Календарный фольклорный праздник "Прилет птиц"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.”

Г. С. Виноградов, (Крупнейший исследователь детского фольклора)

Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большей силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств.

Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Ребёнок должен играть! Вот тут–то нам на помощь и приходит детский фольклор, использование которого лежит на основе методики “Слово и движение”. Каждую потешку, прибаутку, приговорку мы с ребёнком обязательно обыгрываем вместе.

Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии. Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребёнок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения. К. Д. Ушинский, говорил, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезала, не растворялась в необозримой Вселенной душа русского народа.

Дети нашего детского сада - участники традиционных на Руси праздников, они поют песни, водят хороводы, играют в любимые народные игры. Я предлагаю вашему вниманию календарный фольклорный праздник:

ПРИЛЁТ ПТИЦ

(СОРОК СОРОКОВ)

Праздник дня весеннего равноденствия 22 марта.

Дети входят в зал под русскую народную песню “Как на тоненький ледок” и встают в полукруг.

Ведущая: Сегодня двадцать второе марта - день необычный, день прилёта птиц. В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленится,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.

Ведущая: Мы сегодня с вами жавороночков пекли, а теперь будем весну закликать.

Ребёнок:

Жавороночки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб поела.

Ведущая: У нас на празднике много гостей собралось, давайте поздороваемся друг с другом.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети исполняют песенные переклички.

1-я группа детей.

Жаворонушки прилетали,
Весну-красну окликали,
Серы снеги покатились,
В речке воды появились.

2-я группа детей.

Солнышко, солнышко,
Выгляни на брёвнышко,
Там детки сидят,
Там детки сидят.

3-я группа детей.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.

Ведущая: Праздник наш необыкновенный – мы сегодня посмотрим, какая птичка первая прилетит.

Инсценируется потешка “Сорока–белобока”.

Ведущая: А ты, ласточка, где бывала?

Стихотворение “Ласточка”.

- Ласточка, что несёшь?

Касаточка, что несёшь?

- Кашу малым деткам.

- Где они?

- На ветке.

- А ветка где?

- Сжёг огонь.

- А где огонь?

- Дождь потушил.

- А где дождь?

- Выпил бык.

- А где бык?

- Волк унёс.

- А где волк?

- Прогнал Матвей

Липовой дубинкой!

Ведущая: Споём песню о весне.

Исполняется русская народная песня “Веснянка”.

Ведущая: И скворушки торопятся к нам поскорей прилетать.

Стихотворение “Скворец”.

Живёт у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Ещё в полях туманы,
Ещё роса блестит,
А он, проснувшись рано,
Уже вовсю свистит.
Свистит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо глядя,
От сердца! Просто так!
Выводит он рулады
По нескольку минут…
Не требуя награды
За свой талант и труд.

Ведущая: А давайте хоровод заведём!

Исполняется хоровод девочек, под русскую народную песню “Берёзонька” в обр. Н. Фураевой.

Ведущая: А теперь, ребята, отгадайте загадку.

Носит серенький жилет,
\Но у крыльев чёрный цвет,
Видишь? Кружит двадцать пар.
И кричит кар-кар.

Проводится русская народная игра “Ворон”.

За дверью раздается стук, грохот. Вбегает Кикимора и говорит, что она – жена Домового; ворчит, что её разбудили средь бело дня, а ей днём спать нужно. Кикимора переворачивает лавки, стулья, наводит беспорядок. Ведущая говорит ей, что у детей праздник, они птиц встречают, весну закликают, и предлагает Кикиморе остаться на празднике.

Проводится игра “Пройди в круг”.

После игры ведущая прогоняет Кикимору и предлагает двум девочкам прибраться в зале. Дети прибираются.

Ведущая: Молодцы, хорошо всё убрали, а кто же вас работать научил?

Девочки: Матушка!

Ведущая: Посмотрим, как вас она учила.

Проводится инсценирование песни “Было у матушки много детей”.

Ведущая:

А наши чудо-ложкари
Пусть станцуют от души!

Исполняется пляска мальчиков с ложками, под русскую народную песню “У нас в округе” в обр.

В. Золотарёва. < Рисунок 1>

Ребёнок: Ой вы гуси, гусяточки,

Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима да наскучила,
Руки, ноги отморозила.

Ведущая: А вы, гуси, к нам прилетели! Гуси, гуси…

Дети: Га-га-га…

Ведущая: И воробушки прилетели! Воробушки, воробушки.

Дети: Чик-чирик…

Ведущая: И кукушки прилетели! Кукушки, кукушки…

Дети: Ку-ку…

Ведущая: А Саша у нас птицелов.

Проводится игра “Птицелов”

Ведущая: Пока мы тут веселились, жаворонки наши уже, наверное, готовы (Выходит за дверь и под музыку возвращается с блюдом).

Ведущая раздаёт выпечку – жаворонков детям.

Ведущая:

Будем весну встречать,
Будем жаворонков закликать.

Дети с жаворонками в руках поют заклички.

Жаворонушки, прилетите-ка,
Весну-красну принесите–ка!
Нам зима-то надоела,
Весь овес переела,
Хлеб да капуста –
Лучшая закуска!
Чувиль, чувиль! Жаворонушки,
Красна весна на двор пришла. < Рисунок 2>

Ребёнок:

Ой вы жаворонки, жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье. < Рисунок 3.JPG>

Под музыку в исполнении народных инструментов (аудиозапись) дети выходят из зала.