Цели.
- Закрепить освоенные детьми навыки и умения в работе с разным материалом: сыпучим – опилки, нитки; бумагой “Волшебные ложки”, дать каждому ребенку возможность творчески применить их.
- Развивать композиционные умения расположения предметов в сюжетной аппликации; создавать изображения близкие к реалистическим; способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.
- Закрепить знание сказок, умение их импровизировать.
- Создать эмоциональный настрой.
- Закрепить технику выполнения: хорошо промазывать клеем шаблон, обсыпать равномерно, придавливать салфеткой; последовательно наклеивать заготовки ложек из бумаги.
Предварительная работа.
- Чтение сказок, беседы по сказкам, драматизации сказок.
- Индивидуальные беседы о том, кто и что хотел бы вырезать и наклеить; индивидуальные показы способов выполнения аппликации по В.А. Пантикову “Волшебные ложки”.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята послушайте: “В три девятом царстве, в три девятом государстве жил-был …” или так “Жили-были …”. Что так начинается? (Ответы детей)
- Да! Конечно. Так начинаются почти все сказки. Нам сегодня для аппликации нужны три сюжета из разных сказок.
“Сказку дети очень ждали
Сказку дети в гости звали
Где ты, сказка, покажись,
Нам, ребятам, отзовись!”
(Выходит ребенок в костюме князя Гвидона.)
Князь Гвидон:
- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (ответы детей) Да. Я – князь Гвидон. А из какой я сказки?
(ответы детей: “Сказка о царе Салтане и о сыне его Гвидоне”)
- А кто помогал мне в сказке?
(ответы детей) (Царевна-Лебедь)
- А почему лебедь мне помогала?
(ответы детей) (Потому что, ты ее спас от коршуна)
- Я очень рад. Что вы знаете мою сказку!
(ответы детей)
Выходит ребенок в костюме царевны-Лебедь.
Царевна Лебедь:
- Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море.
Это горе – все не горе
Отплачу тебе добром.
Сослужу тебе потом.
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Воспитатель:
- В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона?
(ответы детей) (В комара, муху, шмеля)
- Кто написал эту сказку?
(ответы детей) (А.С.Пушкин)
- Вот вам и сюжет из сказки, для картины.
(Входит ребенок в костюме гриба)
Гриб. (Загадывает загадку)
- Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
Догадались вы друзья,
О ком загадка эта, а? (ответы детей)
- Быстро вы отгадали!
А как называется сказка, в которой я был вместо зонтика и прятал от дождя зверушек и насекомых?
(Ответ детей – сказка “Под грибом” В.Сутеева)
Воспитатель.
- А кто под грибком прятался, перечислите?
(Муравей, воробей, бабочка, лягушка, заяц, лиса, мышь)
- Сколько много зверей прятал грибок от дождя. Видно он был очень большим. И для вас, ребята, это следующий сюжет для картины.
Забегает девочка Маша из сказки “Три медведя”.
Девочка Маша.
- Я пошла в лес за ягодами и заблудилась. Долго ходила я по лесу, устала. По моей сказке я должна найти домик. А там, трех. … Ой! (закрывает рот, хватается за голову). Даже вспомнить страшно. Ну да ладно! Это же сказка, а сказка всегда заканчивается хорошо. Пойду искать дальше. (Уходит)
Воспитатель.
- Догадались, из какой сказки была эта девочка? (ответы детей)
- Правильно из сказки “Три медведя”.
- Вот вам и третья сказка, сюжет сами придумаете.
- Мы вчера сделали с вами заготовки к вашим будущим картинам. Ваша сегодняшняя работа такая: нужно сделать выбор, в изготовлении какой картины принять участие, каких персонажей делать.
- Весь материал для выполнения на столах приготовлен, что не понятно, тихонечко можно спросить.
По ходу занятия индивидуально: помощь, советы.
По завершению работы детям предлагается рассмотреть картины и высказать свои мнения, впечатления, дать оценку не только чужой работе, но и своей.