“Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.”
Г. С. Виноградов, (Крупнейший исследователь детского фольклора)
Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большей силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств.
Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Ребёнок должен играть! Вот тут–то нам на помощь и приходит детский фольклор, использование которого лежит на основе методики “Слово и движение”. Каждую потешку, прибаутку, приговорку мы с ребёнком обязательно обыгрываем вместе.
Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии. Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребёнок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения. К. Д. Ушинский, говорил, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезала, не растворялась в необозримой Вселенной душа русского народа.
Дети нашего детского сада - участники традиционных на Руси праздников, они поют песни, водят хороводы, играют в любимые народные игры. Я предлагаю вашему вниманию календарный фольклорный праздник:
ПРИЛЁТ ПТИЦ
(СОРОК СОРОКОВ)
Праздник дня весеннего равноденствия 22 марта.
Дети входят в зал под русскую народную песню “Как на тоненький ледок” и встают в полукруг.
Ведущая: Сегодня двадцать второе марта - день необычный, день прилёта птиц. В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленится,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Ведущая: Мы сегодня с вами жавороночков пекли, а теперь будем весну закликать.
Ребёнок:
Жавороночки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб поела.
Ведущая: У нас на празднике много гостей собралось, давайте поздороваемся друг с другом.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети исполняют песенные переклички.
1-я группа детей.
Жаворонушки прилетали,
Весну-красну окликали,
Серы снеги покатились,
В речке воды появились.
2-я группа детей.
Солнышко, солнышко,
Выгляни на брёвнышко,
Там детки сидят,
Там детки сидят.
3-я группа детей.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
Ведущая: Праздник наш необыкновенный – мы сегодня посмотрим, какая птичка первая прилетит.
Инсценируется потешка “Сорока–белобока”.
Ведущая: А ты, ласточка, где бывала?
Стихотворение “Ласточка”.
- Ласточка, что несёшь?
Касаточка, что несёшь?
- Кашу малым деткам.
- Где они?
- На ветке.
- А ветка где?
- Сжёг огонь.
- А где огонь?
- Дождь потушил.
- А где дождь?
- Выпил бык.
- А где бык?
- Волк унёс.
- А где волк?
- Прогнал Матвей
Липовой дубинкой!
Ведущая: Споём песню о весне.
Исполняется русская народная песня “Веснянка”.
Ведущая: И скворушки торопятся к нам поскорей прилетать.
Стихотворение “Скворец”.
Живёт у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Ещё в полях туманы,
Ещё роса блестит,
А он, проснувшись рано,
Уже вовсю свистит.
Свистит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо глядя,
От сердца! Просто так!
Выводит он рулады
По нескольку минут…
Не требуя награды
За свой талант и труд.
Ведущая: А давайте хоровод заведём!
Исполняется хоровод девочек, под русскую народную песню “Берёзонька” в обр. Н. Фураевой.
Ведущая: А теперь, ребята, отгадайте загадку.
Носит серенький жилет,
\Но у крыльев чёрный цвет,
Видишь? Кружит двадцать пар.
И кричит кар-кар.
Проводится русская народная игра “Ворон”.
За дверью раздается стук, грохот. Вбегает Кикимора и говорит, что она – жена Домового; ворчит, что её разбудили средь бело дня, а ей днём спать нужно. Кикимора переворачивает лавки, стулья, наводит беспорядок. Ведущая говорит ей, что у детей праздник, они птиц встречают, весну закликают, и предлагает Кикиморе остаться на празднике.
Проводится игра “Пройди в круг”.
После игры ведущая прогоняет Кикимору и предлагает двум девочкам прибраться в зале. Дети прибираются.
Ведущая: Молодцы, хорошо всё убрали, а кто же вас работать научил?
Девочки: Матушка!
Ведущая: Посмотрим, как вас она учила.
Проводится инсценирование песни “Было у матушки много детей”.
Ведущая:
А наши чудо-ложкари
Пусть станцуют от души!
Исполняется пляска мальчиков с ложками, под русскую народную песню “У нас в округе” в обр.
В. Золотарёва. < Рисунок 1>
Ребёнок: Ой вы гуси, гусяточки,
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима да наскучила,
Руки, ноги отморозила.
Ведущая: А вы, гуси, к нам прилетели! Гуси, гуси…
Дети: Га-га-га…
Ведущая: И воробушки прилетели! Воробушки, воробушки.
Дети: Чик-чирик…
Ведущая: И кукушки прилетели! Кукушки, кукушки…
Дети: Ку-ку…
Ведущая: А Саша у нас птицелов.
Проводится игра “Птицелов”
Ведущая: Пока мы тут веселились, жаворонки наши уже, наверное, готовы (Выходит за дверь и под музыку возвращается с блюдом).
Ведущая раздаёт выпечку – жаворонков детям.
Ведущая:
Будем весну встречать,
Будем жаворонков закликать.
Дети с жаворонками в руках поют заклички.
Жаворонушки, прилетите-ка,
Весну-красну принесите–ка!
Нам зима-то надоела,
Весь овес переела,
Хлеб да капуста –
Лучшая закуска!
Чувиль, чувиль! Жаворонушки,
Красна весна на двор пришла. < Рисунок 2>
Ребёнок:
Ой вы жаворонки, жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье. < Рисунок 3.JPG>
Под музыку в исполнении народных инструментов (аудиозапись) дети выходят из зала.