Форма урока: Урок-лабиринт
Цели:
Повторить и закрепить знания по теме
“Тепловые явления”
Оборудование:
- Таблицы по теме
- Пробирки
- Стакан с водой
- Сухое горючее
- Спички
- Держатель
- Плакат со схемой игры и количеством баллов
- Термометр
- Теплоприёмник
- Плитка
- Парафин в чашке Петре
Класс разбит на четыре команды, возглавляемых капитаном. К каждой из команд прикреплён эксперт. Перед началом урока ребята занимают рабочие места. Учитель – ведущий – следит за временем, собирает ответы, выставляет баллы и определяет команду – победителя. На столах – указатели с номерами команд. В начале игры капитан бросает кубик и определяет, с какого конверта начинается работа в группе. Команды можно обозначить по цветовой гамме:
- команда – синий
- команда – красный
- команда – фиолетовый
- команда – зелёный
- команда экспертов (в неё входят учителя)
За каждое выполненное задание из конверта – определённое количество баллов:
- 1-й конверт – 10 баллов
- 2-й конверт – 10 баллов
- 3-й конверт – 10 баллов
- 4-й конверт – 5 баллов
- 5-й конверт – 5 баллов
Исходя из количества набранных баллов, за урок выставляется оценка:
- “5” - 45-50 баллов
- “4” - 35-45 баллов
- “3” - 25-35 баллов
- “2” - ниже 25 балл
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
II. Игра-лабиринт.
На доске висит схема лабиринта, а на первом столе - конверты с заданиями.
1 конверт: “Экспериментальное задание”
1) Объяснение наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
2) Наблюдение теплопередачи в воде конвекцией
3) Устройство термометра и измерение температуры плавления парафина
4) Наблюдение излучения
2 конверт: “Кубик – грань кубика объяснить”
3 конверт: “Решение вычислительных задач (переход из одного агрегатного состояния в другое)
1) Определить количество теплоты, которое необходимо, чтобы затратить, чтобы вскипятить чай, взяв 3 килограмма льда при температуре - 10?C.
2) Сколько энергии выделится при кристаллизации и охлаждении от температуры плавления до 27 ?C оловянной пластинки размером 2*5*10 см.
3) Кофейник ёмкостью 0, 002 м3 заполнили водой при температуре 150C . Какое количество теплоты пошло на нагревание и кипение воды, если известно, что вода выкипела.
4) Из копильника вагранки для отливки детали выпустили расплавленное железо объёмом 30 м 3. какое количество теплоты выделилось при его кристаллизации и охлаждении до 390C .
4 конверт: “Решение качественных задач”
1) 722 –Л; 736 – Л; 773 – Л.
2) 769 – Л; 748 – Л; 721 – Л.
3) 718 – Л; 740 – Л; 749 – Л.
4) 770 – Л; 754 – Л; 724 – Л
5 конверт: “Не уроком единым…”
1) Объясните поговорку: “Куй железо, пока горячо”
2) “Шубу носят не для красы, а для теплоты”
3) Найди ошибку: “Она жила и по стеклу текла, но вдруг её морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла”.
4) Объясни:
Почему воздушный шар
Днём поднять труднее?
Ночью этот стратостат
Ввысь летит скорее.
Итог урока.
По количеству набранных баллов счётная комиссия выставляет оценки.