Из опыта работы по разработке и апробации элективного курса "Востребуемый работник на рынке труда"

Разделы: Экономика


Профилизация старшей школы направлена на более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся, на создание условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношения образования.

В настоящее время оформились новые требования к выпускникам, как основной, так и средней школы, к уровню их знаний, способностям применять эти знания в незнакомых ситуациях, быстро адаптироваться в меняющихся социально-экономических условиях, к умениям и навыкам самообразования, к уровню критического мышления, к способностям выстраивать коммуникации с другими людьми. И как показывает опыт, ведение предпрофильных и профильных курсов, дает возможность решать эти сложные задачи.

Задачами предпрофильной подготовки являются:

  • выявление интересов, склонностей и способностей школьников,
  • формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированный на выбор профиля обучения в старшей школе;
  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением и. д.

Для реализации данных задач, на мой взгляд, большую роль играют профориентационные курсы, мной был составлен элективный курс “Востребуемый работник на рынке труда”, для учащихся 9-х классов

(12 учебных часов).

Цель курса: формирование представления о собственной траектории к будущей профессии на основе знакомства с миром профессий и рынком услуг труда, исходя из своих способностей, психологических особенностей и из потребностей региона.

Задачи курса:

  • сформировать знания, которые помогут учащимся в профессиональной ориентации;
  • способствовать формированию у школьников навыков анализа экономической ситуации на рынке услуг труда;
  • формирования уважения к людям труда, знакомства с традиционными отраслями и новыми тенденциями в экономике региона.

С целью повышения интереса к курсу творческой активности учащихся включены различные формы работы: решение проблемных задач, разбор ситуаций, встречи людьми разных профессий, деловые игры, экскурсии в службу занятости, проведение социологический опросов, составление компьютерных презентаций. Широко используются групповые формы работы. В конце изучения курса проводится диагностика, позволяющая оценить степень заинтересованности учащихся данным курсом.

В ходе преподавания курса предусматривается формирование умений и навыков:

  • анализ статистических источников;
  • навыки получения информации о профессиях, о потребностях в кадрах, возможностях образовательной среды;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных), тренингах, моделирующих ситуацию из реальной жизни.

 Форма итогового контроля - обоснование выбранного профиля и защита будущей профессии.

2. Учебно-тематический план.

Тема. Количество часов. Форма занятий.
1. Введение. Влияние традиции на выбор профессии. Традиционные профессии поморов. 1 Лекция в сочетании с диалогом. Решение проблемных вопросов.
2. Экономика региона и рынок услуг труда. 3  
2. 1.  

Лес или море?

(ведущие отрасли экономики Архангельской области).

1 Анализ экономического развития области, характеристика ведущих отраслей производства.
2. 2. Занятость населения. Безработица. 1 Экскурсия в Службу занятости г. Архангельска. Характеристика вакансий.
2. 3. Прогноз на будущее? 1 Решение проблемных ситуаций (работа в группах). Анализ статистических данных.
3. Профессии рыночной экономики. 4  
3. 1. Предприниматель-профессия, или образ жизни? 1 Дискуссия.
3. 2. Сферы деятельности и предпринимательство. 1 Элементы исследования.
3. 3. “Портрет” современного работника. Устройство на работу 2 Работа в группах. Деловая игра.
4. Мотив и профессия. 1 Психологический тренинг.
5. Право на труд. 1 Практикум по Трудовому Кодексу.
6. Твой выбор? 1 Индивидуальная защита выбранного профиля и будущей профессии.
7. Резерв. 1  
Итого   12  

3. Содержание курса.

Введение: Влияние традиции на выбор профессии. Традиционные профессии поморов.

Цель: Определить взаимосвязь исторических, географических, экономических факторов и приоритетов определенных видов профессий.

Основные вопросы:

Какие профессии являются традиционными для нашего края, с чем это связано?

Менялось ли к ним отношения?

Профессии ваших родителей, имеет ли место традиции при выборе профессии в вашей семье? (примеры).

Формы работы: элементы лекции в сочетании с диалогом, решение проблемных вопросов.

Тема 1. Экономика региона и рынок услуг труда.

Цель: Определить ведущие отрасли в экономике Архангельской области, перспективы их развития и влияние этих процессов на рынок труда.

Основные вопросы:

Основные отрасли, ведущие предприятия;

Спрос и предложение на услуги труда (характеристика вакансий);

Прогноз на будущее? (анализ статистического материала Областной Службы Занятости).

