

Много позже, после очередного пожара, а также желая укрепить город для защиты от врагов, решил князь Дмитрий зимой 1366 года построить стены Кремля из белого камня. С тех пор и стала Москва называться “белокаменной”.

Белокаменный Кремль Дмитрия Донского не раз горел, постепенно ветшал. И вот Иван III, когда было свергнуто окончательно монгольское иго, приступил к коренной перестройке Кремля. К тому времени Иван III, объединил вокруг Москвы удельные княжества, и новый Кремль ему был необходим как символ крепкого государства.

И до наших дней Кремль дожил таким, каким его построили при Иване III. Дожил и сохранил своё величие. И до сих пор приближающегося к кремлёвским стенам человека охватывает какое-то особо торжественное чувство.

Сколько башен у Кремля? Посчитайте! Самые высокие башни – Спасская и Троицкая. Спасская башня – главная башня Кремля. Через ворота Спасской башни происходили торжественные въезды в Кремль московских государей и иноземных послов. От её ворот выступали в поход полки, отправлявшиеся на защиту отечества.

Раньше главной площадью государства была Соборная Площадь. Площадь трёх соборов возникла более четырёхсот лет назад при Иване III. Он заботился не только о том, чтобы стольный град был надежно укреплён, но и о том, чтобы он выглядел торжественным и величавым.

Главный храм государства – Успенский собор. Иван III хотел, чтобы новый собор соответствовал мощи русского государства. В этом соборе венчались на царство все русские цари. Воины русские, уходя на ратный подвиг, клялись не щадить жизни для блага Москвы и Отечества.

Чтение учителем стихотворения В.Г. Бенедиктова “Москва”.

Проверка первичного восприятия.

У. Какими чувствами, настроениями проникнуто стихотворение?

У. Какие картины рисует поэт? Что вы представляли, когда слушали стихотворение?

Повторное чтение стихотворения и его анализ

- Прочитайте про себя и приготовьтесь к чтению вслух.

Чтение детьми стихотворения вслух, по частям.

У. Что подсказывает использование автором коротких реплик: “близко…”, “ближе…”, “вот видна”?

Д. Наверное, автор откуда-то возвращается в Москву.

У. Автор пишет “сердце встрепенулось”, как вы думаете от чего?

Д. Он давно ждал этой встречи.

У. Какие глаголы использует автор, чтобы выразить своё восхищение при виде города? Д.Раскрылась, развернулась, блещут.

У. Попробуйте заменить эти слова другими словами, например, “показалась”, что изменится? Д.Исчезнет торжественность, ощущение широты, праздничности.

У. Продолжим чтение до слов “Русь…”.

У. Какие глаголы автор использует для описания города?

Д. Встала, выросла, окрепла, ожила, идут, поборолась, говорит, прожил, помнит.

У. Какой приём использует автор?

Д. Олицетворение, описывает Москву как живое существо.

У. Какие слова помогают автору рассказать о красоте Москвы?

Д. Кресты в золоте, Кремль и красен и велик, колокольня Иоанна - светла, златовенчанна.

У. Какие слова подчёркивают величие, силу Москвы?

Д. “Спокойный, величавый Кремль”; “колокольня с бурей поборолась”; “с божьим небом говорит”; “досыта простору”; “широко и спокойно на холмах”; “по-барски лёг”; “дал разгул своим палатам, и рассыпался по скатам, и раскинулся, как мог”.

У. В следующей части автор использует приём сравнения. Прочитайте стихотворение до конца и найдите описание Петрополя (Петербурга) и описание Москвы.

У. Прочитайте описание Петрополя.

У. Теперь Москвы.

На доске запись

Петрополь Москва
1. Голова, очи, слух, и душа, и язык. 1.Сердце.
2. Блестящий в чинном строе. 2.Благодатная.
3. Хладный, строгий, многодумный. 3. Жилы жаркие сплела.
4. Воспитанник Петра. 4. Исполинов коронует;
5. Полон заботой о стяжении добра. 5. Богата русской кровью, и кипучею любовью.
6. К морю Финскому приник; 6. В грудь России залегла.

У. Что пытается подчеркнуть автор, сравнивая Москву с Петрополем?

У. Прочитайте последнюю часть стихотворения.

У. Как вы думаете, почему автор именно так заканчивает своё стихотворение?

Работа над выразительностью чтения (по частям).

1 часть. Обратить внимание на паузы на месте многоточий, тире, на наличие восклицательных предложений.

2 часть. Обратить внимание на торжественность интонации.

Список литературы:

  1. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. “Родная речь” книга 3 часть 1, М., Просвещение.
  2. Тихомирова Н.Я., Иванова В.Н. “Московский Кремль”, М., 1967 г.
  3. Школьная энциклопедия “История России 9-17 веков”, М., “Олма-Пресс Образование” 200 3г.