Цели:
- Развитие умения последовательно передавать содержание. Правильно употреблять в речи имена существительные в разных падежных формах.
- Формирование умения применять правила проверки безударных гласных в корне.
- Пробуждать интерес к написанию текста. Правильно излагать свои мысли, умея их оформить письменно.
- Воспитывать творческую активность, доброе, бережное отношение ко всему живому.
- Оборудование: рисунки птиц детей, опорные слова.
Ход урока
До изложения проводится подготовительная работа. Рисовали птиц и писали мини-сочинения (описания) о них, используя опорные слова опорные слова.
1. Знакомство с текстом.
- Сегодня будем писать изложение с творческим заданием. А перед тем, как мы познакомимся с текстом, небольшое вступление. И вы догадаетесь, о чем пойдет речь.
Наступили холода.
Птицы ждут от нас добра.
Вы о них не забывайте,
Чаще корм им подавайте.
Птицы – это красота,
Радость людям навсегда.
- Так о чем пойдет речь?
Текст написан на доске и разделен на части:
Ребята устроили в лесу праздник для птиц. Под Новый год они украсили ёлку.
Дети развесили ягоды. К верхним веткам они привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили дольки сала. Мальчики сами смастерили кормушку и повесили на ёлку. Девочки насыпали туда пшено.
А утром ………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
Помните о птицах всегда!
Чтение детьми текста глазами (про себя)!
После прочтения текста вопросы:
О чем этот рассказ?
О ком?
Понравился вам рассказ? Чем?
Что устроили ребята в лесу? Когда?
Как это они сделали?
Что сделали мальчики? А девочки?
Следить за тем, чтобы ответы детей были полными.
Вижу, что вы поняли текст.
Чтение вслух.
Подумайте, что главное.
Как озаглавите? (Чудесная елка и др.)
2. Работа над содержанием. Орфографическая работа.
- На сколько частей разделен текст? (На 4 части).
Прочитать 1 часть.
О чём говорится в 1 части?
Как озаглавим? (Пример: Под Новый год)
Запись появляется на доске.
Посмотрим на первую часть и по порядку назовём и обозначим орфограммы.
Прочитать 2 часть.
О чем говорится в этой части?
Как озаглавим? (Пример: Чудесная елка для птиц).
Запись появляется на доске.
Объясните написание выделенных букв во 2 части.
А вот следующую часть вам нужно дописать самим. О том, кто первый прилетел на елку и зачем. Кратко описать этого гостя.
Как озаглавим эту часть? (Пример: Первый гость на елке).
Начало уже есть в этой части. Вам надо будет дописать несколько (3-4) предложений. В этом вам помогут ваши рисунки, которые находятся на доске, мини сочинения с прошлых уроков.
Вам все понятно?
Текст закрывается.
3. Подготовка написания изложения
Прочитайте опорные слова 1 части.
Опорные слова: устроили, украсили.
Кто попробует, пользуясь планом и опорными словами, рассказать 1 часть?
Прочитайте опорные слова 2 части.
Опорные слова: развесили, привязали, прикрепили.
Кто попробует пересказать 2 часть?
Подумайте, что вы напишите в 3 части. Кто-нибудь хочет поделиться мыслями и рассказать 3 часть, начиная со слов: “Утром…”?
Опорные слова 3 части: прилетела, синичка, снегири.
Опорные слова 4 части: помните.
А кто сможет рассказать все части сразу?
4. Повторное чтение
Текст открывается, и дети читают его вслух ещё раз.
5. Запись текста
Как пишется каждая часть?
Сколько красных строчек?
План написан на доске. Напишите свой заголовок.
Выполнение работы детьми.
6. Проверка
Чтение некоторых изложений вслух детьми.
7. Итог урока.