Цели:
- Познакомить детей с зимующими птицами.
- Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.
- Развивать у детей внимание
- Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.
- Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.
- Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
Ход праздника
(Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир”. На стене рисунки синичек, рисунки зимующих птиц, плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок”. Входит Матушка – Природа в русском народном костюме. (далее – М.П.))
М.П. Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.
А сейчас послушайте стихотворение про синиц.
Синицы летали пред избой моей
Словно песни пели о судьбе своей.
Поднимались в небо, будто звали нас
С ними веселится в этот поздний час,
Будто звали вместе звёзды посчитать.
Долго я в окошко, сидя на печи
На небо смотрела, ела калачи!
Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.
Дети:
Си-нич-ка
Си-нич-ка
(входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, на голове кокошник)
Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу на стене рисунки обо мне, да какие разные, какие хорошие. А не объявить ли мне конкурс на лучший рисунок Синички.
(хозяева рисунков защищают свои произведения).
Синица: Молодцы, ребята! Хорошие рисунки, но мне особо понравились вот эти (показывает самые хорошие и награждает ребят)
М.П. Дорогая Синичка, послушай, что мы про тебя знаем.
(Выходят юннаты, у каждого на голове кокошник Синички)
1 юннат: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
2 юннат: Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
3 юннат: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.
1 юннат: Ребята, я хочу вам показать гнёздо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (глядя на гнездо)
Дети: Из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями.
2 юннат: Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.
3 юннат: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.
М.П. Видишь синичка, как много мы о тебе знаем. Знаем и то, что у тебя есть сестрички. Это: (показывает плакат, где нарисованы разные виды синиц):
- Гаичка
- Московка
- Лазоревка
- Хохлатая
На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
- Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
- Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)
А ещё с нами зимуют и другие птицы.
- Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
- Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
- Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
- На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
Послушайте стихи про зимующих птиц.
Синицы
Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?
Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.
Мой приятель воробей
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
Голуби
Голуби, голуби
Раз, два, три
Прилетели голуби – сизари
Сели и нахохлились у двери
Кто накормит крошками сизарей?
Снегири
Тихо-тихо сидят
На снегу снегири –
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди
Отраженье зари,
Скромно – серые перья
На самочке.
Покормите птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
М.П. Молодцы, ребята, за стихи. Ребята, а вы в приметы верите? (ответы детей)
В старину по приметам определяли погоду.
- Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
- Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
- Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
- Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
- Ворона кричит зимой – у метели.
- Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
- Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
- Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
- Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
- Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
- Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.
М.П. (Синичка что-то шепчет на ухо М.П.)
Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.
Игра “Зимующие перелётные птицы”
Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.
По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.
М.П. Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает их по головам)
Ребята, я что-то не вижу ласточки. Где же она? Давайте её поищем.
Игра “Найди птицу”
Картинка ласточки спрятана на стене между синичками. Дети ищут. Кто найдёт, получает приз.
М.П. Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.
Игра “Птичий концерт” (На внимание)
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
- Воробьи – чирик – чирик
- Синицы – тинь – тинь
- Ворона – кар – кар
- Дятел – тррр – тррр
- Снегирь – дю – дю – дю
- Клёст – цок – цок – цок
- Свиристель – тюр –тюр – тюр
Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.
М. П. Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.
Ребята вы тоже попробуйте синичкино меню. (Дать детям несколько зёрен семечек подсолнуха).
А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю создать бюро дежурных по кафе. (Выбирается 3 человека ответственных за наполнение кормушек)
Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Синица:
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю Синицын)
М. П. Ребята, вот вам семейное задание:
Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц, весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц.
А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыпем корм. (когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).
(Пока дети развешивают кормушки, педагог с дерева снимает письмо от Деда Мороза).
Это письмо мы прочитаем на следующем занятии. До встречи!