Цели:
- Познакомить детей с авторскими колыбельными песнями. Повторить материал о устном народном творчестве, а именно о народной песне.
- Развивать выразительное, эмоциональное чтение, память, речь, уметь сравнивать.
- Воспитывать любовь к песне, к матери; чувство доброты, эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: иллюстрации, изображающие материнство (женщины с детьми, животные с детенышами); магнитофон, кассеты с колыбельными песнями (народными и авторскими).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Выставка рисунков
2. Исполнение колыбельных песен (девочки с куклами – инсценирование)
- Соответствуют ли рисунки исполненным песням?
- Что в песнях, по мнению создателей, оберегает ребенка? (очаг, семья, животные)
Обобщение:
- К какому жанру относятся народные песни? (устному народному творчеству)
- Какие еще народные песни знаете? (колыбельные, детские прибаутки, свадебные песни, протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле, солдатские)
- Почему в песнях исполнитель часто обращается к животным? (призывает защитить и уберечь ребенка)
II. Обобщение и введение в тему
Показ иллюстраций, изображающих материнство
- Что объединяет все эти картины? (Большая любовь к детям, доброта, нежность. И когда исполняют колыбельные песни, мы это тоже чувствуем в голосе исполняющего, его тембре, медленном темпе)
Если народные песни появились давно, то литературные колыбельные песни появились позже.
- Что значит “литературные”? (есть автор, кто сочинил)
- Давайте послушаем одну из таких песен и скажем, о чем она? Как построена?
Прослушивание песни из к/ф “Гусарская баллада” “Колыбельная Светланы” сл. А.Гладкова, муз. Т.Хренникова
- Что вы почувствовали, когда слушали песню? (любовь матери к дочке, беспокойство о ее будущем)
- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации. Могут ли животные чувствовать нежность, заботу, любовь к своим детенышам? (могут, они беспокоятся о них, заботятся, защищают).
И очень нежную песню сочинили поэт Яковлев и композитор Е.Крылатов к м/ф “Умка”. Послушайте.
Прослушивание колыбельной из м/ф “Умка”
- Что вы почувствовали, слушая песню? (Тоже любовь. Пусть ничто не тревожит медвежонка. Их льдина надежна, светят им “звездные медведи”, а рядом старшие соседи – белые медведи).
- Хочется ли еще слушать или читать колыбельные песни?
- Чем отличается народная песня от литературной? (У народной текст простой, у литературной – сложные слова, выражения.
III. Физкультминутка на релаксацию
IV. Работа с текстами во время чтения “Спи, мой мальчик! Птицы спят…” Валерия Брюсова
1. Учитель рассказывает об авторе, показывает портрет.
2. Учащиеся читают про себя.
- Какие картины вы представили? Расскажите.
- Почему так много картин?
Чтение вслух по строфам
1 строфа
- Почему косули робкие? (Они всего боятся)
- Почему автор перечисляет столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать)
- Как много в русском языке синонимов к слову “спать”. Найдите их, подчеркните в тексте. Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почиваем)
- Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми уважаемый)
2 строфа
- Почему не надо мальчику ничего бояться?
3 строфа
- Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых). А что значит, звери, легкие на роздых? (Они легко засыпают)
- О чем просит мама сына? (Заснуть)
- Зачем она обращается к волкам, совам?
- Какие чувства надо передать при чтении? (Любви, покоя, тепла, готовности защитить)
Выразительное чтение
V. Янис Балтвилкс “Где ночует дрема?”
Учащиеся читают про себя
- Кого заинтересовал этот вопрос? (Ребенка)
- Что ответила мама?
- Почему дрема днем обнимает совят? (Совы днем спят. Это ночная птица)
Учащиеся читают вслух
- Где живет герой книги?
- Как это “в дверь стучится дрема”? (Хочется спать, человек начинает дремать)
- Почему ребенок не хочет впускать дрему? (Он хочет задать маме вопрос. Он придумал живую дрему)
После чтения 4 четверостишия:
- Почему мама дала такой ответ? (Она поддержала его выдумку)
Учащиеся читают по ролям
VI. Сравнение колыбельных авторских песен
- Похожи ли в чем-то две прочитанные песни? (Да. В них чувствуется любовь родителей к детям)
- Чем они различаются? Почему? (Первая – поэтический гимн материнству. Вторая – песенка-фантазия ребенка)
- Что мы можем сказать о втором авторе? (Что он живет около моря. Это прибалтийский поэт)
VII. Итог урока
- Что запомнилось на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Захотелось ли петь колыбельные песни?
VIII. Домашнее задание
Выучить одну (по желанию) колыбельную авторскую песню.