Урок физики в 8-м классе по теме: "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Форма урока: Урок-лабиринт

Цели:

  1. Повторить и закрепить знания по теме “Тепловые явления”
  2. Проверить, как ребята умеют пользоваться справочной литературой.
  3. Продолжить формировать умение работы в группах.

Оборудование:

  • Таблицы по теме
  • Пробирки
  • Стакан с водой
  • Сухое горючее
  • Спички
  • Держатель
  • Плакат со схемой игры и количеством баллов
  • Термометр
  • Теплоприёмник
  • Плитка
  • Парафин в чашке Петре

Класс разбит на четыре команды, возглавляемых капитаном. К каждой из команд прикреплён эксперт. Перед началом урока ребята занимают рабочие места. Учитель – ведущий – следит за временем, собирает ответы, выставляет баллы и определяет команду – победителя. На столах – указатели с номерами команд. В начале игры капитан бросает кубик и определяет, с какого конверта начинается работа в группе. Команды можно обозначить по цветовой гамме:

  1. команда – синий
  2. команда – красный
  3. команда – фиолетовый
  4. команда – зелёный
  5. команда экспертов (в неё входят учителя)

За каждое выполненное задание из конверта – определённое количество баллов:

  • 1-й конверт – 10 баллов
  • 2-й конверт – 10 баллов
  • 3-й конверт – 10 баллов
  • 4-й конверт – 5 баллов
  • 5-й конверт – 5 баллов

Исходя из количества набранных баллов, за урок выставляется оценка:

  • “5” - 45-50 баллов
  • “4” - 35-45 баллов
  • “3” - 25-35 баллов
  • “2” - ниже 25 балл

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

II. Игра-лабиринт.

На доске висит схема лабиринта, а на первом столе - конверты с заданиями.

1 конверт: “Экспериментальное задание”

1) Объяснение наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
2) Наблюдение теплопередачи в воде конвекцией
3) Устройство термометра и измерение температуры плавления парафина
4) Наблюдение излучения

2 конверт: “Кубик – грань кубика объяснить”

3 конверт: “Решение вычислительных задач (переход из одного агрегатного состояния в другое)

1) Определить количество теплоты, которое необходимо, чтобы затратить, чтобы вскипятить чай, взяв 3 килограмма льда при температуре - 10?C.
2) Сколько энергии выделится при кристаллизации и охлаждении от температуры плавления до 27 ?C оловянной пластинки размером 2*5*10 см.
3) Кофейник ёмкостью 0, 002 м3 заполнили водой при температуре 150C . Какое количество теплоты пошло на нагревание и кипение воды, если известно, что вода выкипела.
4) Из копильника вагранки для отливки детали выпустили расплавленное железо объёмом 30 м 3. какое количество теплоты выделилось при его кристаллизации и охлаждении до 390C .

4 конверт: “Решение качественных задач”

1) 722 –Л; 736 – Л; 773 – Л.
2) 769 – Л; 748 – Л; 721 – Л.
3) 718 – Л; 740 – Л; 749 – Л.
4) 770 – Л; 754 – Л; 724 – Л

5 конверт: “Не уроком единым…”

1) Объясните поговорку: “Куй железо, пока горячо”

2) “Шубу носят не для красы, а для теплоты”

3) Найди ошибку: “Она жила и по стеклу текла, но вдруг её морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла”.

4) Объясни:

Почему воздушный шар
Днём поднять труднее?
Ночью этот стратостат
Ввысь летит скорее.

Итог урока.

По количеству набранных баллов счётная комиссия выставляет оценки.