Основные формы: экскурсия в Службу Занятости; работа со статистическим материалом.

Тема 2. Профессии рыночной экономики.

Цель: Уяснить взаимосвязь предпринимательства с рынком и появление новых профессий при переходе к рыночной экономике.

Основные вопросы:

Кого мы можем назвать предпринимателем?

Новые профессии.

Требования к современному работнику.

Формы работы: элементы исследования, дискуссия, работа в группах, деловая игра.

Тема 3. Мотив и профессия.

Цель: Выявление приоритетных мотивов выбора профессии учащихся их обоснование.

Основные вопросы:

Мотивы выбора профессии.

Психологические особенности и наклонности.

Формы работы: психологический тренинг (приглашение психолога).

Тема 4. Право на труд.

Цель: Обосновать конституционное закрепление право на труд и усвоить основные нормы трудового права на основе анализа Трудового кодекса.

Основные вопросы: Право на труд. Обязанности и права работадателей и работников. Требования к современному работнику.

Форма работы: Практикум по Трудовому кодексу.

Итоговый контроль -индивидуальная защита. Обоснования выбора профиля через призму будущей профессии.

Все занятия курса направлены на формирования осознанности социально-экономических факторов выбора профессии в будущем, и профиля.

Для этого включены следующие темы:

Влияние традиции на выбор профессии, традиционные профессии поморов.

Форма данного занятия - диалог, решение проблемных вопросов, Учащиеся сами пытаются определить роль традиции в выборе профессии, приводят примеры, рассказывают о профессиях своих родителей, (по желанию)

С интересом ребята называют традиционные профессии поморов, перед учениками ставится вопрос изменилось ли отношение к ним, высказывают свое мнение, что нужно сделать, чтобы поднять престиж профессиям моряка, рыбака и т. д.

Ведущее место в учебном плане отводится темам Экономика региона и рынок услуг труда.

Учащиеся определяют ведущие отрасли экономики Архангельской области, перспективы развития края. Проводится экскурсия в Городскую службу занятости.

Характеристика основных вакансий, прогноз на будущее.

Работа со статистическими данными, ставлю перед учащимися проблему: как ситуация рождаемости скажется с одной стороны на количестве рабочей силы, с другой на потребность в различных профессиях, например учителей.

При изучении темы профессии рыночной экономики применяю форму занятия

Ярмарка профессий. Ребята рассказывают о профессиях, которые в нашей стране

появились при переходе к рынку. Подробно ведется разговор о профессии менеджера. Особое внимание обращаю, на формирование необходимых качеств для успешного управленца, и какие из них необходимо формировать будучи школьниками (лидерские качества, умение работать в команде, физическое здоровье и т, д

Центральным в курсе является занятие на тему “Портрет современного работника”. На занятии учащиеся, исходя из полученной из разных источников информации, составляют портрет современного востребуемого работника, и в заключении выполняют практическое задание: соотнести общие и индивидуальные требования к выбранной профессии и составить резюме, его представить работодателю.

В курсе предусмотрены темы “Мотив и профессия”, форма занятия психологический тренинг, Конституционное право на труд, форма занятия практикум по Трудовому кодексу.

Итоговым является занятие “ Твой выбор”.

Цель – обоснование выбора профиля и будущей профессии по алгоритму:

1. Сфера деятельности, профессия, специальность

2. Какой профиль наиболее целесообразен

3. Прогнозируемый спрос на рынке труда на профессию, от чего он будет зависеть?

4. Мотив выбора

5. Соотношение ваших психологических особенностей, способностей к требованиям выбранной профессии.

В результате активной работы на занятиях курса у учащихся формируется отчетливое представление, что успешность выбора профессии из трех слагаемых: “ХОЧУ”- склонности и интересы в профессиональном выборе, “МОГУ”- Возможности личности в профессионально деятельности, “НАДО” - социальный заказ, спрос на специалистов определенных профессий.

Защита профиля и будущей профессии явилось первой попыткой девятиклассников обосновать свой выбор с разных позиций.

Различные формы работы, применяемые на занятиях дает возможность активизировать познавательные процессы и творческую деятельность, получать эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительным занятиям, интересующим видом деятельности. Развития умений целеполагания, анализа, сопоставления. Формирует готовность у школьников к профессиональному выбору.